Глава 400. Давыд. Стихира

Иван Васильевич Давыд (Царь Иван IV)
Стихира в честь Сретения иконы Владимирской Богоматери
Мужской вокальный квартет под управлением И. Воронова
Игорь Воронов (художественный руководитель)
Запись — 1989 год

abyrvalg: В Архиве, оказывается, есть две записи Ивана Грозного.

OlgaKz: Две стихиры: одна — на сорок минут, другая — на полчаса.
Ай, да Грозный! Ай, да Архив!

victormain: Я одну из его стихир гармонизовал для четырехголосного хора тридцать лет назад в музыке к документальному фильму про режиссера Тарича, который в 1926 году снял «Крылья холопа» с Леонидовым в роли царя Ивана; фильм этот на весь мир прошумел тогда. Был там, кстати, и пир опричников, и очень лихо сделанный. Сценарий Шкловский писал. Это я к тому, что стихира очень хорошая, яркая, «Вострубите трубы» начинается. Всего, насколько я помню, в четырех стихирах авторство Ивана Грозного предполагается.

OlgaKz: Виктор Николаевич, а здесь эта Ваша работа есть? Можно услышать? Это действительно здорово!

victormain: Увы, у меня нет копии этого фильма. Это в эпоху до-видео происходило, переписать себе возможности не было. Я знаю, что негатив и контрольная позитивная копия находится в киноархиве, но это далеко под Минском, специально заказывать в голову не приходило, пусть лежит спокойно.
А на студиях нет архивов таких, никаких территорий не хватило бы. В России в Белых Столбах хранится все, что было сделано в СССР (этот фильм, стало быть, тоже) и то, что теперь делается в России. А в Беларуси есть свой локальный архив, он в городе Дзержинске.
VHS копии моих фильмов мне стали делать только в начале 90-х, причем далеко не всех. С художественными и анимацией проще, это часто идет по телевидению, копии находятся в постоянном пользовании. А вот с документальным кино беда, много очень славных вещей кануло в Лету. Я в 70-90-х много документалок писал, на сороковой, помню, со счета сбился и больше не подсчитывал толком. Знаю, что всех вместе киноработ за сто точно есть.

borisfedorenko: Цитирую статью А. Рогова, опубликованную на конверте оригинального винилового диска со стихирами Ивана Грозного.

Музыку, хоровое церковное пение Иван Грозный любил смолоду, любил всей душой, истово. Неподалеку от Москвы в древнем Переславле-Залесском в соборе Никитского монастыря, построенного в 1564 году, до недавнего времени хранилась вделанная в стену большая плита из белого камня, на которой было начертано: «Благочестивый государь всенощное бдение слушал и первую статию сам пел, и божественную литургию слушал, и красным (красивым — А. Р.) пением с своею станицею (капеллою — А. Р.) сам же государь пел на заутрени и на литургии». Как видно из этой надписи, царь имел свою капеллу (станицу) — певцов, выделявшихся красотой пения. В храмах Александровой слободы, которая с 1564-го по 1572 год была его резиденцией, царь сам почти ежедневно читал и пел. В слободе заведена была целая музыкальная школа, а во главе ее стоял знаменитый распевщик Федор Крестьянин (Христианин) с учениками Иваном Носом и Стефаном Голышем. Все они были выходцами из Новгорода, славившегося своими певцами и распевщиками.
   Царь не только любил хоровое пение и покровительствовал ему — известны и его собственные музыкальные произведения. Они сохранились в рукописи «Книга глаголемая Стихирарь месячный, иже есть Око дьячье», находящейся в собрании Троице-Сергиевой Лавры (в настоящее время — в составе Отдела рукописей Государственной библиотеки имени Ленина).
   Стихирарь содержит два произведения с надписаниями: «Творение царя Иоанна деспота (по-гречески — владыки — А. Р.) росийского» и «Творение царево». Оба произведения Ивана IV — стихиры, то есть песнопения вечерни и утрени, первые слова которых заимствуются из текста псалмов, а в последующих, поэтически связанных с ними, развиваются определенные темы, прославляющие каких-либо святых или отдельные события.
   Первое сочинение посвящено московскому митрополиту Петру. В истории Москвы как центра собирания раздробленной Руси он занимает особое, можно сказать, исключительное место. Став в 1299 году общерусским митрополитом, Петр со всей решительностью встал на сторону только начавшей возвышаться юной Москвы. Ее интересы он отстаивал и в соперничестве Москвы с Тверью, «старой и богатой», и перед золотоордынскими ханами. В 1325 году при Иване Калите Петр даже перенес церковную столицу Руси — митрополичью кафедру в Москву. Этим дальновидным с исторической точки зрения шагом Москве была оказана поистине неоценимая услуга.
   Теми же идеями исторической памяти проникнуто и второе из названных музыкальных творений царя — Стихира в честь Сретения (встречи — А. Р.) иконы Владимирской Богоматери. Событие, связанное с этим торжеством, было одним из самых решающих и драматических в истории Москвы. В июне 1395 года к стенам Москвы подошел грозный и непобедимый завоеватель Востока Тимур — Тамерлан или, как его называли на Руси, Темир-Аксак.
   Положение столицы поднимающейся Руси казалось безнадежным. Но «гроза мира» Тамерлан вдруг стремительно покинул свои позиции. Это произошло 23 июня (старого стиля) — именно в тот день, когда в Москву из Владимира была
принесена издревле почитавшаяся на Руси икона Богоматери Владимирской.
   Историки до сих пор не могут точно определить причины столь неожиданного поведения непобедимого доселе полководца (называют чаще всего внутренние смуты в его войсках и государстве). Так или иначе, но в этом избавлении «светлокрасующегося града Москвы» люди того времени не могли не увидеть «заступление чудное Владычецы». 23 июня стало одним из дней празднования иконы Владимирской Богоматери, одним из «нарочито московских» и общерусских праздников.


Рецензии