Накшбанди. Индия. Дагестан

7 март 2019 г.  ·

1.

Южнодагестанская  суфийская тайная Индия, - индийское сильсиля дагестанского накшбанди:
....странно, но, по первому впечатлению, это - моё открытие, что ли?
( NB: открытие - это не означает, что "я первый увидел"; это значит:  "я первый обратил внимание, ухватился и выяснил").

За два последних дня я пролистал шесть авторефератов, - вполне таких академичных,  - о том, как возник современный дагестанский суфизм, точнее ат-тассавуф. Точнее, тарикат накшбандийа-халидийа, который в Дагестане и сейчас преобладает.
А сей тарикат - это не только моё личное когнитивное любопытство, не только  история и не совсем даже религия.

2.

Накшбандийа-халидийа - это непрерывно пульсирующий, как перпетуум мобиле, неостывающе жгучий социальный механизм.
Считается, что он начала действовать в 1823 году; через четыре года он уж развернул войну против Российской Империи; и это была  Большая Кавказская война,  - та самая, тридцатилетняя.
Имамат Кавказ 1830х-50х голов, это, если кто не знает, страна-вирд, мистическая суфийская теократия.
Шамиль, самый знаменитый из имамов - это Наиб, внешняя военная проекция суфийского Муршида.
( --  во главе милитарного государства - Диктатор,
но у Диктатора есть Наставник, Учитель --).
 
Разрозненные разноязыкие дагестанские ханства тысячу лет воевали между собой на северной окраине расплывчатого Ирана. И вот возник Тарикат - и разноязыкие горные народы стремительно сплотились в одно целое, в твёрдо-вертикальное  государство со своей геополитикой, шпионажем и артиллерией. 

Тарикат  накшбандийа-халидийа породил и новый Имамат (под прикрытием Горской республики) в 1917ом, и цепь восстаний в 1920х, и - до сих пор механизм действует, и как ещё. Поход Исламской миротоворческой бригады в 1999 году, Исламская Республика Дагестан, - то, с чего началась Вторая чеченская, -  это ведь, на самом деле, религиозная война. Салафиты - во имя таухида, - против суфиев, которых они считают источником духовных  эпидемий куфр и бидаа.

3.

Но я  вот о чём: в авторефератах, во всех, без исключения,  оказалось нечто странное и для меня, честно говоря, неожиданное.
Там нет слова Индия.
А я, собственно, его и искал.
Упоминаний об Индии  настолько нет, что мне прямо видится какая-то голодно зияющая нарративная дыра, которую хочет заткнуть прямо сейчас. чем попало, как можно скорее.   
Странно это - вот почему: в начальный период, 1810 - 1828, территория зарождения дагестанского суфизма -   трёхсоставный Табасаран и лезгинское ханство Кюре - это как бы маленькая Индия.
Муршид, благодаря которому в Дагестан проникла  иджаза и развернулась спиритуальная традиция  протянувшаяся до настоящего времени, обозначен в любой сильсиля (спиритуальной династии суфийских муршидов).

Это - сейид шейх Абдаллах Дехлеви по прозванию Гулам Али-шах. (1744 + 1824).
Дехлеви - значит Делийский, из Дели.  Из столицы падишашства Хиндустан, Империи Великих Моголов.

Его мюриды, впоследствии его халифа, - курд Халид ас-Шами  и азербайджанец Исмаил ас-Курдумури.

Они учились в ханака Гулама Али шаха в Дели одновременно, в 1809 году.
Халид ас-Шами - это муршид, живший потом в Дамаске, имя которого носит сейчас тарикат накшбандийа-халидийа.
Исмаил-хаджи ас-Курдумури. - это тот, кто создал, собственно, этот тарикат в Южном Дагестане (1810 - 1823). Именно от него приняли иджазу шейх Хас-Магомет альГимрави (Кази-Мулла, первый Имам), шейхи Магомет-эфенди альЯраги и Джамалуддин альКумуки  - муршиды имама Шамиля.

4.

Преинтересно то, что первые суфии в Дагестане - именно лезгины. первые шейхи - табасаран (или всё-таки лезгин?) Хас-Магомет и точно лезгин Магомет-эфенди.
Василий Швецов писал (1855): "Из всех племен населяющих Кавказские горы и равнины, ни одно не имеет положительного понятия о своем происхождении и о прочих исторических сведениях: они не изучали изустных преданий о событиях, случившихся в жизни предков их; все что известно им, не углубляется в давно прошедшее, этот круг очерчен не далее дедовского времени, исключая Лезгин, признающих себя выходцами из Индии".

То есть это предание - "лезгины пришли из Хиндустана" - трепетало и манило в то же самое время, во время Кавказской  (Суфийской!) войны, в 1830х - 40х.
( -- потом эту легенду всерьёз подхватил сталинский официально признанный гений - академик Николай Марр, для иллюстрации своего марксистско-ленинского бреда о "классовой борьбе языковых семей" --).


Рецензии