Когда болеют каштаны

Зеленые шипы раскрылись, обнажив внутри коричневый плод – тот пророс в землю и дал начало изящному дереву, которое уходило вверх в бездонную синеву и белые замки, – к яркому диску солнца, росло и крепло с каждым годом.

Дерево одиноко стояло на невысоком холме, поросшем кустами боярышника, сочной зеленой травой, сорняками, и, как ни странно, покрывалом самых разных полевых цветов. По ночам они переговаривались друг другом – шепот самых удивительных историй доходил до близлежащей деревни, где все дома были маленькими и плотно жались друг к другу. Шепот проходил по узким улочкам, шелестел по соломенным крышам, проникал даже через щели и узкие окна – но люди оставались глухи. Уж слишком они были поглощены собственными делами и заботами. Куда здесь до каких-то мудрых историй из глубины веков?

Но один из жителей все же слышал: парнишка с копной непослушных светлых волос, полыхавших на солнце словно пшеничный сноп. Каждый вечер он выходил в небольшой дворик за своим скромным жилищем, садился на покрытую темным лаком лавку, и внимательно слушал. А после – записывал. И поделился одной из этих историй со мной, когда волею судеб мне довелось забрести в это богом забытое место.

Он говорил: «Все началось тогда, когда черная скверна отравила землю и реки, а также проникла глубоко в души людей; они стали злыми, завистливыми, тщеславными и мстительными. И пошел войной брат на брата, и на землю пали алые лучи крови, и свет луны и её детей звезд заслонило черное крыло ворона. Тогда собралось двенадцать мудрецов из этого края, и пытались вразумить они зараженных скверной земляков, но те прогнали их и забросали камнями. И тогда стало ясно, насколько глубоко зло отравило людское нутро. Один юноша, видя, что люди гибнут и земля под ними становится сухой и бесплодной, посадил на холме каштан. Каждую ночь он приходил туда и молился всем богам и духам природы, которых знал. Он просил избавить людей от поселившегося в них зла. Но все было тщетно, словно боги наложили на них проклятье, которое никто не мог снять. Юноша видел, что каштан заболел: каждое лето его листья покрывались ядовитой ржавчиной, отравляя соки дерева. Скудные плоды высыхали на тоненьких ветках и превращались в прах, который ветер проносил между домами этого края. И тогда юноша пошел на крайний шаг: стал рядом с деревом, высоко подняв кинжал к солнцу, и сказал, что принесет себя в жертву богам, лишь бы на его земле снова воцарился мир и радость. Когда он поднес клинок к горлу, и пустил кровь, и первые капли покрыли землю, поднялся ветер – настолько сильный, что едва не сбил его с ног. И из травы восстали боги, – мужчины и женщины, в своих лучших одеждах, сотканных из шелка солнца и нитей луны, – и остановили они юношу, не дав совершить столько страшный и отважный поступок. Он уронил кинжал и в слезах попросил их избавить людей от скверны. Они согласились, но, как и все боги давно минувших времен, потребовали плату – юноша должен был заключить себя в дерево, таким образом сдерживая распространение скверны. Стоять одному на холме и противостоять силам зла, дабы больше они не проникли в людские сердца. И юноша согласился без тени сомнения, позволив дереву поглотить себя. И вскоре эта земля снова услышала радостный смех и добрую музыку: люди стали улыбаться друг другу, и помогать, и заключать соседа в дружеские объятия. Каждый из них – хотя никто не знал, что же на самом деле произошло, – стал оставлять небольшие подношения возле дерева каштана на холме: монеты, цветы, деревянные игрушки и много всего прочего. Каждый год дерево радовало жителей своими цветами: девственно белыми или ярко-красными. А в день летнего солнцестояния каштан выпускал ярко-оранжевые – всего один раз, но издалека казалось, что все дерево светится, точно раскаленное золото».

– Но его жертва оказалась напрасной, – серьезно сказал мне мальчик, точно случилась великая несправедливость, – посмотри на людей сейчас: их снова отравила скверна. А каштаны болеют.

Он указал рукой на небольшую аллею между домами, листья которых уже начала покрывать ржавчина.

– Когда люди поступают плохо, природа идёт против людей. Это знают все. Скверна сначала отравляет человека, а потом все вокруг него. И распространяется быстрее, чем чума.
– И что же делать? – спросил я его.
– Стой за все доброе в этом мире, как то дерево на холме. Это ведь не так сложно, верно? Да, сила скверны велика, но ей можно сопротивляться. Тот юноша это доказал и его жертва – нам в пример. И, возможно, каштаны больше никогда не будут болеть.


Рецензии