Глава 273. Моцарт. Последний концерт

Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром №27 cи-бемоль мажор
Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Святослав Рихтер (фортепиано)
Кирилл Кондрашин (дирижер)
Запись — 28 марта 1973 года

Outfor: Дата выступления указана неверно. В этот день Рихтер играл в БЗК концерт Шумана.

art15: На диске так было указано, они не могли эту информацию с воздуха взять.

Outfor: Рихтер играл 28 и 29 марта концерт Шумана.
28 марта я приехал в консерваторию к 12:00, чтобы купить билет. Отстоял очередь, но билета мне не досталось. На следующий день 29 марта я приехал в кассу к 9:00, стоял в очереди до вечера и получил билет. Такие вещи не забываются. А случаи неверных датировок на дисках — вещь вполне заурядная.

Mikhail_Kollontay: Напомнили, как примерно в 1970 году в Москву вдруг привезли огромнейшее количество партитур издательства «Петерс». Мы все стояли ночами в очередях, подменяя друг друга, педагоги со студентами вперемежку, помню покойного ныне Александра Михайлова, руководившего тогда нашим студенческим оркестром, мерзнущего рядом с нами, демократия небывалая. И это продолжалось совсем не один день, и по всем магазинам Москвы до сих пор — основа нашей нотной библиотеки.

samlev: То же самое творилось в Ленинграде. Цены были смехотворные — том (один из трех) сонат Бетховена в изумительном твердом переплете стоил 1 рубль 20 копеек — меньше килограмма шоколадных конфет. В мягком переплете — 90 копеек. Была вся немецкая (и не только) классика. Модерна не было. До сих пор, как и у Вас, основа библиотеки.

Mikhail_Kollontay: Да, именно — из рук вон дешево было. Интересно, кому в голову такая распродажа пришла, может, «Петерс» затоварился? Огромную роль сыграла эта акция для очень многих из нас. Где бы мы доставали пассионы Баха, симфонические поэмы Рихарда Штрауса в те годы? Партитуры! Все основные оперы Вагнера, Тристан, Мейстерзингеры, Кольцо — все в партитурах! И клавиры тоже, ну это ладно еще. Но да, новой музыки не было, да она столько бы и не могла стоить.

samlev: Да, загадка! Думаю, просто акт сотрудничества социалистических стран. Интересно, конечно, было б узнать, кто конкретно из чиновников такой невероятный подарок сделал — хоть спасибо сказать! Я, помню, несмотря на цены, выложил основательную сумму — занял у всех, у кого мог — и купил действительно много.

Maxilena: А какие были нотные сборники Шопена! Кажется, издания Падеревского.

Mikhail_Kollontay: Нет, это другая история — Падеревский стоял сколько угодно, а то была краткая акция: практически все, что выставили, было сметено в несколько дней, максимум недель.

samlev: Из русских были «Картинки с выставки» со знаменитой опечаткой на предпоследней октаве «Двух евреев» — ноты до вместо си-бемолей.

Mikhail_Kollontay: Евреям не везет — кроме этого, сам Мусоргский тактом раньше сделал описку, в доминантовом трезвучии пропустил написать до бекар, отменяющий предыдущий бемоль. Но издатели как раз тут дружно протянули руку помощи. Уж не говоря о том, что название переиначили (Стасов?). В котором тонкость: в кавычках стоит и «Самуэль» и «Шмуйль» (смысл в том, что автором подчеркнуты две разные формы одного имени). А в начале, тоже в старых изданиях, перевран ритм. Плюс фальшивые ноты в Катакомбах и Тюильри, ну это привычно. Надо допроситься у Алеши Кандинского — опубликовал ли он книгу, в которой показывает густой слой каббалистики, опутывающий все сочинение? Если нет, неплохо бы поделился хоть тут.

samlev: Крайне интересно!! Вы не можете его попросить?

Mikhail_Kollontay: Я давно думаю, что надо связаться, но вот никак руки не доходят, как и до многого другого, не дозвонился Игорю Красильникову, подтолкнуть к выкладыванию музыки. А теперь, когда еще в Москве буду, неизвестно.


Рецензии