Кью. В чём разница между навыком и привычкой?

"В чём разница между навыком и привычкой?"
(Анонимный вопрос).

Лучше было бы спросить, в чём тождество и различие между привычкой и навыком.
Тождество состоит в том, что привычка и навык являются результатом процесса научения, происходящего в опыте.  Но научение может быть как бессознательным, так и сознательным. Поэтому привычки и навыки условно делятся на сознательно сформированные (условные рефлексы) и бессознательно образовавшиеся (безусловные рефлексы).  Оба являются автоматически действующими процессами (автоматическими формами взаимодействия организма со средой).

Жизнь, как известно, чему-нибудь да учит. Если субъект на это способен. Если не способен, то он и нежизнеспособен. Научение - один из процессов приспособления (адаптации) индивида к среде его обитания.

В слове "научение" мы можем выделить корень "уч", сходный с корнем "ук". Отсюда и слово "наука". Научение -> наука. Наука изучает повторяющиеся явления. Также и субъект (животное/человек) учится чему-либо в повторяющихся условиях. Насколько они повторяются и насколько они меняются - это уже другой вопрос, связанный с наблюдениями за изменчивостью всего постоянного.

От корня "ук" недалеко и до буквосочетания "вык": привык, навык, обвык, обыкновение, обычай, быт, бытие.

Различие между привычкой и навыком в том, что привычка - это результат процесса привыкания к неменяющимся или постепенно меняющимся условиям жизни организма в определённой среде.  И эти условия отражаются в психике посредством сенсорики (ощущений и восприятий).  А навык - это результат процесса приспособления к этим условиям, т.е. автоматизированная последовательность движений в этих привычных условиях.  И да, навык - это преимущественно моторика, двигательный состав действий.

Если условия резко изменились, например, в поле зрения возник незнакомый предмет или незнакомое животное, то активизируется ориентировочный рефлекс "что такое?!", и субъект исследует этот новый объект до тех пор, пока к нему не привыкнет.  Он, конечно, может развить свою ориентировочную реакцию на этот новый/старый предмет в ориентировочную (познавательную) деятельность, дабы познать его глубже и выявить его существенные стороны с тем, чтобы использовать его для своих нужд. Однако животное тем и отличается от человека, что его не волнуют существенные стороны предмета, и оно по мере привыкания к предмету (явлению) "перестаёт" его замечать и реагировать на него. Замечать и реагировать - продолжает, но без яркой ориентировочной реакции.

Навыки проявляются в паре с привычками.  Это диалектическое взаимодействие между ними. Одно перетекает в другое. Поэтому их часто путают.

Возьмём, к примеру, такой процесс как курение. Поначалу подросток или молодой человек видит, как другие (взрослые или такие же малолетки) курят. Возникает ориентировочная реакция. Подросток наблюдает за процессом. Процесс ему кажется привлекательным.  И у него возникает желание попробовать самому покурить. Или его могут соблазнять, предлагать, демонстрировать, как это круто и по-взрослому. Мотивов самому изведать сие действо - куча.

Понятно, что сначала происходит исследование того, что есть сигарета, папироса, сигара, самокрутка. Вид, вкус и запах, ощущение в полости рта и носа от дыма - это то, к чему новоявленный курильщик привыкает. Потому что привыкание здесь связано с естественным отторжением дыма и содержащихся в нём веществ. Т.е., с некоторыми трудностями, которые легко преодолеваются стремлением вписаться в "коллектив".

Все действия, связанные с добычей/получением курева и спичек/зажигалки, с держанием в руках этих предметов и оперировании ими, постепенно автоматизируются и становятся навыком курения. Причём курильщик привыкает к определённому сорту сигарет. Что может сочетаться с пробованием других сортов или видов курева.

Но курение - это дурная привычка и дурной навык. Есть и другие привычки и навыки - полезные для здоровья.  Например, навыки пробежек в привычных лесных массивах; навыки плавания в привычной водной среде при определённой температуре; навыки вождения привычной модели автомобиля или пилотирования привычного (изученного) лётного средства.

P.S.: Для более любознательных читателей у меня есть более объёмный текст о привычках и навыках -

http://proza.ru/2024/02/26/1264


Рецензии