2. Генерал

Испытал многое: в штыковую ходил, под пулеметным огнем был, под ариллерийские, минометные обстрелы попадал, под авиабомбёжкой бывал, и друзей рядом убивало.

 Фронтовикам известно, что той пули, что в тебя попадет, не услышишь. В бою бояться времени не было. Надо было драться, руководить.

Всегда стремился быть объективным:
-  если хорошо шли дела, не строил из себя героя;
- если плохо то за других не прятался, докладывал всё, как есть. 
Это не всегда и не всем нравилось. В начале и на первом этапе войны хвастаться-то было нечем. Трудностей пережил немало.

Немногие из моего поколения дожили до старости. Я на пороге тех лет, когда о мужчине говорят: старик! Старость может быть покоем или горем. Она вдвойне тяжела, если  проведешь ее в одиночестве, но со мной Господь Бог – он исключил последнее.

Мои 4 брата погибли на фронте, двое умерли после войны. Пятый десяток лет живем после войны. Не каждому так везёт! Я прошёл три войны, но не потерял друга жизни – любимую Марию Михайловну, которая воспитывала до войны и в тяжелейших условиях эвакуации в Оренбурге, во время войны, сына. После войны родилась дочь. Они, получив высшее образование, обзавелись своими семьями – честно трудятся. Помогали им и продолжаем помогать, участвуя в воспитании подрастающего поколения.
 
Полковник в отставке… Высокое воинское звание говорит о многом. Это понятно тем, кто в годы Великой Отечественной войны сам прошагал боевыми дорогами от опаленных снегов Заполярья до  западной Европы.
 
Кого и где застал  великий  миг, называемый Победой, не имеет значения. Важно главное – мы выжили, победили, вечная память тем, кто смотрел смерти в лицо и не дожил до этого великого мгновенья! Спасибо им! Многим!

Вот так всю сознательную жизнь и прожил – учился воевать, воевал. Опять учился, воевал и учил воевать других. Ценил людей не за их богатство или власть, а за их ум и чувства.

Мне сейчас вспомнился разговор, который произошел после войны в городе Барановичи БССР с начальником отдела кадров бывшего 1-го Укр.фронта (забыл фамилию), а тогда уже штаба Барановичского военного округа. Было это в августе 1945г (наш 128 стрелковый корпус вернулся из Праги в Брест в июле). Командующий Барановичского ВО маршал Тимошенко С.К. собрал на совещание всех командующих армии и корпусов, на котором присутствовали и начальники штабов.

Так вот, этот начальник отдела кадров (мы друг друга знали на фронте) в курилке, во время перерыва сообщил, что я,  начальник штаба 128 стрелкового корпуса и зам. командира корпуса по артиллерии полковник Стастюнин В.М.  были представлены к присвоению звания «генерал-майор»!

Представления были подписаны командиром корпуса Батицким П.Ф. и Военным Советом 28 Армии (командующий Лучинский А.А., член Военного совета Мельников С.И., начальник штаба Рогачевский С.С.), но произошла трагедия ( как он выразился). Дело в том, что представления поступили 8 мая 1945г, а утром 9 мая он пошел докладывать Коневу И.С., который был командующим 1 Украинским фронтом.

Произошло это  во время завтрака. Конев И.С. уже знал о победе. Мы же официально узнали об этом только после 12 часов 9 мая 1945г. Так вот Конев, выпив рюмку коньяка, сказал, а смотрел как раз на мой лист, который лежал сверху, что он еще молодой и успеет получить генерала! Да, и артиллерист Сластюнин тоже успеет! Представление так подписано и не было. Начальник отдела кадров спросил у меня: а знал ли я? Я ответил, что не знал.
 
И, наконец, он мне заявил, что если бы еще несколько дней продолжалась бы война, то я был бы генералом. Пожалуй, он прав. Ведь получилось, что Конев продвинулся до маршала и получил дважды героя СССР, правда, благодаря Г.К.Жукову.

Так что сам он от войны взял все и даже орден Победы, а с нами поступил безнравственно! Бог с ним! Ведь и я за взятие Берлина был награжден Орденом Кутузова 3-й степени. Но для меня самой высшей наградой является то, что я остался жив! И живу я за погибших братьев!


Рецензии