Иероним с цитатами и комментариями

Изо: стрелок из лука и его жена, зелёная лыжница, занимаются спортом

Иероним

"Толкование на Евангелие от Матфея":
Хоть и говорят, что он какой-то там учёный, но простой древний мужик в нем очень виден. Типичный такой "мудрец" - такой же, как сотни миллионов христиан, крестьян, мужиков в следующую тысячу лет, где-то дремучий, а где-то и лучше нас, нахватанных болтунов. Каково средневековье, таков и Иероним; религия - их удел...

П.С.:
"Страх Божий изгоняет страх человеческий." - плохо, когда всё человеческое изгоняет...

"Самое девство есть плод брака." - имеет в виду, что в браке рождаются невинные дети и, значит, у него есть благословение.

"И святые могут впадать в зависть." - я ещё раньше заметил, что его сильная сторона: скептичный жизненный опыт. 

"Вино и молодость – двойное воспламенение для чувственности. Зачем же подливать масла в огонь?" - да, и без вина молодые как пьяные (и член летит всю ночь, не ведая стыда)

"Хвалю брак, хвалю супружество, но лишь потому, что от брака рождаются девственные люди." - та же тема; и опять виден его скепсис; мол, безбожно трахаются и супруги, но если дети рождаются, то ладно.

"[Обращаясь к матери девственницы («невесты Христовой»):] Ты стала тещею Господа." - вероятно, это ирония и насмешка над тёткой

"Когда подаешь милостыню, пусть видит только Бог. Когда постишься, да будет радостным лицо твое. (…) Не старайся казаться набожной и смиренной более, чем нужно; не ищи славы, избегая ее." - это и в Евангелиях написано, но приходится  повторять, потому что хрен до кого доходит, кроме тех, кто от природы скромен и безмятежен

"Если (…) я начинал (…) читать пророка, меня ужасала грубость речи, и, не видя слепыми очами солнца, я думал, что это вина не глаз, а солнца." - вот, неправильно ветхозаветных пророков за солнца считать и не надо грешить в отношении собственного зрения

"Обращение никогда не может быть поздним. Разбойник вошел с креста в рай." - вот только тот разбойник поверил в распятого соседа, а не во всемирно почитаемого "Христа". "Обратиться" перед смертью к богу - это рутина, все обращаются, куда деваться...

"[Об обучении девочки:] Бранить ее не следует, но нужно возбуждать ее способности похвалами (…). Больше всего следует остерегаться, чтобы она не возненавидела учение, чтобы отвращение к нему, сложившееся в детстве, не перешло за молодые годы." - девочки никогда не ненавидят обучение, они всегда любят его. Любят зубрить, учить наизусть, любят писать красивым почерком в тетрадке, любят чистенькую форму с бантом, любят мальчиков и так далее и тому подобное - школы для них и созданы! Похвалы и хорошие оценки тоже обожают. Школа - это продолжение игры в куклы... Всё там есть, но живых  знаний как раз нет. Школы готовят не инициативных учёных и экспериментаторов, а послушных исполнителей и  формалистов...
Иероним мечтал чему-то научить девочек - вот тут он дал слабину, показал себя идеалистом!

"Усвоить дурное очень легко, и если не в силах бываешь подражать добродетелям других, то быстро перенимаешь их пороки." - опять скепсис и жизненный опыт. Если нет в тебе активного добра, то в твой пассивный мир будут потихоньку проникать активные пороки... (А активное добро есть лишь у единиц)

"Для воздержания безопаснее не знать того, к чему бы ты мог устремиться." - порнушку лучше не смотреть, про ****ей не знать

"Не нравятся мне долгие и неумеренные посты в очень молодые годы (…). Из опыта научился я, что молодой осел, устав на пути, делает повороты с дороги." - опять тот же скептичный в отношении людей, их возможностей дух. Мне он нравится, в нем есть здравый смысл и связь с реальностью

"Когда подумаю о себе, что достиг уже верха добродетелей, окажусь только в начале пути" - да, до верхов добродетелей бесконечно далеко, а вот до тщеславных мыслей бесконечно близко

"Единственное совершенство для людей в том, если они сознают себя несовершенными." - т.е. грешниками. Если бы люди были самокритичны, то 90 процентов войн бы не было, ведь не было бы ни гордыни, ни обид. И вообще, люди были бы настоящими реалистами

"Вымыслу легче верить, его охотно слушают и даже побуждают придумать его, (…) когда он еще не существует." - вымыслы придают вкуса и разнообразия пресной и однообразной жизни, помогают мечтать - но беда, если они заслоняют и поглощают реальность. Вымысел может быть как прекрасным цветком, так и ужасным сорняком...

"В оправдание собственной виновности думают: нет святых, все достойны порицания." - действительно, все достойны и похвалы и порицания, многие святые - дутые, но если оправдывать свои недостатки подобным образом, то твоя личная ситуация станет совсем безнадежной, никогда не изменится к лучшему (она и не изменяется, и мир действительно вполне  себе безнадёжен - поэтому сильная, настоящая вера нужна, если хочешь не "спастись" вместе со своими грехами и недостатками, а исправиться, реально стать лучше...)

"Лицо есть зеркало души." - зеркало есть лицо души!  Понятно, что чувства души проявляют себя в выражении лица, в тоне голоса, во всяком нашем движении, но ведь их много, сплошь и рядом получается сложная и неразборчивая  мозаика. В своей душе трудно разобраться даже её обладателю, что уж говорить об отражениях в подобных зеркалах...

"[О положении вдовы, выходящей замуж вторично:] Живой муж станет завидовать мертвому." - женоненавистник! Женщины - это клад, но он закрыт в сундуке так, что его почти невозможно открыть, поэтому все соблазняются кладом, но в итоге только таскают сундук на себе...

"Греческий мудрец Фемистокл (…), проживши лет, (…) сказал, что ему жаль расставаться с жизнью в то время, когда он только начал быть умным." - не из Плутарха история? Нравится мне Плутарх (его фамилия ассоциируется с патриархами и олигархами, но на самом деле он был их противоположностью...) Я всю жизнь начинаю быть умным, но сейчас к этим начинаниям добавился кое-какой опыт...

"Учись тому, чему сам учишь." - насмешливый скептик... Многие учителя действительно ещё и учениками-то не стали...

"Когда ты учишь в церкви, возбуждай не крик одобрения, но плач в народе. Слезы слушателей – вот твоя похвала." - а харизматы, пустота несусветная,  любят "алилуя" кричать, двигаются от "успеха" к "успеху"... Опять же, ещё Павел так учил (т.е. Евангелия), но кто же станет  христианином для слёз и страданий? "Мы - избранные, алилуя"...

"Пусть необразованный и простой брат не считает себя святым потому, что ничего не знает; пусть также брат искусный и красноречивый не полагает святость в красноречии." - нет, Иероним мне определенно нравится. И Павлу бы понравился. Именно так всяк кулик своё болото хвалит.

"Святая необразованность полезна только для себя, и насколько создает церковь добродетельною жизнью, настолько же вредит церкви, если не противится разрушающим ее." - типичная история: народ гордится своей простотой, а красноречивый - языком, так же, как баянист баяном. Это только природные изначальные свойства, а не христианство силы, доброты и ума...

"В одном и том же изречении иное услышит ученый; иное – неученый." - все услышат что-то своё или не услышит вовсе - поэтому хоть не говори! Поэтому надо учиться понимать и выражать понятое предельно ясно, ярко и однозначно (без яркости не запомнят ничего)

"Будем жить, как ничего не имеющие и всем обладающие." - тоже как будто из Евангелий. Какой-то отсебятины, фальши или схоластики у него не видно, в смысле скепсиса, т.е. трудности  жизненной задачи реально понимал христианство . Тело, душа, ум всегда с нами, а это главное наше богатство - и это понимаешь лучше всего, когда  не засорил свою жизнь барахлом...

"В переводе (…), кроме перевода Священного Писания, в котором и расположение слов есть тайна, я передаю не слово в слово, а мысль в мысль." - т.е. он занимался и другими переводами и там не старался употреблять те же самые слова, передавая только суть?
Вообще, у него была очень богатая жизнь - особенно, если верно, что он и со львом подружился! (Оказывается , это его изображали на картинах со львом и книгой - переводом библии...) ... Конечно, это бред - про льва (льва-христианина!), и это характерно: того, чему учил, не запомнили, но так уважали, что придумали, нафантазировали льва - и уж льва не забудешь!
И ещё он в Вифлееме поселился для перевода! А из Рима ему пришлось уехать из-за критики тамошних "верующих" в письме, хотя изначально его почитали и он, как образованный , был секретарём "папы" (раннего, ещё без кардиналов и прочего).

"Имей простоту голубя, чтобы не злоумышлять против кого-нибудь, и мудрость змеи, чтобы самому не пасть под ковами других. Небольшая разница в пороке – обмануть ли, или быть обманутым христианину." - вот это уровень!  ...Обычно люди  либо только голуби - и их обманывают -  или только змеи - и они сами кусают... Но легко ли совместить голубя и змея?! Легче ли, чем льва и лань...
Как много людей  стараются не обманывать  - но вот их самих обмануть легко. Или сами кусаются в процессе обороны...

"Будь умерен в скорби, помни эту истину: ничего чрезмерного; (…) не скорби, что потерял такого-то, а радуйся, что такого имел." - ну, он, конечно, силён был духом; дисциплинирован и выдержан; даже мудр. Много работал и много жил - это тренирует и делает опытным.

'Не умер он, а переселился; переменил друзей, а не оставил их." - когда отец умер, я тоже спокойно смотрел на покойника: "это останки, его самого уже нет здесь ".

"И для того, кто прожил десять лет, и для того, кто тысячу, одинаково [ничтожно] все прожитое, как только для обоих настал тот же конец жизни и необходимость неотвратимой смерти; разве только старец отходит с более тяжким бременем грехов." - очень трудно утешиться, когда умирает в молодости близкий тебе человек... У меня таких случаев вроде бы не было - у меня близких вообще мало; но даже чужие смерти в этом случае часто принимал близко к сердцу... Такие смерти - это всё же трагедия и укор кому-то, урок кому-то... - и даже богу укор?! И не только они, много есть слишком ужасного, что никогда не поместится в голове, не найдет оправдания... Нужна ещё какая-то кардинальная перемена, чтобы совсем уж не ценить и не беречь земную жизнь... (Нужна ли?! Кому дано, кроме особых смельчаков и одержимых?!)

"Примечаешь ли ты, (…) когда стал ребенком, когда отроком, когда – юношей, когда мужем зрелого возраста, когда – стариком? Ежедневно мы умираем, ежедневно изменяемся, а считаем себя вечными!" - приход старика в себе я очень даже примечаю (приход взрослого тоже примечал? Уже смутно помню...) И вечными мы себя считаем до наступления старости (в молодости считаем себя не только вечными, но и идеальными, однако во взрослости это проходит!)
"Ежедневно мы умираем, ежедневно изменяемся" - древний Иероним понимал и жил интенсивно, а современные ни хрена не понимают и не живут... Вообще, смерть всегда надо видеть в себе - и я ее с молодости видел в своей темной комнате, со своим больным братом... Без смерти как без земли - не вырастешь. Если и будешь цветком, то недолго и  в полуметре от земли...

"Кого не могли мы удержать телесно, удержим в воспоминании; и с кем не можем разговаривать, о том не перестанем говорить." - простая мысль, но какая изящная конструкция; мало, редко кто так может...

"Какое благо в здоровье – показывает болезнь." - и везде полюса, отменяющие друг друга: ни добро не понять без зла, ни смелость без трусости, ни щедрость без скупости...

"Давать не бедным принадлежащее бедным – в некотором роде святотатство." - делать бедных нищими - преступление (тогда прав Робин Гуд, делая богатых нормальными?! Прав, если действует не разбоем, никого не убивая, не избивая - и не для того, чтобы самому разбогатеть. Представил Иисуса, который тихонько спёр деньги у богатых - ему это легко - и раздал их нищим... Но Иисус за нищету и против денег. Да и богач лишь ожесточится, а нормальным не станет... Нормальными считаются привычные вещи, которые на самом деле тоже чокнутые и ненормальные... Чем я беднее материально, тем сильнее сконцентрирован на себе (своих внутренних богатствах) и на духовном - это уже не гипотеза, не теория, а наблюдение за практикой...

"Поэта не может разгадать тот, кто не умеет сложить стиха." - наверное, имеет в виду, что умного понять может только умный, а специалиста - специалист (специализация - это попытка стать умным хотя бы в очень и очень узкой сфере; такие попытки принципиально неумны, но свои результаты всё-таки приносят, вырабатываются навыки, нарабатывается опыт... Да и весь мир подстраивается под специалистов, относится к ним с благоговением...) Но поэты, кстати, сплошь и рядом друг друга не понимают и не признают. Вообще, специалисты относятся друг ко другу как к конкурентам...

"Отец вразумляет только того, кого любит; учитель наказывает только того ученика, в котором замечает более сильные способности; врач уже отчаивается, если перестает лечить." - ну, отцы и учителя любимчиков не наказывают, а врачи тем более никогда не отчаиваются от чужих болезней - это их заработок, только рады, если есть повод прописывать всё новые и новые средства...

"О если бы я имел книги всех авторов, чтобы косность ума вознаграждалась прилежанием в чтении!" - и ни слова о том, что писатели есть нечестивые?! Скучно всё же и "блаженным" жилось без телевизора... (Попереводил Библию пару часиков, утомился и захотелось отвлечься, детектив почитать! Я тоже: покомментирую минут 15-20 очередного умника и уже скучновато, поэтому лезу на ютуб, где , конечно, только теряю время с болтунами... Или на телеграм лезу почитать, что пишут самые честные и откровенные военкоры, хотя и знаю, что меня угнетает война...)

"Не будем подражать порокам того, чьим достоинствам не можем следовать" - всё ясно уже с Иеронимом, можно таких хоть в рай запускать (хоть кого-то надо же в него запустить! Слишком там пусто...)
Павла тоже немало отвергали "христиане" его же собственных общин , поэтому нет ничего удивительного, что и Иеронима подальше послали, хоть он и был уже папский секретарь (а людишки обычно к секретарям относятся с полнейшим почтением и приносят подарки...)

"Богач – либо мошенник, либо наследник мошенника." - от таких цитат прямо не могу оторваться! 

"Мы не рождаемся христианами, а возрождаемся." - имеет в виду, что возрождаем чистое детство в себе...

"Обязанность монаха не учить, а плакать; он оплакивает или себя, или мир" - пусть только внутренними слезами плачет... И речь именно об обязанностях - если есть талант, дар, то, конечно, можешь попробовать...

"Никогда не хвались суждением друзей. Истинно то свидетельство, которое произносится враждебным голосом." - и друзья, и враги слишком пристрастны... - ничьему суждению до конца доверять нельзя. Ни с кем и  считаться не надо - принимай к сведению и не более; используй их мнения о тебе для составления своего мнения о них... Для самокритики не должна требоваться посторонняя помощь!

"Кто обвиняется во многом и, оправдываясь в обвинениях, что-нибудь опускает, тот сознается в том, о чем умалчивает." - какой он всё-таки изощрённый и изысканный - такие речи сделали бы честь самому высшему обществу. (Остроумие за бокалом дорогого вина! Причём, правду говорит, это истинная, реальная психология...)

"Брак наполняет землю, девство – рай." - да, что толку в мудрости, если чистым так и не стал? (Все чистые счастливы, все счастливые чисты...)

"Мудрому не следует жениться. (…) Никто не может одинаково служить книгам и жене" - жениться надо на жене, влюбленной в твои книги... (Но такой, конечно, не найдется, так что, он прав... Бабец - это вода, а буквы - это песок на берегу...)

"Жену распутную уберечь нельзя, а целомудренную стеречь не следует." - распутная как вода пролитая, которая дырочку найдет. Целомудренная держит себя в стакане определенных убеждений...

"Трудно устеречь то, что многие любят. Досадно владеть тем, чего никто не считает стоящим иметь, но все же меньшее несчастье иметь [жену] безобразную, чем беречь красивую." - опять у него изысканные, ироничные, остроумные речи и издевательство над слабым полом... Думаю, баба - это такое имущество, с которым всегда надо быть готовым расстаться; как писал апостол , "имеющие жён, пусть будут как не имеющие". Она утечет, убежит, улетит - а если будешь силом удерживать, то только хуже получится. Бабочки и цветки кратковременны, а тётки не очень-то и нужны... Бог на аркане не тянет людей - так и мужи не должны на аркане тянуть своих жён...

"Райское блаженство не могло состояться без воздержания в пище. Пока он [Адам] постился, был в раю; вкусил, и был изгнан; когда же был изгнан, немедленно женился." - тот же скепсис, та же ирония

"Не (…) мера Христова различна, но благодати Его вливается столько, сколько мы можем вместить." - да, сами виноваты. И я виноват, нередко чувствую, что большее есть, но я сам недостаточен, чтобы вместить, осмелиться, раскрыться, расшириться. Типа, и так всё неплохо, хватит с меня, пусть работает логика  эволюции... Нет веры, что можно совсем от людей оторваться. Да и нужно ли? Иисус оторвался, но больше, похоже, никто. Всем смелости не хватило?

"Меньше греха следовать злу, которое признаешь добром, чем не сметь защищать того, что верно знаешь за добро." - меньше греха быть глупцом, чем трусом?! Трусов все презирают, а глупцы-то у нас смельчаки... (Раз глупцы - смельчаки, то трусы - умники?!)
Трусость - это привилегия баб (как и глупость, впрочем, но тут они будут сердиться, ведь тогда почему они управляют мужиками, смелыми дураками?)

"Мы праведны тогда, когда исповедуем грехи наши." - нет, праведность - это отсутствие грехов, а исповедание - первый шаг в этом направлении

"Крещение разрывает древние грехи, но не дает новых добродетелей" - "вымытая свинья обязательно возвращается на свою блевотину". Водная процедура - это только красивый символический обряд, ни малейшей силы он не имеет.

"Если ты упрекаешь Творца, зачем Он сотворил тебя таким, что ты не имеешь силы и изнемогаешь [в борьбе с грехом], то я тебе (…) скажу, что упрек будет больше, если ты вздумаешь обвинять Его, зачем Он не создал тебя Богом." - он создал нас богами, но в гибельном месте, где все теряют свое божественное достоинство и детскую чистоту (не только изгоняются из рая)

"Ты скажешь: если не могу, то и греха не имею. Имеешь грех, зачем не сделал того, что другой смог сделать." -  если не можешь, то греха не имеешь, но не исключено, что не можешь ты потому, что грешил...

"Евангелие учит, что тому, кто захочет судиться с нами и тяжбою и кляузами отнять рубашку, нужно отдать и верхнюю одежду; но не заповедует, чтобы мы благодарили его и с радостью теряли принадлежащее нам." - ну, вообще-то, написано, чтобы благословляли проклинающих вас и так далее... (С умершими друзьями он легче расставался, чем с имуществом?!)

"Протягивая руку [с подаянием], озираемся туда и сюда, и она меньше разжимается, если никто не видит." - первые христиане, наверное, щеголяли своими подаяниями... Опять он с иронией и скепсисом...

"Ты делаешь из нужды добродетель." - да, людишки придумывают себе и ум и добро и чуть ли не подвиги... (Кстати, способны ли женщины быть самокритичными? Либо: "и так мы - служанки, на вторых ролях, зачем мы будем ещё и сами себя третировать?", либо: "мы - королевы и самокритика совсем неуместна"... Третьего почти не дано...)

"Поношение Господа есть наша слава. Он умерщвлен, чтобы мы жили; Он сошел в ад, чтобы мы взошли на небо; Он сделался безумным, чтобы мы стали мудростью; Он снял с себя образ и полноту Божества, чтобы в нас обитала полнота Божества." - это правда, но не вся - точно так же правдой является то, что мы должны подражать Иисусу, идти тем же путем - и тоже ради других людей. Он был умерщвлен - и мы...

"Молодая вдова, которая не может удержаться или не хочет, пусть уже отдается скорее мужу, чем дьяволу." - у Высоцкого есть песня про вдовушку ("выпив ей  кровушку...")

"Есть стыд, что ведет к смерти, и стыд, что ведет к жизни." - хочет сказать, что есть вина, которая может пришибить. Но "грехи к смерти" - это когда уже и вины не чувствуешь...

В последнее время  везёт мне на авторов (может, призма какая-то в глаз попала - через неё всех светлыми вижу?!)


Рецензии