С - 4

                *
И нет у вечерних стрижей ничего,
Что бы там, наверху, задержало
Витийственный возглас их: о торжество,
Смотрите, земля убежала!..
              Борис Пастернак «СТРИЖИ» 1915 г

     После жаркого дня второй половины лета, на закате дня и в лёгких сумерках, как приятно посидеть на балконе. Именно с балкона широкий обзор, вольный воздух и прохожие где-то там, внизу, своим присутствием не отвлекают. Зато стрижи над нашим широким двором устраивают карусели.
     Новый дом напротив нашего – это и есть их место обитания. В стене под крышей дома узкие слуховые окна. Вот, как начинает темнеть, стая стрижей начинает дробиться и, каждая её часть выстраивается в очередь, вроде как у порога, у окна. Стрижи все, как по команде летят на ночёвку. Через минуту-другую исчезают в этих тёмных окнах. И воцаряется тишина. Остаётся только думать, какая неведомая сила их кидает в небо, то вверх, то вниз, и всё по кругу между шестью домами нашего двора. Может они и летают днём куда-то далеко, но вечером, это у них такой ритуал: летать по кругу над двором. Много птиц. Видимо маленькие стали на крыло. И так продолжается до осени. А как улетят, сразу чувствуется – осиротел двор. Одни только голуби сидят на карнизах, на солнышке греются.

                *
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин.
           Б. Пастернак

     Листая Интернетовские странички, совершенно случайно наткнулась на  картинку неизвестного художника и, как будто споткнулась о что-то, до боли знакомое, тёплое, ласковое. Картина деревенского быта. Вечереет. Так уютно в избе сгущаются сумерки  Ходики на стене, длинным язычком машут, гирька на длинной цепочке очень низко опустилась. Окно с деревянной одинарной рамой, с приоткрытой форточкой. Кошка на подоконнике сидит, в окошко глядит, хвостиком лапки прикрыла, на заснеженный двор глядит, на покосившийся штакетник. На припорошенные снегом ветки деревьев. Всего лишь тонкое стекло отделяет её от холода, где царствует зима. А в избе тепло, но как-то тоскливо и одиноко. Всего лишь надо зажечь свет и враз всё изменится. Но, нет. Человек и сам не может понять, зачем ему нужны  эти расслабляющие волю сумерки, это щемящее настроение, что аж до слёз… Видимо так надо, так устроен человек. Сползание к крайностям формирует его характер…

                *
                «Где и то, как убитые, спят снега…»
                Б. Пастернак   «Метель»

     Было дело, я со своими сынами, тогда ещё подростками, зимой ходили в сад, чтоб с подвала поднять большую сумку картошки, несколько банок солёных огурцов и помидор, немного вареньица прихватить. Всё это богатство мы везли на детских саночках по заснеженной дороге до Косого переезда. Потом, уже на автобусе, добирались до города. Одно дело весной, летом и даже осенью, идти по садовой дороге. Всюду видно и слышно присутствие людей. Зимой же идёшь по узкой садовой улице и кажется, что она ещё уже стала от снежных заносов и сугробов. Тихо, как в сказочной, покинутой людьми стране. Ворона, удивившись нашему вторжению в её пределы, злобно каркнула – мурашки по телу побежали от неожиданности. Даже ступали по лежалому снегу осторожно, чтобы скрипом не нарушить мирный сон зимних садовых улиц.
     Подмораживает. Мы торопимся, День короток, об освещении на центральной дороге мы ещё и мечтать не смели. Но, всё же, так уж человек устроен, что любопытство, в  любой сложившейся обстановке берёт верх. Я санки за собой тащу, стараясь объехать сугробы, чтоб не опрокинуть поклажу, волей-неволей под ноги смотрю. А вот мальчишки иной раз и по сторонам глядели. Тогда таких высоких заборов, как в нынешних садах, ещё не было. Реденькие штакетники обрамляли улицу. Каждый садовый домик, как на ладони. Кто-то из сынов воскликнул:
     - Смотрите, смотрите! С бани крыша съехала!..
     Я остановилась, посмотрела в указанную сторону. В те далёкие годы редко у кого баня на садовом участке стояла. А это добротная такая баня, невысокая, в снегу ещё ниже нам показалась. Может хозяева приезжали и топили ту баню или как там у них получилось, но толстый слой снега, как на салазках, съехал по наклонной стороне крыши. И этот снежный пласт не сломался, а только нижний край аккуратно рулетиком сложился. Однако верхняя его часть всё ещё лежала на крыше, образуя между стеной бани и снежным пластом довольно таки широкий проход. Двоим можно было разминуться. Мы поудивлялись, посмеялись и дальше пошли, а когда оглянулись, то увидели, что нам вслед смотрели два одинаковых по цвету кота. Видимо там они зимовали…

 


Рецензии