С - 5

                *
     «Ах, СУДЬБЫ людские, какие же вы разные!» Именно эти слова я повторяю каждый раз, когда узнаю, как неумолимые Судьбы водили людей по тернистым тропам жизни. В этот раз я, совершенно случайно узнала непростую историю жизни одной семейной пары.
     В тот год я ещё в городе жила в доме по улице Советской. Стояла ветреная, холодная поздняя осень. Я, после ночной смены немного поспала и, проснувшись, решила, прежде чем заняться домашними делами, сходить в магазин. Вышла из своего подъезда и, отворачивая лицо от наскакивающих порывов ветра, пошла двором. У первого подъезда стояли двое стариков, как я поняла: муж и жена. Это было ещё то, счастливое время, когда нам и в голову не приходило, чтобы ставить решётки на окнах и железные подъездные двери.
     Проходя мимо стариков, поздоровалась. Я всегда здороваюсь со старыми людьми, даже если я их вижу первый раз. Невелик труд, а старики, как никто другой, откликаются на проявленное к ним внимание. Старики ответили мне сразу обое. И я, погружённая в свои мысли, пошла дальше. На обратном пути, смотрю, стоят эти старички, как воробушки, приткнулись у дверей. Какая-то нехорошая догадка промелькнула в моей голове. Я бы может быть и прошла бы мимо, но слышу старик громко икает. Спрашиваю:
     - Вы что ключ потеряли?
     - Не-ет. Мы вышли свежим воздухом подышать…
     - Ага, я вижу. До икоты на холоде вы уже надышались. Пойдёмте домой! Идёмте, я вас провожу… Так и простыть недолго на ветру…
     Старики неохотно, переглядываясь, пошли вслед за мной. Я этих людей не знала и номера их квартиры тоже не знала. Ещё подумала: «Куда ты идёшь? Ничего хорошего тебя точно не ждёт…» Но стариков мне жалко было, и я решила стать на их защиту, хотя вояка из меня, прямо скажу – не очень.
     Подошли к дверям. Я нажала на кнопку звонка. Дверь тут же открылась, как будто и с той стороны уже протянули руку к дверному замку. На пороге стоял мужичок, лет под сорок, невысокого роста, похожий на шарик, щекастый, гладко выбритый, с глубоко посаженными глазами. Он холодно взглянул на меня, прошёл мимо, оглянулся и скороговоркой сказал:
     - Я всё сделал. Там стиральная машинка работает… Ну, я пошёл.
     И он быстро так «скатился» на коротких ногах по лестнице вниз. Куртка на нём словно с чужого плеча, доходила до колен и рукава были закатаны.
     Такого поворота события я не ожидала, и, признаться, немного растерялась. Но, вижу, старики повеселели и я успокоилась. Заходить к ним у меня и мысли не было, поэтому попыталась отойти в сторону, чтобы пропустить в дверь хозяев. Как-то случайно взгляд пробежал вдоль узкого коридора на кухню и остановился на большом блюде, что на обеденном столе. Как-то сразу я не поняла, что за розовая горка кубиков, чуть меньше спичечной коробки, лежали на блюде.
     - Что это за кубики? – как-то сам собой прозвучал вопрос, о котором я тут же пожалела, так как, по моему мнению - я перешла границу позволенного.
     - Это нарезанная мякоть арбуза… Костя всегда так нарезает арбуз…Вы не подумайте ничего плохого, он хороший. Проведывает нас, уберётся, пол вымоет…
     - А он вам кто?
     И опять я пожалела, что спросила. Уж очень эти худенькие «воробушки» были непохожие на «колобка на коротких ножках». Хозяйка как-то замялась, подбирая слова. А старик чётко ответил:
     - Внук он нам! Внук! Да вы проходите, что в дверях стоять…
     Я прошла и остановилась в коридоре. Видно было, что в однокомнатной квартире чисто убрано. Мужик и правда, старался. Так, слово за словом, хозяева мне рассказали историю их семьи. Всё просто и очень непросто. Дочка у них была. Они с мужем отдельно жили. Детей не было. Из-за этого у них не ладилось в семье. Решились взять приёмного сына, маленького, двухмесячного. А через неделю зятёк просто сбежал, оставил жену с грудным ребёнком. Родители помогали, как могли, но дочка сильно переживала по поводу случившегося. Потом заболела и через год её похоронили. Внука старики вырастили.
     - Теперь, вот, помогает нам. Вы не подумайте, он хороший…
     Я согласно закивала головой и стала прощаться.

                *
     Спроси любого человека: «Что такое снег?» Посмотрят на тебя удивлёнными глазами и недовольно проворчат в ответ: Снег и снег. Что в нём может быть необычного?..» Мол, пустой разговор затеяла. Кивну в ответ головой, а себя упрекну: «Выбирай, кому и что говорить собираешься…» Но если с этим человеком разговор оказался непродолжительным, то разговаривать мысленно сама с собой я могу, хоть целый день и ещё до половины ночи. А на самом деле, что значит снег в нашей жизни? То, что это зима, холод, сугробы, метель и прочие прелести, это всё из наших будней. А что для души?
     Первые летящие снежинки вызывают удивление и некоторое недоверие. Дескать, погода чудит.
     Когда утром выходишь из дому и видишь дырявое одеяло снега на траве, появляется некое недоумение. Из прорех выглядывает ещё живая трава, а на разноцветной листве на ветках беленькие платочки, это то, как моя мама говорила: «Это тёплый снег. От него нет вреда». И мы, дети, шли на огород и собирали упавшие яблоки, до половины плода засыпанные снегом. У кого-то в огороде капуста ещё не срубленная, а у кого-то ещё из-под снега выглядывает морковная ботва. Многие люди просто шутят по этому поводу: «Этому снегу только до обеда лежать…» Даже метущая круговерть из снежной крупы на мёрзлой земле – это ещё не зима, а предзимье.
     А когда на склонах гор, сразу за городской окраиной, среди безлистых деревьев лежит не тая снег, у людей всё ещё теплится надежда: «Будут ещё тёплые деньки…»
     Так, что же такое снег? Приметы поздней осени? Обычное начало разговора между случайными собеседниками? Или печальный вздох, мол, вот ещё один год накрылся белым саваном…
     А что дальше? А дальше будем жить, только большей частью под крышей, в тепле. Только, когда начнётся настоящий снегопад, у людей светлеют лица, на какое-то время текущая работа отходит на второй план. Зато какая радость у людей, когда после долгой зимы потеку ручьи… Теперь уже снег будут называть – прошлогодним. И вспоминать о нём будут неохотно. Но и забыть о нём уж точно не получится.

                *
     Часто бывает, когда прошелестит нелицеприятная новость и люди начинают высказывать своё мнение по тому или иному поводу, кто-то непременно богобоязненно скажет: «Я не сужу, ибо сказано: - Не суди, да не судим будешь» …» Во мне просыпаются раздумья: - Для кого это сказано? Видимо для людей недалёких, чтоб упредить их от преступного греха. Как мы пытаемся поучать детей неразумных, грозя им наказанием. И многие дети только потому не решаются чего-то набедокурить, памятуя о наказании. А если бы не было наказания? Что тогда? Делай что хочешь?..
     В каждом человеке Творцом заложена Совесть, есть понимание «что хорошо, а что плохо». Именно Совесть должна удерживать человека от плохих поступков, а не боязнь наказания. Наказание - это последний рубеж человека невоспитанного, легковесного, безответственного. Чаще всего вспоминают люди о том, что «не суди, да не судим будешь», когда уже осудили, иначе и разговора бы на эту тему просто не было… Не-ет, дорогие мои, надо не угрожать Божьим судом, не напоминать об наказании, как глупой скотине хворостиной, а прививать людям с раннего детства не страх, а культуру поведения… Справедливое наказание непременно будет, после того, как человек переступит черту злонамеренного поступка. Но если человеку объяснить, открыть глаза на последствия поступка, (как ребёнку угрожать ремнём, чтобы он не брал в руки спички, а объяснить то, что может случиться пожар…), то этого поступка хороший человек не сделает, ибо не пристало так поступать христианину, в силу того, что этим он переступит черту между добром и злом, не послушает голоса Совести… Вспомнит, что он человек, а не глупое животное, и у него есть разум, и о нём из-за правого плеча каждый раз напоминает Ангел Хранитель, идущий с нами рядом по дорогам жизни… то уж лучше прислушаться к голосу благоразумия, милосердия и стремиться  к доброму, светлому по собственной воле, а не страшась наказания…

 










                *


Рецензии