Читая Тэффи. Стихотворение Гиена
Читая Тэффи. Стихотворение «Гиена».
2023 г. июнь Н. Тимофеев-Пландовский -Лохвицкий
В 1923 г. Тэффи переиздает сборник стихотворений «Passiflora», в котором отражены и взлеты, и падения прошедших лет:
«...Я людям зла не принесла,
Я только улыбалась им …»
Стихотворение «Я сердцем кроткая была»
И стихотворение «Северное»
« Я ночью ходила скликать лебедей ,
Чтоб им рассказать о счастье…»
Стихотворение «Гиена» в этом сборнике выпадает из общего настроя:
«Ты — всеми проклятый, всеми ненавистный зверь -
Такая же, как я — могильная колдунья!
…
Как мертвенно томит тоскливая луна !
Но нам не одолеть её заклятой силы!
Наш скорбный путь направила она
Туда, где тихие чернеются могилы …»
О мертвенной луне в предреволюционной жизни Тэффи вспоминает через четверть века в очерке — воспоминании «Синие вторники»:
«Надвигалась война...Задумали ( Н.Тэффи и Н.Гумилёв — Н.Т.) основать кружок «Островитяне». Островитяне не должны были говорить о луне. Никогда.»
Из сопоставления дат становится очевидно, что кружок «Островитяне» задумывался в 1912-1913 годах. В 1910 г. Тэффи опубликовала стихотворение «Луне проклятие» с тем же отношением к мистике Луны:
« Да будет проклята Луна!
Для нас, безумных и влюбленных,
В наш кубок снов неутоленных
Вливает мертвого вина…
Да будет проклята Луна!
Томлений лунных не зови!
Для тех, кто в страсти одиноки*,
Они бесстыдны и жестоки,
Но слаще жизни и любви…
Томлений лунных не зови!
Кто звал Луну в ночные сны,
Тем нет возврата, нет исхода,
Те встретят зарево восхода
Рабами бледными Луны,
Кто звал Луну в ночные сны!
Ей власть забвенья не дана!
Она** томлением отравит
И бросит в жизнь и жить оставит,
Она бессильна и жадна!..
Да будет проклята Луна»
* Думаю что Тэффи относилась именно «тем».
** Она — это луна.
Ни Гумилёв, ни Тэффи не были рабами лунных томлений. К томлению они стремились солнечному!
Из того же очерка мы узнаем, что еще в конце 1913 г. у Тэффи с Гумилёвым сложились дружеские отношения. Гумилёв посвятил Тэффи стихотворение «Сказка», а Тэффи посвятила ему рассказ «Восток».
Хотя, уже при втором издании стиха, Гумилёв исключил посвящение Тэффи. Сегодня мы знаем, что и удаление, и переадресация посвящений Гумилёвым проделывались не однажды.
Тэффи, в свою очередь, в рассказе «Восток», посмеялась над путешественником Меранговым, который дурил посетителей ценностями Востока, «принадлежавшими царице Бэмэнэ из рода Эль-Джаманов», приобретёнными в лавках Петербурга, с биркой «сделано в Германии». Тему рассказа Тэффи выбрала не случайно. Гумилёв, обычно начинал знакомства с женщинами с рассказов о своих путешествиях в Африканских прериях, охоте на львов и покорении местных принцесс. Хочу напомнить, что Тэффи нередко, для намека сугубо своим читателям, о связи героя своего произведения с прототипом, включала в рассказ что-нибудь раздражающее из жизни прототипа. Не знаю почему, но мне всегда такой код расшифровки казался обидным для прототипа.
Однако, люди пользовались этим способом задолго до Тэффи и пользуется до сих пор. Вспоминается, что поэт И.Северянин стал популярен именно после того, как Лев Толстой в прессе обругал его стихи.
Тэффи сообщает, что Гумилёв не посчитал, что рассказ «Восток» добавляет ему популярности, и на пару лет их дружеские отношения были прерваны. Но время
залечивает обиды, а «опытная» Тэффи убедила Гумилева, что посвящение вовсе не означает, что рассказ о нем, и дружба возобновилась. Продолжились «забавные и довольно фантастичные» беседы.
Я уверен, что в этих беседах Гумилёв ознакомил Тэффи со своим стихотворением «Заклинание», в котором он, «юный маг» в мечтах возвысил свою невесту Анну Ахматову до царицы Клеопатры и отдал ей всё, чем была жива его душа. Тут же, естественно, он ознакомил Тэффи и с позже написанным стихотворением «Гиена», рождённым обманом Анны и, как следствие, последующим разочарованием «юного мага» в собственных жизненных принципах:
« Ее глаза светилися изменой;,
Носили смерть изогнутые брови,
Она была такою же гиеной;,
Она, как я, любила запах крови…»
Н. Гумилёв. «Гиена»
Нельзя не заметить, что Гумилёв в этом стихотворении и себя роднит с гиеной: «Была такою же гиеной, как я, любила запах крови».
Хотя, ни об одном добром деле Гумилева в воспоминаниях современников не упоминается.
Но и Тэффи в своем стихе повторяет гумилёвские слова теперь уже о её родстве с гиеной:
«Ты...такая же, как я, - могильная колдунья!
Сливаяся с тобой, я чувствую, как ты…
Вот так …
И рвать могильный прах, и тленом упиваться.
А в наших ...глазах
Пусть благостные звёзды отразятся!»
Стихотворение это Тэффи писала в 1921 г., в память о Гумилеве, после его расстрела, а следовательно, с напоминанием о стихе Гумилёва «Гиена», дополнив стихотворение собственной женской озлоблённостью на Ахматову.
« Я так любила Гумилёва! О-о-о!» - завершает Тэффи свой очерк.
Мне бы не хотелось, чтобы Тэффи написала свое стихотворение «Гиена», действительно считая и себя гиеной. Хочу верить, что в её голове в 1921 г. было совсем другое: «Пропади всё пропадом!» или хотя бы наставление её сестры Мирры Лохвицкой:
« Ты вглядись поглубже в вечные светила,
И утихнет горе, и тоска разлуки
...Всё пройдет бесследно, минет скоротечно, -
Только звёзды людям не изменят вечно.»
Мирра Лохвицкая. Звёзды.
А «О-о-о!» Тэффи написала много позже, когда ей было уже 74 года. В этом возрасте женщины вспоминают «О-о-о!» с гордостью.
Чем же так Гумилёв привязывал к себе женщин, спрашиваю я себя?
Нина Берберова в книге «Курсив мой» вспоминала:
Гумилёв «был некрасив, выразительно некрасив, я бы сказала, немного страшен своей непривлекательностью ...Я сделал Ахматову, я сделал Мандельштама. Теперь я делаю Оцупа. Я могу, если захочу, сделать вас… голос его звучал сухо, и лицо было совершенно неподвижно, когда он умолкал. И затем опять начиналась речь, похожая на лай...Я с женщинами дружбы не признаю...». Далее Берберова с гордостью пишет, что сумела избежать его вожделения. Но, Ирина Одоевцева сказала своему биографу Анне Колоницкой совсем противоположное:
"Что же эта Бербериха всё врёт?! Ведь у неё был роман с Гумилёвым, он мне сам сказал об этом.»
Наверное, женщины, видя его некрасивость, расслаблялись и отдыхали от своего существа, от ревности. «Кому он нужен, кроме меня?»- успокаивали они себя. Но стоило им узнать, что такая нашлась, они с облегчением и без сожаления освобождали себя от обязанности каждый день видеть рядом с собой «страшное» лицо, бросали его, считая оскорбительным для себя бороться за него. Ведь все женщины от него ушли. И только много лет спустя стали они вспоминать, что были рядом со знаменитостью, желая занять пьедестал - женщина истории.
В стихотворениях и Гумилёва, и Тэффи гиена — Анна Ахматова.
И.Бунин написал эпиграмму «Поэтесса» на Анну Ахматову:
«Большая муфта, бледная щека,
Прижатая к ней томно и любовно,
Углом колени, узкая рука…
Нервна, притворна и бескровна»
Не только Бунин отмечал холодность, манерность поэтессы. Н.Н.Пунин, третий муж Анны в своём дневнике писал: « 24.10.1914. …Она невыносима в своем "позёрстве" и позже: «Она не любит и никогда не любила, больше: она не может любить, не умеет...».
М.Кузмин, которому Ахматова было совершенно безразлична в 1910 записал в дневнике: "Приехали Гумилевы, она манерна…"
Понять отношение Тэффи к Ахматовой можно из очерка «Синие вторники», в котором она о поэтессе говорит только то, что та из-за худобы могла обхватить себя руками. «Ахматова всегда чем-то мучилась… У них всегда было темно и неуютно...»
Не последнюю роль в отношениях Тэффи и Ахматовой играла и конкуренция за место на Парнасе. Ахматова считала Тэффи репортершей, литератором второго сорта, а себя поэтессой, высшим сортом. Тэффи, в свою очередь, постоянно слышала и верила в свою исключительную одарённость, свой талант видеть большое в повседневности, поддерживая мнение об Ахматовском жеманстве, искусственности, нытье, которое Брюсов называл женской поэзией.
В 1921 г. Россия была потрясена расстрелом Гумилева. Властям надо было продемонстрировать безжалостность к любым проявлениям непокорности, в том числе к творческой интеллигенции. Выбор пал на Гумилёва и никто уже не мог это остановить. Всего было расстреляно 61 человек. Списки расстрелянных были опубликованы в газетах. Пощады не будет никому, кто против власти, как бы предупреждали и запугивали газеты.
Все шаги Ахматовой говорят за то, что душа у неё была авантюристки, но никак не гиены, наслаждающейся кровью. Талант возбуждать читателя стихами, словом, лирикой не обязательно означает, что стихи у поэта родились в душе. Постоянно мы сталкиваемся с людьми, которые эмоционально, гневно обличают воровство, сами при этом крупно воруя. Именно к поэтам, у которых поэзия рождалась не в душе и принадлежала Ахматова. Её стихи многие женщины 20 века читали, знали, перечитывали. Историки литературы нередко вскользь замечают, что популярность и Гумилёва, и его первой жены, как поэтессы, стали всероссийскими после расстрела Гумилёва.
Мне не нравятся стихи Гумилёва. Они бездушны. А у Ахматовой - стихи для плакс. Кто действительно была и осталась поэтессой любви — так это Мирра Лохвицкая. Всё и всегда от души! Стихи о любви бывают трагическими, но никогда - плаксивым нытьем.
Возможно, такое отношение к стихам Ахматовой сложилось у меня еще и потому, что моя мама иногда брала томик стихов Ахматовой и ночью, когда все спали, читала их на кухне. Утром маму было не узнать. В себя она приходила дня через два. Ахматова действовала на маму как наркотик. А ведь маме было далеко за 80 лет. Скорее всего, мама в эти часы заново переживала все, что ей пришлось пережить с пяти лет, с 1918 года. Но ведь жизнь стала другой, а она оставалась там, где ЗАВТРА боялись. И говорить со мной на эту тему она не хотела.
Вся информация, размещенная на данном сайте , охраняется в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и международными соглашениями.
Никакая часть данной статьи не подлежит использованию кем-либо в какой бы то ни было форме, в том числе воспроизведению, распространению включая Интернет, переработке для публичного использования без письменного предварительного разрешения владельца авторских прав.
По вопросу организации доступа обращайтесь по адресу Lexskow9d@mail.ru
© Copyright: Николай Тимофеев-Пландовский,
Свидетельство о публикации №223062100075
Свидетельство о публикации №223062100075