Ленин серьёзно относился к своему имиджу

Ленин серьёзно относился к своему имиджу по словам фотографа Оцупа
Фотограф Пётр Оцуп оставил свои воспоминания о В.И. Ленине на магнитной плёнке в 1967 году.

Оцуп Пётр Адольфович (Пинхус Абелевич), (09.07.1883 — 21.01.1963 гг.), российский и советский фотограф, мастер исторической фотографии. П.А. Оцупом было сделано около 40 000 фотографий в жанрах портрета и фоторепортажа. Известны его фотографии о событиях русско-японской войны, Первой Русской революции 1905 года, Февральской революции 1917 года и Октябрьского переворота большевиков, Гражданской войны в России. Ранее печатал свои воспоминания: Оцуп П. Как я фотографировал Ленина. «Огонёк», № 2, 1940 г. – прим. автора.

Вот что вспоминал о В.И. Ленине перед микрофоном: «Впервые я увидел Владимира Ильича 28 октября в 1917 году. Он быстро шёл по коридору Смольного (бывший Смольный институт благородных девиц, штаб военного переворота большевиков в те дни – прим. автора) в пальто в накидку на плечи с большой папкой бумаг в руках. Я подошёл к нему и попросил разрешение его сфотографировать.
- Сейчас не стоит, товарищ, - ответил мне Владимир Ильич. – Когда я приду в свой обычный вид, вот тогда, пожалуйста!
Это было вскоре после возвращения Владимира Ильича из Финляндии, где он скрывался от «охранки» Временного правительства, и в целях конспирации вынужден был сбрить бороду.

В эти грозные дни жизнь в Петрограде бурлила. Происходили неповторимые исторические события. На улицах и площадях Петрограда, в кабинетах и коридорах Смольного творилась новая жизнь. Каждая минута была на счету и несла с собой невиданные перемены. Я понял, что работать только для сегодняшнего дня нельзя. Дни уйдут, забудутся отдельные замечательные штрихи и детали.
В моём аппарате заключена возможность зафиксировать происходящие события. Я фотографировал всё: демонстрации на улицах, митинги на площадях, формирования отрядов Красной гвардии, приезд делегаций с фронта. Встречаясь с замечательными людьми, которые возглавляли движение народных масс, вели пролетариат за собой, были творцами революции, я задумал составить альбом, чтобы увековечить их лица для истории и для потомков. Это была нелёгкая задача – люди, которых мне хотелось заснять были необычайно скромные и очень часто на мою просьбу отвечали: "Зачем снимать именно меня? Снимайте лучше массы народные, творящие революцию.". Кроме того, все были очень заняты, а я приходил со своим неуклюжим большим деревянным ящиком – это фотоаппарат. Среди деловых заседаний, расставляя треногу штатива, забирался под чёрное сукно – покрывало и, часто совсем не к месту, наполнял комнату грохотом и дымом вспышки самодельным магнием.
Но, одержимый своей идеей фиксировать всё самое значительное, не забывал я и об обещании Владимира Ильича. Я попросил секретаря напомнить обо мне. Через несколько минут меня пригласили в кабинет Ленина (16 октября 1918 года в 12 часов – прим. автора).
- Сколько времени займёт съёмка? - спросил Владимир Ильич.
– Пять – десять минут, не больше.
- Хорошо, снимайте!
Пока я готовил аппарат, Владимир Ильич взял «Правду» и углубился в чтение. Установив штатив и наведя на фокус, я не стал терять времени и быстро меняя кассеты сделал три снимка.
Прочитав статью, Владимир Ильич отложил газету в сторону, извинился, что задержал меня и попросил начать съёмку. Я отснял его ещё несколько раз и ушёл.
На следующий день, когда я принёс готовые снимки, Владимир Ильич просмотрел их и удивился, откуда эти, с газетой, снимки? Я объяснил происхождение этих снимков. Владимир Ильич улыбнулся. «Опасный народ вы, фотографы!» - сказал он. И сделал на двух снимках надпись («Тов. Оцупу от В. Ульянова (Ленина)» - прим. автора), подарил их мне. Эти снимки до сего дня храню как величайшую ценность.
Во время Гражданской войны я не раз выезжал на фронт и привозил оттуда фотографии для центральных газет и музеев. Владимир Ильич с удовольствием проглядывал снимки, которые я приносил ему.

- Историческое значение фотографии очень велико, - говорил Владимир Ильич. – Картина художника не может так быстро и точно зафиксировать историческое событие, как фотоснимок. Делайте поменьше снимков отдельных лиц, уделяйте большее внимание массам, старайтесь зафиксировать событие.

Я старался как мог следовать советам великого учителя, но работать в те годы было не очень-то легко. Съемочная аппаратура была несовершенной и громоздкой. Я путешествовал с большими деревянными камерами размером 18 на 24 и 24 на 30 (сантиметров – прим. автора). Кассеты тоже были деревянные, каждый негатив весил около фунта (1 фунт = 0,45359237 кг. – прим. автора), а всё моё снаряжение аппаратурное больше пуда (один пуд равен 16,3805 кг. – прим. автора). Установка аппаратуры отнимала столько времени, что зачастую самый интересный момент для съёмки уже проходил. Тогда не было портативных фотоаппаратов вроде «ФЭДа», «Лейки», «Кодака».
Плохое качество пластинок, бумаги. Химикаты производились тогда примитивными кустарными способами и превращали проявление снимка в долгую и мучительную процедуру. Нельзя было заранее сказать выйдет или не выйдет снимок, вздуются пузыри или покроются пятнами негативы.
Каждый раз, как я возвращался в Москву, я не оставлял мысли ещё раз сфотографировать Владимира Ильича. Секретарь товарища Ленина – Лидия Александровна Фотиева, да и Марья Ильинична (Ульянова – родная сестра Ленина - прим. автора) часто сердились на меня за мою настойчивость, но я молча переносил все упрёки, чувствуя, что делаю дело нужное и важное для всех и для истории. Во второй раз мне удалось сделать несколько портретов Владимира Ильича в 1920 году в Кремле (во время работы Второго Конгресса Коминтерна – прим. автора), в его рабочем кабинете.
Мне было поручено составить альбомы по истории революции, Красной Армии и строительства национальных советских республик.
Работой непосредственно руководил Владимир Ильич. Он просматривал снимки, давал советы, исправлял ошибки. Минутные беседы и ним давали больше чем рекомендации самых опытных специалистов.
Третий раз я снимал Владимира Ильича в 1922 году (у него в кабинете – прим. автора). Показать ему сделанные мною снимки на этот раз мне уже не удалось. Когда я позвонил в секретариат и попросил принять меня, мне оттуда ответили, что товарищ Ленин болен.
Мне суждено было увидеть великого человека ещё раз в памятный день смерти Ленина, меня срочно вызвали в Горки. Здесь я сделал свой последний снимок Владимира Ильича».

Пётр Оцуп в 1892 году поступил в ученики к фотографу Александру Андреевичу Елкину, в фотоателье которого в течение пяти лет осваивал азы фотоискусства. В 1900 г. принят в штат журнала «Огонек», где с перерывами работает вплоть до 1917 г. Но снимает и для «Нивы», «Солнца России», «Нашего вестника» и других газет и журналов.
С 1918 г. Оцуп работал в Московском Кремле, фотографировал высших должностных лиц Советского государства, Коммунистической партии, высших военачальников Красной Армии.
С 1918 по 1925 гг. руководил фотографией ВЦИК, а с 1922 по 1935 гг. руководил фотостудией ВЦСПС.

Подробности в книге Владлена Дорофеева "Прощание с Лениным. В неизвестных свидетельствах очевидцев" https://ridero.ru/books/proshanie_s_leninym/

Продолжение следует...
Владлен Дорофеев


Рецензии
Очень интересно, а что он там 5 лет осваивал? Я в 12 лет Смену2 освоил за 2 недели, понимаю, что всё было примитивно, но и у меня тоже, но 5 лет?

Вячеслав Горелов   21.06.2023 17:19     Заявить о нарушении