Когда начальник - ребенок

Человека называют существом разумным: он обладает памятью, умом, умением осознавать и анализировать совершаемые действия и поступки. Оберегать животных, природу, общаться с другими людьми и проявлять чувство эмпатии. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. С детского сада, чтобы ребенок успешно адаптировался к социальной среде, к общению со сверстниками мамы, воспитатели объясняют: что такое «хорошо» и что такое «плохо». В школе на уроках «Семьеведение», на классных часах я подросткам объясняю «Правила  и нормы этикета», разбираем «Этикетные ситуации». Только в жизни, всё обстоит иначе.
 Не так давно ко мне, как к психологу на консультацию пришла молодая девушка. С жалобой на то, что не умеет правильно реагировать на поведение директора. Клиентка просила меня, научить ее терпению и покорности. Из дальнейшего разговора выяснилось, девушка воспитывалась в образованной, интеллигентной семье: папа инженер, мама, врач. В семье никогда не было криков, драк и тому подобное. Получив высшее экономическое образование, Рита устроилась в частную фирму. Зарплата нравилась, работа тоже, а вот с коллективом были проблемы. Директор – тридцатилетний мужчина поощрял в коллективе сплетни, склоки, драки, сам часто принимал в них участие. Коллектив «развлекался», как мог. Рита вспомнила случай, когда Дмитрий, директор, решая рабочие вопросы менеджеру, Алексею выбил два зуба. Поначалу Рита старалась не обращать на это внимания. Но потихоньку ее стали травить, подставлять. Приносить документы, которые она месяц назад должна была отправить, ссылаясь на то, что сама прошляпила. Намеренно заваливать работой, ожидая, что Рита не выдержит и сорвется. «А вчера, запрятали шапку, и я вынуждена была идти домой без головного убора» - рассказывая это, Рита расплакалась. «Два месяца пью успокоительные, ничего не помогает».
Я сразу разочаровала Риту, что ничего и не поможет. Никакие таблетки, никакие техники и методики не помогут! Нельзя сложившуюся взрослую особь, (не поворачивается язык назвать таких людей личностями) в один миг перевоспитать, сделать нравственно-духовной, интеллигентной. Об этом писал еще персидский поэт, математик, астроном Омар Хаям: «Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос». Он может быть дворянином по происхождению, иметь несметные богатства, но при этом оскотиниться. Стать бездушным и полностью потерять человеческий образ, превращаясь в зверя, на глазах изумленной публики. В своем знаменитом романе «Салтычиха» писатель, Иван Кондратьев нас знакомит с этим явлением. Одно дело, когда люди были крепостные и умирали в руках психически больной барыни истязавшей их. И совершенно другое, терпеть в 21 веке начальника, директора – самодура и быть покорной? Зачем? Теряя последнюю самооценку и уважение. Я не вижу смысл пить успокоительные капли, таблетки, и тащится на работу как на казнь. В ожидании, каким образом тебя в следующий раз унизят, или оскорбят? Всегда есть возможность: уйти на другое предприятие, уйти на дистанционную работу, открыть свое дело, поменять коллектив, где более адекватные люди, владеющие и контролирующие свои негативные эмоции.
Рита считала, что нынешний директор послан ей свыше. Чтобы научиться жить с такими людьми и стать «Акулой». Что это карма из прошлого, которую надо в этой жизни «отработать». Так рассуждать и думать неправильно. Фраза «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» -  принадлежит философу Фридриху Ницше. Если это неприятность, неурядица – это одно. Если психическое насилие, травля, постоянная и ежедневная – это другое. Мне довелось работать в одной образовательной организации, где все в коллективе были с высшим образованием. Однажды я стала свидетелем, когда заместитель директора орала как сумасшедшая, оскорбляя молодую без опыта работы учительницу. Та молчала, уставившись в пол, словно ученица. Когда я вошла,  в кабинет, заместитель директора, женщина средних лет снова подчеркнула свою должность и значимость, и выставила учительницу из кабинета. На что я задала ей несколько вопросов:
-Она ваша дочь?
-Нет,- последовал ответ.
-Ученица?
-Нет
- Почему же вы позволяете себе разговаривать с ней в таком тоне?
-Потому что она ничего не понимает…
-Нужно научиться контролировать свои эмоции, - и не выглядеть неуправляемой истеричкой, еще хуже - ребенком, в глазах своих коллег, - сказала я и удалилась.
Отношения после этого разговора с заместителем директора у нас на удивление не испортились. Женщина оказалась адекватной и приняла сказанное мной к сведению. Поле этого к ней чаще стали заходить в кабинет учителя, общение с коллегами у нее наладились, и никто ее не стал воспринимать как монстра в юбке или леопарда из рекламы препарата «Новопассит». Но это был лишь единичный случай. Кстати о рекламе, что мы видим в этой рекламе? Начальницу в образе леопарда, она орет и ей можно, у нее статус и положение начальницы. А бедный заяц – вынужден принимать успокоительное средство? У нее проблема с нервной системой, по ней скучает психиатрическая лечебница, а лекарство пьет заяц, где логика? А все, потому что он не так воспитан, ну, не может он стать «Акулой», послать ее куда подальше, хлопнуть дверью и тому подобное. Ну не любят нынче в обществе тихих, скромных, слабых, их сегодня принято травить и сжирать!
Хочу этого или нет, но как психолог, я обращаю внимание на все эти рабочие столкновения и ситуации в коллективе. Не так давно, директор одной из школ на собрании заявила: «Какая молодец наша секретарь. Так накричала на физрука, что он выбежал из приемной, поджав хвост». Зал зааплодировал секретарше, что она подобно змее умеет шипеть, и выставила, унизив мужчину. И директор еще раз это подчеркнула при коллективе, тем самым возвышая кого? Человека разумного? Двойные стандарты, подмена адекватного поведения – неадекватным.
Нынче с каждым годом навязывается модель поведения, когда подчиненного можно облаять, обругать, указать ему на «его место».  Когда ученики меня спрашивают, как определить уровень воспитанности? Я отвечаю: вежливостью, уважением и корректностью по отношению к другим людям. Образованность мы можем увидеть по наличию диплома. Воспитанность – по поступкам и действиям в отношении других людей. Почему сегодня многие добровольно соглашаются терпеть оскорбление и унижение на работе, дома?
Ответ на этот вопрос дает американский психолог, психиатр, разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа, Эрик Берн в своих книгах о психологии взаимоотношений: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры». Психологическая модель называется трансактный анализ. Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: «родитель», «взрослый» и «ребенок». В процессе  межличностного взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: как «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Эти состояния сопровождают человека всю жизнь. Находясь в позиции «Взрослого», такой человек характеризуется как ответственный, уважительный, рациональный, осознанный. Позиция «Родитель» - критикующий, наставляющий, заботящийся, поддерживающий, помогающий, сочувствующий. Позиция «ребенок» - любопытный, открытый, капризный, обидчивый, инфантильный, доверчивый. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем, только тем, кто пребывает в позиции «Взрослого». Если этого состояния не хватает, его можно развить и сделать полноценным. Позиция «Ребенок» – это безответственное существо, капризное, которое хочет только развлекаться и веселиться, есть, делать то, что захотелось сиюминутно. Ребенок руководствуется желанием – хочу, неспособность контролировать себя и свои эмоции, желания. Так же ему свойственно обижаться на окружающих. Погружение в обиду, требовательность к другим. Конечно же, этот «Ребенок» независимо от возраста будь ему по паспорту 50 лет  или 60 зависим от мнения, похвалы, поощрения других. Тут уже встает вопрос самооценки. Позиция «Родитель» одна из самых интересных на мой взгляд. Он характеризуется чрезмерной заботой о других в ущерб себе. Чрезмерная забота и опека взрослых детей. Например, на совещании отчитывает директор сотрудника как ребенка, унижая при всех и покрикивая.  Позиция «Родитель» руководствуется желанием «Могу». Случай, который я описала выше, где Дмитрий выбил зубы подчиненному, конечно, это позиция «Ребенок», который играл, развлекался. Три основные позиции в общении, но если директор в позиции «ребенка», а я в позиции «взрослого», тогда понятно, почему мы друг друга не понимаем! Взрослый руководствуется «хочу и могу» при всем этом, он осознает все последствия своих действий и поступков. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств. Чтобы определить свою ролевую позицию в межличностных отношениях, я предлагаю вам, дорогие читатели пройти тест.
Инструкция: ниже приведены 21 высказывания, оцените высказывания в балах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю как не надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь подумать его последствия.
12. Младшие поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.
16. Я – увлекающий человек.
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.
 Ключ к Тесту Трансактный анализ Э.Берн (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э.Берну
1 (состояние «ребенок») : 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
2 (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
3 (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Инструкция: подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам. Далее у вас идет интерпретация.  Затем автор Э.Берн дает формулы и более подробное их рассмотрение, кого заинтересует, то список литературы, я указываю ниже. Рассмотрим, следующие три составляющие личности человека, которые обуславливают характер общения между людьми: Родительское, Взрослое, Детское.
Интерпретация:
1. Детское (Дитя – Д, или Ребенок) состояние «Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства.  Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблемы: не способен преодолеть трудности или противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на: естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.д.), возражающее детское Я.
Признаки актуализации : Эго состояние Ребенка
Вербальные признаки : а) восклицание: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю, и знать не желаю; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; ты меня не уважаешь. г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.
Поведенческие  (невербальные) признаки: непроизвольное поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.
2. Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющею информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. «Взрослое» Я, в отличие от «Родительского», способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решения.
Признаки актуализации : Эго – состояние Взрослый
Вербальные признаки в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.
Поведенческие  (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
3. Родительское (Родитель – Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обычными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Признаки актуализации : Эго – состояние Родитель
Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.
Поведенческие  (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещенные на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голос насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.
Хорошо, когда у человека гармонично развиты все три состояния. Взрослый отец играет с детьми, становясь в позицию «Ребенок», катаясь с горки и ребячась вместе с ними. Как «Родитель», он заботливо и бережно опекает супругу. Как «Взрослый», отстаивает свои интересы на работе, на производстве, в нужный критический момент – принимает правильное решение. Когда в личности все три состояния «Я» умело, представлены и человек способен осуществить самоконтроль и гибкость в общении с другими людьми. Вот этими качествами он и отличается своей зрелостью от юности!
Какую рекомендацию я дала Рите, спросит меня читатель? Только сам человек может, осознав свое поведение, помочь себе повзрослеть и выйти из состояния «Ребенка». Никогда не думайте, что Вы сможете взрослого человека перевоспитать, изменить. Жизнь дана человеку, чтобы радоваться и приносить радость другим. Общайтесь с людьми, с которыми приятно общение, от которых исходят положительные эмоции. С теми, кто уважительно относится к вам как к личности, специалисту, профессионалу. Закончить этот разговор я хочу стихотворением Омара Хаяма.
 «Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернешь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь».

2021г.
Список литературы:
Эрик Берн «Игры, в которые играют люди»;
Эрик Берн «Люди, которые играют в игры».
(фото из интернета)


Рецензии