Тексты отцов-моралистов

Если внимательно покопаться в текстах «отцов-моралистов» 17-го века, то можно найти кое-что удивительное...

1.
«Горожане приучены с тупым равнодушием относиться ко всему, что связано с деревенской жизнью и сельскими занятиями. Лен они не отличают от конопли, рожь от пшеницы, то и другое — от мякины. Они сыты, одеты — остальное их не интересует.

Не говорите с горожанами о земле под паром, подлеске, виноградных отводках, отаве — они все равно вас не поймут, для них это какая-то тарабарщина. Заведите лучше речь с одними о мерах, тарифах, надбавке в су на ливр, с другими — об апелляциях, гражданских исках, частных определениях или о передаче дела в высшую инстанцию. Они знают общество, хотя отнюдь не с его лучшей или хотя бы самой привлекательной стороны, но им ничего не известно о природе, о ее пробуждении и расцвете, о ее дарах и щедротах.

Это невежество, порой добровольное, зиждется на их преклонении перед своим ремеслом и своими талантами. Самый жалкий стряпчий, который сидит в унылой и прокопченной конторе, обдумывая очередное сомнительного свойства дело, задирает нос перед землепашцем, который трудится на вольном воздухе, обрабатывает землю, сеет зерно и собирает обильный урожай.

Если рассказать этому крючкотвору о первых людях на земле, о патриархах, о их сельской жизни и труде под открытым небом, он выразит удивление, как это возможно было жить во времена, когда еще не существовало ни должностей, ни посредничества, ни президентов парламента и прокуроров: его ум не способен постигнуть, что некогда люди могли обходиться без канцелярий, залов судебных заседаний и буфетных при оных».

2.
«В Риме даже императорам не удавалось так легко, просто и надежно защититься от ветра, дождя, пыли и солнца, как это удается в Париже простым горожанам, которые разъезжают по улицам в каретах. До чего непохожи эти горожане на своих предков, пользовавшихся только мулами!

В старину люди еще не умели отказываться от насущного ради излишнего, предпочитать роскошь пользе.

Они не жгли восковых свечей, но и не дрожали от холода у еле тлеющего очага: свечи горели только в храмах божьих и в Лувре.

Они не садились после обеда в карету: полагая, что ноги даны человеку, чтобы ходить, они пускали их в ход. В сухую погоду обувь их была чиста, а в дождь — покрыта грязью, ибо улицы и перекрестки они переходили так же смело, как охотник идет по вспаханному полю или солдат — по сырой траншее.

В те времена еще никому не могло взбрести в голову, что в носилки можно запрячь двоих мужчин: советники — и те ходили пешком в суд или камеру парламента так же безропотно, как Август некогда ходил в Капитолий.

На столах и на буфетах тускло поблескивала оловянная посуда, а для очагов был хорош и чугун: золото и серебро были припрятаны в сундуки.

Женщины брали в услужение — и даже на кухню — только женщин.

Наши отцы отлично знали благородные имена воспитателей и воспитательниц, которым короли и принцы крови доверяли своих детей, тем не менее они не хотели поручать своих отпрысков слугам и ревнивым оком сами следили за их воспитанием.

Они всегда жили по средствам, расходовали не больше, чем получали, соразмеряли все — ливрейных лакеев, экипажи, обстановку, яства, городские и загородные дома — со своим достатком и положением.

Они отличались друг от друга и по внешнему виду: жену стряпчего никто не принял бы за супругу советника, а простолюдина или лакея — за дворянина.

Занятые не столько приумножением или проматыванием имущества, сколько его сбережением, они в целости и сохранности оставляли свое состояние наследникам и, разумно прожив жизнь, мирно завершали земной путь.

Они не твердили: «Наш век суров, нищета велика, денег не хватает». Этих денег у них было меньше, чем у нас, но по их нуждам достаточно, ибо они были богаты не столько доходами и поместьями, сколько предусмотрительностью и скромностью.

Наконец, все понимали тогда истину, гласящую: то, что для вельможи блеск, роскошь, великолепие, то для человека простого — мотовство, безумие, глупость».

(Жан де Лабрюйер, из книги «Характеры, или Нравы нынешнего века», 1684-1696 г.г.)


Рецензии
Не скрою, рассуждения де Лабрюйера берут, что называется, за живое.
Но затем поглубже задумываешься... и отдаёшь себе более или менее
ясный отчёт в том, что все факты, изображённые им в приведённом
Вами отрывке, подобраны весьма избирательно и поданы с жёстко
определённым намерением, а именно: создать благостнейшую картину
безвозвратно ушедшего в прошлое пресловутого Золотого Века.

Но, конечно же, стоит только реально копнуть человеческую историю,
что называется, беспристрастно (по возможности, естественно),
и довольно быстро обнаружится, что благостные выкладки де Лабрюйера
можно довольно легко разбить, что называется, в пух и прах.

Ну не было Золотого Века. Не было.
Вообще. Никогда. Нигде. Ни у кого.
И, кстати, никогда не будет. На э т о й земле.

С уважением,

Владимир Астраков   03.07.2023 12:25     Заявить о нарушении