Кью. Можно столько знать, чтобы уже не думать?

"Что бы это могло означать: "Эксперт - это человек,
который больше уже не думает, он знает"?
Можно столько знать, что думать больше не надо?"
(спросила anna atom).

Это означает только собачью (кошачью, обезьянью, человечью) чушь. Столько знать, чтобы уже больше не думать, невозможно.

Нет, вру. Для кого-то из экспертов это представляется вполне возможным. Поэтому от меня, например, другие эксперты требовали, чтобы я не выдавал в ответах свои "думалки", а просвещал народ знаниями. Как будто я всё могу знать. Но я же не всеведущий бог. Поэтому привожу свои знания и свой опыт в движение в процессе думания и получаю некий относительно новый результат.

Это похоже на творческую деятельность, когда создаётся более или менее новый духовный продукт.  По крайней мере, для меня он новый. Для других он может быть и не нов, потому что они в этом вопросе ушли дальше меня. А для остальных других, относительно которых я ушёл дальше, он может быть очень даже свеж.

Вообще-то, знание и думание очень тесно связанные друг с другом психические явления. Одни думают, что знают. Другие знают, что думают. Третьи думают, что знают, но не знают, что им ещё надо подумать, чтобы узнать поточнее.  Вот Декарт, например, знал, что существует, потому что думал. А Сократ знал, что ничего не знал. Гераклит говорил: "Многознание не научает уму". То есть, мало много знать, надо ещё и уметь этим пользоваться, уметь думать.  Скорей всего, это он не обо всех так говорил, а об отдельных личностях, страдающих салонным словоблудием (конституциональной глупостью, по П.Б.Ганнушкину).

Короче, это как два сообщающихся сосуда. Отделить думание от знания (узнавания) - это значит пресечь всякую циркуляцию и поступление свежего воздуха,  умертвив этим жителей сосудов (микробов, мыслей, идей).

Есть, конечно, ещё стандартные, часто повторяющиеся ситуации, в которых эксперт научился разбирать быстрее многих других неэкспертов и экспертов. И тогда он с первого взгляда, как гроссмейстер при взгляде на шахматную доску, определяет, кто победит и через сколько ходов. Здесь процесс думания настолько свёрнут, что не осознаётся самим гроссмейстером. Он просто знает, и всё.

Но есть и такие ситуации, когда гроссмейстер играет с таким же по уровню мастерства гроссмейстером, и тогда обоим приходится некоторое время думать, не смотря на знание шахматных комбинаций. Не смотря на - но учитывая все уже изученные.

Многое зависит от соотношения сил. Сильный знает, что он силён. Слабый думает, как и чем его пересилить. Но сила и слабость - иногда параметры очень переменчивые. Ветер дунул не в ту сторону - и сильный стал слабым, а слабый - сильным. И, учитывая эту переменчивость ситуации, полезно обладать кое-какими знаниями и думать, как извлечь из них пользу. Для себя и окружающих.


Рецензии