Случай 6 марта 1953
Мать дрожащими руками наливает чай из самовара в фарфоровую чашку с кобальтовой сеточкой. Держит чашку в руках, встаёт, опираясь на дубовый буфет и смотрит в окно. Вечереет. На ней строгое чёрное платье, волосы собраны, украшений нет. ЕЛЕНА (входит на кухню) Мамочка, что с тобой, ты нездорова?
МАТЬ Я ухожу. (ставит чашку на стол)
ЕЛЕНА Куда? Хлеб я днём купила, забыла тебе сказать.
МАТЬ (снова садится) Ты что, ничего не знаешь? У нас горе, а ты ничего не знаешь. Лена, уже все знают.
ЕЛЕНА (Наливает себе чай.) А... ты про это. Вот уж не думала, что ты его так любишь.
МАТЬ (удивлённо и возмущенно смотрит на дочь) Что? Да как ты смеешь так говорить!
ЕЛЕНА (продолжает) Помнится ты всегда презрительно говорила о его возвращении, называла ренегатом... а тут, вдруг... горе.
МАТЬ (кричит) Какое возвращение! Приди в себя! Сталин. Сталин умер!
ЕЛЕНА Ах, вот даже как... Мама, не плачь. Я думала ты говоришь о Прокофьеве. Он... тоже... умер. Мне из консерватории звонили полчаса назад.
МАТЬ (встаёт и направляется в коридор) Какой Прокофьев? При чем здесь какой-то Прокофьев? Что же за дочь я воспитала? Я тебе русским языком говорю. Умер товарищ Сталин! Я иду прощаться.
ЕЛЕНА (сидя поворачивает голову в сторону матери) Куда?
ПРИХОЖАЯ
МАТЬ (устало присаживается на венский стул) В Колонный зал.
ЕЛЕНА Я тебя никуда не пущу. Мама! Да остановись ты! (сначала кричит, потом шёпотом) Мама, ты нездорова, тебе нельзя никуда идти. Нет, ну это просто выше моих сил. Мама! Он - убийца. Ты что, забыла? Лев и дядя Саша в ссылке. А может их уже и нет вовсе.
МАТЬ (тихо, глядя на ноги, все ещё сидит на стуле) Они предатели. ОН не мог ошибаться. Он никогда не ошибался, запомни!
ЕЛЕНА Ты ненормальная. Фанатичка. Я не пущу тебя. Да! Не-пу-щу.
МАТЬ (встаёт, берёт с вешалки шерстяное пальто) Я должна. Рахель... не доводи до греха.
Елена быстрым шагом идёт в гостиную, садится за пианино и играет "Танец рыцарей" из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева. Мать роняет пальто на пол и бежит в гостиную.
ГОСТИНАЯ
МАТЬ (кричит) Перестань! В такой день и такая музыка. Да нас заберут! Да перестань же! (трясёт дочь сзади за плечи)
ЕЛЕНА Нет, нас уже никто не заберёт! Нет- нет-нет. (ударяет сжатыми кулаками по клавиатуре и с грохотом закрывает крышку пианино) Ты всегда такая идейная, такая... правильная. Тебя никогда не было дома. Когда другие девочки пекли с мамами пирожки, у тебя были субботники или... ещё что угодно. Тебя и ДО войны никогда не было дома. Ты думаешь я не помню, что ты даже не заплакала, когда забрали дядю Сашу? Ты мумия. Вот ты кто!
Мать бьёт Елену наотмашь по лицу. На мгновение всё замирает.
ЕЛЕНА (опускает голову, закрыв лицо руками) Мумия!
МАТЬ (уверенным шагом идёт в прихожую) Я ухожу. А ты ещё пожалеешь. Неблагодарная. (Наклоняется, чтобы поднять пальто и, внезапно, охая, оседает. Голова со звуком ударяется об паркетный пол)
ЕЛЕНА (удивлённо) Мама? Вскидывает голову и видит лежащую мать. Бросается к ней. ПРИХОЖАЯ
ЕЛЕНА (быстро, нервно) Прости меня, прости... скорее... вставай. Что же ты так неловко улеглась? Да что с тобой? Надо что- то под голову. Мамочка, потерпи. Бежит обратно в гостиную к телефону, набирает 03.
ЕЛЕНА Алло, скорая! Маме плохо! Да, без сознания. Первый Самотёчный... Как через два часа? Почему?.. Толпа? Какая толпа?....
Как в трансе кладёт трубку рядом с телефоном, слышны частые гудки. Идёт к окну, смотрит на улицу. Темно, вдалеке видно прожектор, который установлен на грузовой машине. Он, двигаясь, выхватывает бесконечную массу медленно двигающихся в одном направлении людей. Чёрный асфальт. Мороз. От толпы поднимается пар. В тишине слышно только телефонные гудки.
Свидетельство о публикации №223062201427