35. Муратов-сага Окончание мной школы. 1951 г
Впервые опубликовано 02.06.2023
Баба Люба использовала всё свое влияние и я был принят в среднюю школу №9, вскоре ставшей образцовой с кабинетным методом образования. В школе были кабинеты Физики,Химии, Естествознания и географии.
Преподавательский состав нашей школы был великолепен. Физику вел лучший преподаватель этого предмета в городе Юрий Константинович Карпинский.Помню как он плотоядно ухмыляясь, ходил между столами и повторял: "Кто не знает Единиц, получит единицу".
Математику преподавал суровый Невзоров, который прозорливо заметил мне, что я математику не знаю, и знать не буду.
Он был прав, однако меня это обидело и потому, стоя однажды у доски, я нарисовал ему график обратной тригонометрической функции, чего не было в учебнике. В награду я услышал довольное кряканье «Купороса» - так звали мы Невзорова.
Черчение великолепно преподавал Павел Хигер. Однажды он задал на дом начертить произвольную композицию в виде орнамента. Я нарисовал пять пересекающихся разноцветных колец и незаметно положил ему на стол, поскольку чувствовал, что это – не шедевр.
Хигер взял с омерзением чертеж и с чувством заявил на весь класс: «Какая безвкусица!». После, я начертил достаточно интересную ажурную композицию и заслужил одобрение за оригинальность.
Но этот эпизод я запомнил на всю жизнь, поскольку он послужил толчком для формирования у меня чувства вкуса.
Остается только вспомнить, что пересекающиеся разноцветные кольца затем многократно тиражировались советской наглядной агитацией как эмблема интернациональных спортивных соревнований. Но у меня порядок следования цветов был другим.
А географию я не учил-не хватало времени на чтение учебника. Но зато у доски рассказывал то, о чём прочёл в детстве в книжках о приключениях. Классная руководительница мне это великодушно прощала.
Мне повезло, что в годы моего обучения были введены, явно по недосмотру, новые, вне программы, учебные дисциплины: Психология и Логика.
Психологию нам преподавала директор городского Университета. И начал он с Аристотеля - было это страшно интересно.
Но года не прошло, как оба этих предмета были поспешно исключены из школьной программы.
В те годы на старших классах школы я был кандидатом на золотую медаль не столько из-за своих способностей и рвения в учебе, сколько из-за активного участия в изготовлении приборов для шк
г. Свердловска. В известной степени мои шансы возрастали в связи с удачными выступлениями на общегородских олимпиадах по физике и химии. Хотя химию я не любил, поскольку не понимал ее логики.
При подготовке к выпускным экзаменам на аттестат зрелости Баба Люба оказала мне неоценимую помощь и огромную поддержку, организовав посещение мной лучших преподавателей русского языка Педагогического института.
Хорошо помню, как я задал преподавательнице глупый вопрос, смысл которого состоял в том, что не так уж и обязательно литературно оттачивать стиль сочинения. Достаточно лишь не делать ошибок.
И пожилая женщина взяла мою тетрадь, потрясла ею перед моим носом, и с чувством сказала « стилистический и композиционный примитив!».
И этот инцидент также запомнился на всю жизнь и принес, в конце концов, большую пользу.
К тому же бабушка предоставила в мое пользование свою комнатку, в третьеразрядном заводском общежитии, где ранее умер дед Сергей Владимирович.
Кроме того, она заставляла меня ежедневно съедать стакан сахара, По ее мнению, это было очень полезно для мозгов. Возможно, именно после этого я стал неравнодушен к сладкому и не смог научиться курить.
В те времена тайна тем сочинений в выпускных классах хранилась столь же бдительно, как и тайны государственные. Однако по наитию свыше я догадался, что одной из тем сочинения будет тема по Маяковскому, который мне нравился не за верноподданную тематику, а потому, что в его стихах чувствовалась огромная конструкторская работа по подбору подходящих к месту слов и выражений и отсутствие фальши.
Уж так сложилась моя жизнь, что очень часто в критические минуты обстоятельства внезапно складываются в мою пользу. Так было, например, перед городской олимпиадой по химии, когда совершенно случайно я прочел небольшую брошюру из серии научно-популярной библиотеки о процессе ржавления. И главной темой олимпиады была защита от ржавчины.
И вот теперь опять знакомая тема Маяковского, к которой я чудом оказался готов.
Воспользовавшись кучей заранее заготовленных цитат, я написал сочинение. Понятно, цитаты у меня были изготовлены в виде шпаргалок, и я списывал их, удаляясь в школьный туалет.
Замечу, что за все свое время обучения и в школе, и в институте я воспользовался шпаргалками в первый и последний раз.
Я всегда чувствовал, что шпаргалка есть подлость и трусость.
На следующий день я был вызван в школу, и мне было под большим секретом снова выдано сочинение с тем, чтобы я исправил в нем ошибки, но какие – мне не сказали.
Я поработал и в результате получил золотую медаль, поскольку все остальные экзамены сдал на отлично.
Зайдя летом 2004 года в школу, я не без удовольствия нашел свою фамилию в верхнем ряду списка лучших за всю историю школы ее учеников. Таким образом, я, закончивший первую по значимости школу города, оказался одним из трех лучших выпускников средних школ в городе.
Золото получили: Игорь Кудрявцев - выдающийся педант, и тихий и невероятно скромный Гриша Глезер. Им не повезло в жизни: Гриша утонул в Крыму при купанье, а Игорь, нарушив неожиданным левым поворотом правила движения, был, сидя в своей машине, раздавлен трамваем.
осле этого во всей своей неизбежности встала предо мною проблема выбора высшего учебного заведения, решение которой дальше не было возможности откладывать. В то время было общепринято, что все, получившие золотую медаль, уезжают в Москву и поступают там на физико-технический (атомный) факультет Московского Университета.
Я как-то спросил у такого счастливчика, на что он надеется в будущем. Слегка помявшись, он ответил, что его греет надежда своими глазами увидеть взрыв атомной бомбы. Вот такой был в то время даже у совсем неглупых людей менталитет.
У меня же одна только мысль о подобной перспективе вызывала смертную тоску. И тут у нас дома я неожиданно нашел справочник по высшим учебным заведениям Ленинграда. Вот только сейчас, печатая эти строки, я понял, что появился он не случайно. Ведь и раньше не раз были случаи, когда у меня дома на столе оказывались книги, которые для меня с маминой Бабушкиной точки зрения было полезно прочитать
Так или иначе, но выбор мой пал на ЛИТМО (Ленинградский Институт Точной Механики и Оптики). И, поскольку, согласно справочнику, там имелся крайне заманчивый инженерно-физический факультет с блестящим преподавательским составом, вопрос был решен мгновенно -документы посланы и летом 1951г. мы с мамой после 16-ти летнего отсутствия отправились в Ленинград. Как получивший золотую медаль, я по правилам того времени имел право на поступление без приемных экзаменов. Так оно и произошло.
Свидетельство о публикации №223062201545