Люди за спиной книга 1, том 1, часть 1. продолжени
Как вы могли убедиться термин казак имеет великое множество значений, происхождение казачества не меньше имеет вариантов. Не будем тратить время и доказывать только какой то понравившийся мне взгляд на историю казачества.
Это писали ученые мужи, исходя из исторических материалов и потому имеющие право на существование. Не будем останавливаться, на идеологических, политических и религиозных взглядах авторов исходя, из которых они сделали те или иные выводы.
Посему первая часть книги посвящена формированию казачества во всех его проявлениях.
История Великой степи.
Евразийская степь (Великая степь) - обширный степной эко регион, расположенный по центру материка, Евразия. Простирается от Восточной Европы почти до берегов Тихого океана. Великая степь издревле была заселена ираноарийскими, а позднее тюркскими кочевыми народами и способствовала взаимодействию этих народов с европейскими культурами (Западный поход монголов). Западная часть региона - Понтийско-Каспийская степь (исторически - Половецкая степь), включающая такие области, как эксклав Пуста (часть Паннонской равнины) на территории Венгрии и Дикое поле на западе, Сальские степи и Ногайская степь на юге, Калмыцкая степь на востоке. С севера регион ограничен лесостепью европейской части России, на юге — Чёрным морем, Кавказскими горами Каспийским морем. Южные хребты Уральских гор (Мугоджары), подходя к Каспию, создают узкое место, после которого на восток простирается Казахская степь, включающая в себя Туранскую низменность и Казахский мелкосопочник, пустынные районы Большие и Малые Барсуки, новый Аралкум и Бетпак-Дала. На севере через Тургайскую ложбину, Ишимскую степь, Барабинскую низменность и Кулундинскую равнину степные районы переходят в тайгу Западно-Сибирской равнины. На востоке через Джунгарские ворота равнина переходит в Джунгарию. Ещё дальше на восток лежит Монголо-Маньчжурская степь и пустыня Гоби. На огромном пространстве, где не было лесов жили и перемещались большие массы людей. Евразийские кочевники представляют собой обширную группу людей Евразийской Степи, её восточных (Восточный Дешт-и-Кыпчак) и западных областей (Западный Дешт-и-Кыпчак).
Кочевники (степняки, половцы, кипчаки, татары) — это общее название, собирательное для группы жителей степей в Центральной Азии, Монголии и Восточной Европе. Они сумели одомашнить лошадь, и в своей экономике и культуре делали ставку на коневодство и верховую езду. Кочевые племена изобрели колесницу, кавалерию и конного лучника, ввели такие инновации как узда, хомут и некоторые другие. В истории часто упоминаются как завоеватели Европы, Анатолии и Китая. В англоязычной литературе встречается выражение Horse people, то есть Конные люди, Конники, Всадники, Наездники. Это пример одного из множества обобщающий терминов, с помощью которых ученые пытались и до сих пор пытаются исследовать, описать и осмыслить жизнь человечества в мире Бескрайней Степи с древнейших времёни и до наших дней. За счет своей мобильности они могли безнаказанно наносить вред более технологически совершенным народам. Кочевники могут быть разделены на несколько больших групп по языковому признаку:
Индоевропейцы
Протоиндоевропейцы
(Энеолит (Медный век) / Бронзовый век)
Палеоевропейцы
(Индоиранцы (Бронзовый век/ Железный век)
Индоарийцы
Иранцы
Алтайцы
Монголы
Тунгусы
Тюрки
Уральцы
Угры (Мадьяры)
Финны
Хронологический список:
Железный век/Классическая античность
Киммерийцы | Исседоны / Усуни | Парфяне / Парны | Саки (племена) / Исседоны / Массагеты / Скифы / Сарматы | Сяньби | Хунну | Юэчжи / Эфталиты
Великое переселение народов
Аланы | Авары | Гепиды | Готы | Гунны | Руги
Средние века
Башкиры | Буртасы | Булгары | Чжурчжэни |
Калмыки | Хазары | Kimaks | Кыпчаки | Мадьяры | Монголы | Ногайцы | Печенеги | Сельджуки |
Славяне | Татары
Современная эпоха
Калмыки | Казахи | Киргизы | Каракалпаки | Цыгане
В этих же степях оказывались по разным причинам и жители близлежащих регионов. В этой же степи создалось и такое явление как казачество. Немного повторюсь. Я уже рассказывал, как в степь собирались люди и приспосабливались к обитанию в этих сложных условиях перенимая давний опыт предыдущих народов. Помимо выходцев с Руси, причем не только русских, но и других народов сюда приходили и из южных племен и народов. И это была не однородная масса. Помимо относительно коренных жителей были те кто хотел к ним присоединиться и жить по их укладу. Но были те, кто желал просто жить на их территории, но к ним не примыкать. Так же степь до вхождения в составе Руси была буфером между Русью и соседями. Россия и «Дикое поле» в XVI-XVII веках Т. В. Черникова доктор исторических наук.
продолжение следует
Свидетельство о публикации №223062200412
Прямо скажем, очень спорные утверждения, но поскольку вы предупреждали, что ознакомились с самыми разными версиями возникновения казачества, то претензии на этот счёт отпадают. Одно только вводит в сомнения. Если вы таки признаёте различные казачьи этносы, то почему в итоге получился один русский этнос в виде казачьего сословия и к тому же православный.
Вы там пишете, что казачество возникло в 14 -16 веках. Думаю, что намного раньше. Я отношу это к 11 веку потому, что тогда появилось в зародыше крепостное право и оно стало толчком к возникновению казачества среди русских людей, которые на тот момент уже больше ста лет были православными. Я скорее соглашусь, что казачество возникло ещё раньше, до крещения Руси, но никак не позже.
Среди казачества до 20% старообрядцы. Им легче всего было сохранить старую веру, поскольку жили сообща.
Упомянули вы и Понтийско-каспийскую степь. Интересный термин такой для меня, понтийского грека. Всю жизнь я считал, что Понтийское царство существовало на южном берегу Чёрного моря и степью точно не было. Горы причерноморья.А уж Каспий вообще в стороне.
Правда я не понял одного. Когда вы упоминаете своих предков пофамильно, я к этому с уважением отношусь. Как это обстоятельство доказывает причины появления казачества?
Любые теории, утверждающие, что казаки отдельный этнос, необоснованы изначально.Были в других странах свободные поселенцы, которые занимались защитой границ, но там другое. В Восточной Римской империи, например, таких людей материально поощряла власть. На Руси, казаков, за то, что они казаки, не то что никто не поощрял. Их до смутного времени и признавать не торопились. В смутное время поняли, что казаки могут встать под знамёна самозванца.
Нет, казачество в России, это не похожее ни на что явление. Причём именно русское явление. А уже потом появились некоторые разновидности о которых вы написали в своей рецензии на мою работу. Обратите внимание, каждое казачье войско русское (включая и запорожское, которое было переселено на Кубань Екатериной 2, почему и Екатеринодар) Все казачьи войска отличались друг от друга одеждой, может вооружением, но все разговаривали по русски и были православными.
Наконец, вы мне предоставили 3 тома. Думал уйду в чтение на пол года. Насчёт томов вы явно погорячились. Нет, если 700 с лишним страниц, то можно и томом считать, но смысл присовокуплять различные материалы без конкретных выводов и предположений? Но это ваше право. На мой взгляд, на том не тянет.
Юрий Лазин 20.06.2025 22:12 Заявить о нарушении
Во всяком случае я встречал термин "Понто-Каспийские степи" в работах отечественного историка проф. Л.С. Клейна.
Алексей Аксельрод 20.06.2025 22:24 Заявить о нарушении
Иван Грозный наладил союзные отношения с донскими казаками. В 1549 г. он договорился с донскими и путивльскими казаками "недружбу царю [крым. хану] делати". Около 2500 казаков участвовали в штурме Казани (1552 г.). В 1570 г. атаман Черкашенин с казаками охранял царского посла И. Новосильцова от Рыльска до Азова. За службу казаки тогда получили "государево жалованье": деньги, сукна, селитру и свинец. При Борисе Годунове воеводе Бельскому было предписано сообщить казакам на Донце и на Осколе, что царь "пожаловал их теми реками и речками и велел отдать им, донецким и оскольским атаманам и казакам, безданно и безоброшно" при условии, что те будут нести "государеву службу", заключавшуюся в том, чтобы следить за передвижениями в Поле татар и противодействовать "воровским" казакам. Жак Маржерет, француз, служил наемником на русской службе в 1600-1606 гг., писал в своих записках, что в России лучшей пехотой считаются стрельцы и казаки: "настоящие казаки, которые держатся в татарских равнинах вдоль таких рек, как Волга, Дон, Днепр и других, часто наносят гораздо больший урон татарам, чем вся русская армия; они не получают большого содержания от императора [царя], разве только, как говорят, свободу своевольничать как им вздумается..."
Алексей Аксельрод 20.06.2025 22:49 Заявить о нарушении
Я дал три главы всткпительны, где и раскрываются главные темы книги: многообразие значений теримина "казак", при чем это явление скрывается и под другими названиями: ушкуйники, византийские акрыты, черкассы и т.д., такое же разнообразие в их происхождении: только официальных 18 версий. Мое мнение основано на докторской диссертации ппрофессора Слова А.Н. где они изучая только казачество северного Кавказа приходит к выводу, что казачество - это не относ, не народ, не сословие, а уникальное явление в истории планеты. Я к этому выводу пришел давно и мне было нужно подтверждение историков.
Так же такое явление, не зависимо от его название существовало параллеьно в трех видах: 1. Охрана границ жителями приграничья за что они были освобождены от налогов и повинностей (и это исторически именуется вольностью, а не вседозволенность, как хочется считать некоторым. На Руси казаками именовались ратные люди на равне с детьми боярскими (дворяне) и стрельцами (которые мало чем отличались от казаков) 2. Вольные казаки, жители регинов не входящих нив какое государство, великая степь в широком смысле этого слова, которые сотрудничали с Русским царем, входили в частные военные компании купцов и князей, охраняли торговые пути и караваны. 3. "Воровские". В те времана ворами именовались любые преступники.
Так же следует заметить: казачество не застывший мунамент, а постояно изменяющийся и развивающийся социальный слой, которые все время пытаются вогнать в какие то рамки термина, а он не помещается туда. Казаки до 15 века, 16, 17, 18, 19, 20 и совеременные(не надо последних относить только к странным людям с ломпасами, которые чаще всего по не понятниым для меня причинам называют себя казаками) представлены не только кучей деноминаций, каждая из которых пытается себя выдать за истинных казапков. По сути все это те же три версии. Есть 7 миллионов потомков служилых казаков, а во всех деноминациях не наберется более 150 тысяч человек. Вот для этих семи миллионов и всех здравомыслящих людей и написаны мои книги. Хотя меня приглашают на свои науные тусовки. Акадеемии наук и образования мои книги труды поддерживают. А вот все всемирные, межгалактичнееские, федеральные и региональные атаманы мои книги игнорируют. Есть поддердка примерно науровне райнных казачьих обществ, некоторые сотрудники федеральных.
Что касается понтийская степь. Все термины взяты из работ историков.
Объемные книги по той причине, что казачество очень сложное явление и окутано массой мифов и домыслов, вот и приходится все это опровергать.
Но еслои судить, что только на проза ру у меня 42 тысячи подписчиков и около 500 прочтений в день, то эта тема интересна.
Новосельцев Григорий Петрович 21.06.2025 07:43 Заявить о нарушении
Новосельцев Григорий Петрович 21.06.2025 07:44 Заявить о нарушении
Новосельцев Григорий Петрович 21.06.2025 07:57 Заявить о нарушении
Насчёт того, что донкое казачество служило ещё Ивану Грозному, спорить не собираюсь. За деньги воевали. Никакого признания казачества русским царём не наблюдалось, но этим же объясняется тот факт, что донцы воевали против врагов России не за Родину, а за деньги. Разницу ощущаете? И в смутное время они тоже воевали против Лжедмитрия за деньги. А что там Иван Грозный им пожаловал из территорий, то это если не были территории, которые сами казаки захватили у степняков и которые Грозный признал за ними, то это тоже были "деньги" за службу выраженные в квадратуре суши и длине рек. Так что и тут с вами не соглашусь.
Но, спасибо за мнение. Всегда приятно пошевелить мозгами, даже если для этого не понадобилось много времени. Так что нравится. Но ваши сонеты мне нравятся больше. Даже мысль приходит, а не опубликовать ли мне их на своей странице под вашим авторством. Пусть люди знакомятся и отсылают рецы на ваши ссылки. Но только с вашего согласия.
Юрий Лазин 21.06.2025 21:08 Заявить о нарушении
У меня складывается впечатление, что вы со мной спорите. Я не спорю с вами. Более того, у меня гораздо меньше фактического материала, чем у вас. Логики больше, чем самих фактов. Я ищу плодотворного диспута уже только потому, что мне нравится объём вашей работы. Значит вы человек по хорошему помешанный на теме истории казачества. Здесь даже обилие грамматических ошибок, которых у меня тоже хватает, не пугает. Поэтому я вам написал то, что написал. С чем-то не согласен, но это я обосновал. Логика проста. Если есть вам чем аргументировать, аргументируйте. Если нечем, может быть примите на вооружение. Я сделаю то же самое.
Во всяком случае то, что казачество не этнос и не сословие, а яркое историческое явление русской истории, мы с вами признали.
Насчёт того, что таких явлений в мировой истории 18, не соглашусь. Считаю русское казачество неповторимым, ни на что не похожим проявлением русского православного народа. Если же соглашаться с вами, то я бы добавил ещё и 19 вариант, ямайских пиратов. Но шутки в сторону. Если брать акридов из восточной Римской империи, проживавших на её восточных границах, то это совсем другие условия их появления. Это не наша вольница. Их не просто признавали, а зачастую и назначали в рабовладельческом государстве. Там были совершенно другие отношения между людьми. Зачастую акриды образовывались из бывших стратиотов, а стратиотами были обычные мелкие землевладельцы, которые призваны были защищать границы государства в обмен на избавление их от налогов. Прямые отношения с государственной властью. Уверен, Алексей сейчас прочитает про стратиотов и выдаст свою преамбулу, но это нормально. Нам грамотный наблюдатель не помешает.
Теперь о современном лампасном казачестве. Я ваше мнение не разделяю. Дело в том, что сколько бы ни было этих лампасных казаков, какими ненастоящими они бы не были, но родину они защищают вполне себе по настоящему. Кровь проливают реальную и реальными жизнями платят начиная с чеченских войн и заканчивая СВО. Да что там? В Югославии сколько казачков-добровольцев отметилось? И спросите вы, а чего им надо? Я на этот вопрос ответить могу, а вы сможете? Уверен, что если вы ответите на него, то ваше мнение о современном казачестве изменится.
Теперь о вашей родословной. Ничего не имею против. Уважаю тех, кто знает свои корни лучше, чем я. Но согласитесь, книга иб истории казачества, где используются примеры из жизни родственников разных поколений и мемуары о родных корнях, это две разные книги. Я вам об этом и написал. Какую бы из этих книг вы не написали, это сделает вам честь, но меня интересует история зарождения казачества.
Вот как-то так. Ничего обидного, просто рассуждения. Не утверждаю, что однозначно правильные. Если что, поправьте меня.
Юрий Лазин 21.06.2025 21:41 Заявить о нарушении
Новосельцев Григорий Петрович 21.06.2025 22:12 Заявить о нарушении
Юрий Лазин 21.06.2025 23:59 Заявить о нарушении
Новосельцев Григорий Петрович 22.06.2025 08:50 Заявить о нарушении
Юрий Лазин 22.06.2025 10:57 Заявить о нарушении