Стр. 6 Алексей Аргун

                АЛЕКСЕЙ ХУТОВИЧ АРГУН

          Кандидат искусствоведения и Заслуженный работник культуры Абхазии Светлана Корсая, возможно, и не стала бы человеком искусства, если бы на ее пути не оказался Алексей Аргун, призналась она. Именно Аргун сыграл ключевую роль в выборе профессии. Родители Светланы были против того, чтобы она стала актрисой, а из-за легкого абхазского акцента Светлану не брали в ГИТИС.
 
          "Я хотела поступить на актерский факультет в Тбилиси, но родители этому противились. Затем решила пойти в ГИТИС, куда из-за моего акцента было невозможно поступить на общих основаниях. Тогда друг нашей семьи Алексей Хутович посоветовал выбрать прекрасную профессию театроведа, которая дает знание не только о театре, но и об искусстве, что я и сделала", вспоминает Корсая.

          Светлана добавила, что Алексей Аргун сделал многое для воспитания кадров в области искусства. Благодаря ему, целое поколение людей искусства окончили престижные зарубежные вузы. Особенно, когда он занимал должность министра культуры Абхазии в 1970-е — 1980-е.
 
          Светлане Корсая посчастливилось некоторое время поработать с Алексеем Аргун после окончания учебы. Он ей запомнился человеком талантливым и неравнодушным к профессии и сотрудникам.
 
          Алексей Аргун жил своей работой, которая не замыкалась в границах личного кабинета. Общаясь с ним, практически каждый становился героем его театра жизни.
          "Он был большой фантазер, в хорошем смысле этого слова, и великолепный рассказчик. Хутович мог преподносить свои выдуманные истории настолько реалистично, что у людей даже не возникало сомнений в его словах. У него было очень богатое воображение, которое прослеживалась и в его работах. Он был актером в душе", — отметила Корсая.
 
          Среди десятков деятелей искусства Абхазии, чьи имена открыл Аргун, были руководители Государственного ансамбля песни и пляски Василий Царгуш и Государственного ансамбля "Шаратын" Эдуард Бебиа. Вместе они объездили половину мира, где успешно прославляли культуру Абхазии.
 
          Благодаря Алексею Аргун, при Абхазском научно-исследовательском институте был открыт отдел искусства, он автор свыше 40 научных работ по истории абхазского театра и драматургии.
 
          Младший сын Алексея Аргун 19-летний Батал погиб в Отечественной войне народа Абхазии. Это стало настоящей драмой для их семьи. Но, по словам Светланы Корсая, Аргун не сломила эта трагедия, он не опустил руки и посвятил своему сыну книгу о войне "Абхазия – ад в раю".

          "Я знала Батала с самого его рождения. Он был настоящим философом, несмотря на свою молодость. Бесценный кадр в будущем для страны. После его гибели на Восточном фронте Алексей Хутович посвятил ему книгу, которая состояла из воспоминаний людей о войне, выдержек из статей и газет, высказываний самих грузин о республике и ее народе", — рассказала она.

          В первые дни войны семье Аргун не удалось выехать из оккупированного Сухума, так как не могли бросить больную бабушку. Они остались в столице и до конца войны спасали своего старшего сына Даура от грузинских интервентов.
 
          Они и вправду побывали в аду, добавила Корсая. В книге Аргун красочно и подробно описываются события тех лет, то, в каком состоянии был Сухум, как жили и умирали люди.
 
          Вскоре после смерти своего младшего брата Даур впал в депрессию и сильно заболел. Спустя время его не стало. "Это был еще один жестокий удар судьбы для них. Нет страшнее трагедии, чем потеря собственного ребенка, особенно, когда теряешь двоих.
 
          Сам Алексей Аргун страдал от сахарного диабета, который его и убил. Искусствовед вспомнила, как незадолго до его смерти, они часами болтали по телефону о театре, искусстве и культуре. Он очень скучал по своей работе, ему этого не хватало.

          К семидесятилетию Алексея Аргун, Корсая написала статью о тех долгих и душевных беседах с ним. Подробно рассказала о его творческом и жизненном пути, о его переживаниях, мыслях и выразила свою безграничную благодарность за все, что он для нее сделал.
 
          По ее мнению, Алексей Аргун незаслуженно забыт, он достоин того, чтобы в его честь ежегодно проводились научные конференции и творческие вечера.
 
          "Он очень много сделал для культурного развития Абхазии, оставил огромное наследие, и если мы не будем знать о таких значимых фигурах страны, не будем развиваться в области культуры, то будет ложью говорить о нашей самодостаточности", — подчеркнула она.
 
          Алексей Аргун родился 10 апреля 1937 года в Ткуарчале. Он был доктором искусствоведения, писателем, драматургом и новеллистом, профессором, Заслуженным деятелем искусств Абхазии.
 
          Руководил Абхазским государственным музеем, с 1973 по 1975 год возглавлял Абхазский драмтеатр имени Самсона Чанба. В 1975 году был назначен министром культуры Абхазии. До конца жизни Аргун работал заведующим отделом искусства в АбИГИ имени Дмитрия Гулиа.
Алексей Аргун ушел из жизни 1 июля 2008 года в Абхазии.

          От себя хочу добавить следующее:
Аргун Алексей Хутович - это имя мне было известно давно, но лично знакомы мы не были, пока случай не свел нас вместе. Во время войны, дружившие наши сыновья, его Даур и наш Игорь, задержавшиеся у соседского парнишки, бежали домой во время комендантского часа и были схвачены сванским патрулем рядом с домами, где жили. Мы не знали, что делать. Я позвонил Дауру домой, телефон (как раз работал) взял его отец, Алексей Хутович. Я объяснил ситуацию - пропали дети.
 
          Алеша перезвонил через минуту, сказал, не волнуйтесь, они в КПЗ милиции и скоро их отпустят, там оказался знакомый ему офицер. Действительно, через пару часов оба парня были дома, а мы с Алешей познакомились и подружились. Во время затишья на фронте, мы часто встречались то у меня дома, то у него. Изредка выходили к морю, подышать свежим морским воздухом.

          Когда, в Очамчирском районе, погиб его младший сын Батал (Даур - старший), мы вместе горько плакали, не стесняясь мужских слез. Когда, уже после войны, я лежал дома раненый, Алеша приходил, садился рядом и что то рассказывал о своем сыне, о будущей жизни в Абхазии, старался, как мог поддержать меня, а я пытался поддержать его, с его болью от потери сына. Свою книгу, «Абхазия -  Ад в раю», он посвятил своему сыну Баталу.

          В ней он уделил место и нашей с ним дружбе. Он очень переживал, когда мы собрались уезжать в Израиль. В моей библиотеке хранится экземпляр книги Алексея Аргун, «Абхазия - ад в раю» с автографом автора... «Дорогим Циале и Владимиру с искренним уважением от автора». А. Аргун. Сухум 1994г. Весть о его кончине в июле 2008 года потрясла нашу семью.

    Память о прекрасном человеке, отце двух сыновей, друге и товарище навсегда сохраним в своих сердцах.

         Ps. Вспомнил его рассказ о том, что когда он был директором Абхазского государственного драм. театра, при его содействии в Чехословакии были заказаны огромные люстры Богемского стекла, и ныне украшающие фойе театра и партер. Для этих люстр были сделаны специальные крепления, позволившие их сохранить даже при попадании рядом грузинских снарядов системы «Град» во время войны 1992 - 1993 годов. Считаю, что сегодня эти люстры олицетворяют память о великом сыне Абхазии Алексее Хутовиче Аргун.

              Аргун Алексей Хутович известный абхазский писатель и государственный деятель, профессор, доктор искусствоведения. В книге «Абхазия: ад в раю…» автор, в форме диалога с сыном Баталом, павшим в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 годов, вводит читателей в сложный, безнравственный и противоречивый мир войны, раскрывает ее причины и истоки, делится горькими впечатлениями и переживаниями человека, пережившего все тяготы грузинской оккупации Сухума в 1992-1993 годах.


Рецензии