Приватизация для олигархов деньги нужно пристроить

Разговоры о приватизации после событий 2022 года — как снег на голову, весь "продвинутый" мир сделал ставку на протекционизм. Послушный западный бизнес из-за политических решений своих государств устроил показательный демарш, а мы пригрозили национализацией, но только пригрозили. Сильное государство, патриотизм, косые взгляды на "Ельцин-центр", возрождение национального суверенитета везде, где можно, и тем более где нельзя (например, в интернете) — и вдруг на ПМЭФ подхватывают старую песню о главном: государство — плохой собственник.

В ходе выступлений на ПМЭФ оживилось обсуждение идеи новой волны приватизации. Во время делового завтрака Сбербанка Герман Греф поговорил с главой Минэка Максимом Решетниковым и помощником президента Максимом Орешкиным, которые открыто поддержали приватизацию, сделав оговорку, что речь будет идти о режиме "выход из неэффективно используемых государством активов с пользой и выгодой для государства". Даже были начерчены рукой в воздухе ориентиры, мол, сколько старых советских санаториев разбросано по югу и терпят убытки, ветшают дома отдыха. Вот на что стоит обратить внимание — пусть государство отдаст эти неэффективные курорты. Все согласно кивают головами, нужен ли санаторий Грефу или ему нужен банк?
Экономист Василий Колташов обращает внимание на то, кто заговорил первым о приватизации — информационную кампанию начал Андрей Костин, "у которого банк ВТБ имеет весьма дурную отчетность, то есть знамя борьбы за приватизацию поднял один из наименее эффективных менеджеров".

Экономист Никита Кричевский объясняет, почему именно банкиры вдруг начали выступать за распродажу — вслед за Костиным обсуждение на высшем уровне продолжил Герман Греф. По мнению Кричевского, сейчас приватизацию хотят провести с прозаической целью — пристроить триллионы рублей, которые покоятся в крупнейших банках и на руках у 1% населения. По данным АСВ, во втором квартале этого года четверть всех вкладов населения — 9,4 трлн руб. — находилась на 91 тыс. человеко-счетов. При этом мы понимаем, что у одного вкладчика может быть несколько счетов, поэтому в реальности количество вкладчиков "по головам" существенно меньше. По сути, это несколько десятков тысяч человек, на которых сосредоточена четверть всех банковских вкладов. Проценты на 9,4 трлн составляют около 1 трлн в год, так как средняя ставка по ЦБ по долгосрочным вкладам 7,5% годовых.

"Только проценты жрут триллион. А как отбивать эти деньги? Неудивительно, что идею новой приватизации предложил банкир Андрей Костин, его поддержал госфинансист замминистра Моисеев, дальше к этому подключился госбанкир Греф. После этого подключились члены правительства, которые представляют интересы различных вельможных группировок. Поэтому приватизация, конечно, будет. Что будут приватизировать — неважно, но нефть и газ приватизировать совершенно точно не будут. Не для того собирали его 20 лет назад, чтобы отдавать. Но что-то будут приватизировать, да, потому что деньги нужно пристроить", — объясняет Никита Кричевский.


Рецензии