Где-то в русских лесах

    Дядя Утеген – старший брат моего отца приехал к нам в гости. В то время я еще был маленьким мальчиком, но хорошо помню его. Почему-то я и мои сестры называли его дедушкой. Он не возражал, улыбался и раздавал нам гостинцы.
    Особенно мне нравилась вишневая пастила, которую дедушка старался привезти каждый раз, когда приезжал к нам. Он говорил, что это от бабушки и что она передает нам всем привет. Пастила была свернута в рулон, и мама в авоське повесила в коридоре на гвоздь. Долго еще потом я, подставив табуретку, воровал по кусочку это лакомство.
   На следующий день дедушка решил привести в порядок наш забор. Он вообще не мог сидеть без дела. Даже будучи в гостях. Такой уж он был человек.
   Дедушка долбил ломом землю, а я стоял рядом с кусочком любимой вишневой пастилы в руке и  внимательно смотрел на него снизу вверх. Мое внимание привлекли какие-то разноцветные полоски на лацкане пиджака. Они вздрагивали каждый раз в такт ударов. Будучи малышом, я, конечно, ничего не знал о наградах и даже, что такое война.
   Вечером к нам на ужин пришли какие-то люди, которые, как я понял потом, были нашими соседями. Они тоже были ветеранами войны.
   Взрослые разговаривали, а я внимательно слушал, стараясь ничего не пропустить. Но разговоры взрослых есть разговоры взрослых, и дети многое не понимают в силу возраста.
   Ветераны – солдаты Победы вспоминали прошлое, внимательно слушая друг друга. И мой дедушка тоже рассказывал о войне. Рассказывал на казахском, временами делая паузы. В мою детскую тогда память, как кадры кинохроники, врезались лишь несколько его фраз.
   Враг наступал, и это было самое тяжелое время. Они сражались где-то в русских лесах. Бойцы в окопах готовились к отражению атаки. Завтра им предстоял жаркий бой. Кто-то из бойцов сказал: «Завтра пойдут танки. На нас…»
   Дедушка выбрался из окопа и долго смотрел на яркие звезды, мерцавшие в ночном небе. Такие вечно прекрасные, спокойные. Им нет дела до того, что творится на Земле. А он, возможно,  в последний раз в жизни видит их сиянье над головой. Завтра тяжелый бой. И для многих последний.
   Таким он мне запомнился. Мой дядя. Мой дедушка. Высокий, улыбающийся, с орденскими планками. Солдат-победитель, выживший в том жестоком бою с немецкими танками где-то в русских лесах и прошедший  войну.

               


Рецензии