Мудрёности. Случайна ли случайность

     Когда  Иечку, беззаботно гуляющую по лесу, почти неслышно шуршащую зелёной травкой вперемешку с другой лесной мелочью, название которой ей не дано было знать, укусила змея, вынырнувшая, казалось бы, из ниоткуда, Ия твёрдо уверовала, что она детерминистка (1) .  Как это? --  удивитесь вы.  Очень просто. Что может быть более непредсказуемым, случайным, чем нападение в лесу змеи на человека?  Ан нет, здесь легко прослеживается явная причинно-следственная цепочка:  Иечка потеряла бдительность, не смотрела неотрывно под ноги, к чему сама всегда призывала близких, отправляющихся в лес на прогулку,  предавалась восторженным ощущениям свободы воли  и всего остального --  и вот, пожалте, результат не замедлил сказаться: укус, боль, страх, амбулатория, процедуры, выздоровление  и прочее.
    
     С тех пор мысли о случайности то и дело посещали Иечкину голову: ей хотелось докопаться до  чёткого разграничения  таких понятий как случайность, закономерность и необходимость, а также понять их соотношение. 
     Закон гласит, что закономерность  характеризует устойчивую и регулярную взаимосвязь между явлениями и объектами реальности в процессах их изменения и развития. Знание такого закона лежит в основе научного объяснения и научного предвидения.
     Необходимость  -- это характеристика явления, неизбежно  диктуемого действительностью и  предсказуемого в рамках знания о ней. Необходимость противопоставляют случайности.
     Случайность  же — это реализация вероятного и непредсказуемого события,  неотъемлемое дополнение к законам необходимости. Представления о случайности зародились при первых попытках осознания человеком своего бытия и стали неизбежными при объяснении поведения человека, его судьбы.
     Случайность представляется особо плодотворной  темой для рассмотрения её философами, историками, религиоведами. Гибкость философии диалектического материализма  проявляется, в частности, в том, что в ней такие противоположности как  случайность и необходимость не существуют друг без друга.  Эта философия провозглашает главенствующую  роль необходимости, которая принимает  случайность как форму своего проявления.
      Привлекательна   трактовка случайности в буддизме, который категорически отрицает существование случайностей и чудес, потому что всё в мироздании сплетено в единый клубок причинно-следственных связей. Даже самое ничтожное событие закономерно и находит отражение в реальности, будучи «калькой» из прошлых перерождений.

     Хочется понять, на сколько случайность неслучайна? Или на сколько неслучайность случайна? Попробуем  разобраться: может, это просто игра слов.
     Почему так высок процент браков людей, встретившихся случайно?  Разве не понятно, что случайные встречи  ничего не значат, они мимолётны, незначительны и т.д.  Тогда почему их  продолжением зачастую становится долгая, нередко счастливая жизнь? А что же со случайными встречами?  Они ведь неизбежно будут происходить и в дальнейшей жизни. Как  быть с ними? От них надо отворачиваться? А вдруг они бы стали более значимы, чем та, которая… Вот в чём вопрос. И где искать ответ? Где гарантия правильного выбора и умения предвидеть ход событий?
     Раньше всё было ясно: невесту подбирали из знакомого или родственного круга, роли были чётко распределены, права и обязанности разграничены, будущее вполне предсказуемо. Но в жизни от случайностей никто не застрахован: произойдёт случайная встреча  и полетит налаженное житьё-бытьё  кувырком. Или удержитесь от решительного шага и всю оставшуюся жизнь будете корить себя за не сделанный шаг на пути к случайному счастью. 
     В чьих же руках наша судьба, зачем мы играем с ней в прятки, почему делаем выбор, полагаясь на случайность?
     А начинается всё с глаз, с того  непостижимого, что кроется в этих обыкновенных выпуклостях на лице, с помощью которых человек правильно, а скорее неправильно, видит мир. Что в них такого, что притягивает одного к другому или,  напротив,  отталкивает друг друга? Что видят глаза? Что схватывает этот взгляд? Красоту, интеллект? Нет, первое  - это чувственный магнетизм: недаром говорят, «он/она притягивает взгляд». Потом приходит осознание: нет, он/она не для тебя, не по рангу, не по возрасту, не по цвету кожи, не по разрезу глаз и т.д.
     Сколько таких случайных оценочных притяжений испытывает человек в течение дня? Вернее, испытывал, когда, не сидел, например, в метро, уткнувшись в смартфон, а исподволь рассматривал остальных пассажиров, давая каждому оценку, на мгновение останавливая свой взгляд, сканируя окружение.
     Случайных встреч в течение дня  сотни. Но чтобы произошла именно та судьбоносно-случайная встреча, чьи-то глаза должны выхватить тебя из многоликой массы, задержаться на твоём лице и молча  успеть сказать то, что человек испытывает, глядя на тебя:  желание, скрытые тайные помыслы, и  сообщить тебе, что он ждёт отклика…

     Прожив жизнь, оглядываясь назад, разглядывая запомнившиеся детали и события, понимаешь, что жизнь  вообще есть набор случайностей. Тогда почему же они не быстролётны, незначимы, случайны, а оставляют глубокий, пожизненный след в душе или  в реальной жизни?  Задаваясь множественными вопросами, вспоминается  профессор  Черниговская, которая в своих выступлениях любит говорить примерно в такой манере: «Вот мозг делает то-то и то-то, то-то и то-то... А почему он это делает?» Аудитория на мгновение замирает в ожидании откровения большого учёного, но,  как правило,  слышит одну и ту же фразу: «А этого мы не знаем!»  Так у неё строятся выступления, которые, скорее,  можно отнести  к научному шоу. Но это так, небольшое отступление, навеянное слушанием Ииных рассуждений.
      
     БОльших расхождений, чем они обнаруживаются  между людьми с разной оценкой случайности и неслучайности, наверное,  трудно найти.
     Одни уверены, что во всём есть взаимосвязь, свои взаимоотношения, которые можно видеть, а можно и не замечать. Но это не значит, что их не существует: они действуют в соответствии с законом. Вселенские взаимосвязи являются безграничными потенциальными возможностями, а посему  стоит взглянуть на отношение к жизни, к семье, даже к случайным знакомствам с новой точки зрения. Ничто больше не может считаться случайностью — ни хорошее, ни дурное, ни светлые радости, ни тяжелейшие страдания.
     На самом деле, вероятность события,  кажущегося невероятным, намного выше со статистической точки зрения, чем это представляется. Однако человеку больше нравится верить в то, что все происходит по определенной причине и имеет какой-то тайный смысл.
     Наш мозг — это  целый космос, который постоянно подсовывает нам так называемые когнитивные искажения (2) . В  жизни каждого было, есть и будет много случайностей, после которых люди сидят и думают — а что это было? Появляются странные чувства, что всё происходит неслучайно и что совпадения имеют тайный смысл. В  результате когнитивных искажений человек принимает события как  предсказуемые.
     Возникает внутренняя полемика: с одной стороны,  человек соглашается с тем, что всё  происходящее имеет причину, что всё в этом мире взаимосвязано  и Вселенная посылает знаки. С другой стороны,  он не верит  в предзнаменование  как таковое. Вероятно,  механизм когнитивного искажения основан на том, что происходит сосредоточение только на фактах, подтверждающих уверенность в неслучайности происходящего  и закрываются  глаза на факты,  опровергающие данное суждение. Значит ли это, что на каждое неслучайное событие следует  включать более скептический взгляд?      
     Похоже, что случайность ближе всего к совпадению (3) . Очевидно, что при отсутствии явных связей, логических последовательностей между явлениями, понятного объяснения  происходящего человек начинает искать тайные смыслы. С точки зрения объективности это не несет в себе положительного результата, адекватной реакции на происходящее, к которому следует относиться рационально и трезво.
     Неизбежно возникает вопрос: если то или иное, как бы случайное, событие так много меняет, может, оно вовсе не случайное, а само понятие случайность лишь иллюзия? Тогда остаётся термин Судьба, означающий неизбежность событий. Но так ли они неизбежны?  Сами по себе да, но их последствия  в ряде случаев можно выровнять. Иными словами, судьба есть выбор, а говорить о неизбежности события  следует,  когда оно уже произошло.
     Представляется, что случайные события есть не что иное, как предоставление дополнительного шанса что-то изменить. А уж как распорядиться этой возможностью, решать самим. Порой самая нелепая мелочь может заставить обратить на вас внимание другого человека, который, возможно, станет  вашим спутником или спутницей на всю жизнь. Разнообразия вариаций много: остаётся лишь принять их или отвергнуть.

     После злополучного змеиного укуса Иечка задалась вопросом, какие случайности произошли с ней за последнее время,  и ужаснулась их количеству и многообразию. И конечно, её не покидал вопрос об их значимости. И не только в смысле «значения», но и в смысле «знаковости»: зачем и почему? 
     Однако этот вопрос занимал Иечку  прежде, чем она  поделилась с автором своими предположениями, догадками, суждениями, и пока автор не попытался разъяснить ей то, во что сам  не слишком верит.

 
       1. Детерминизм,  учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности.
       2. Обманки, с помощью которых наш ум убеждает нас в чем-то, что на самом деле неправда. Научившись осознавать искажения, отравляющие нам жизнь, мы можем начать мыслить более рационально и взвешенно.
       3. Простое стечение обстоятельств в определенное время и в определенном месте, не имеющих очевидной причинно-следственной связи.
      


Рецензии
несмотря на обилие длинных слов- очень увлекательно
а Черниговская..такое же чувство возникло после попытки послушать её очередную беседу
если не знаем- к чему весь этот завораживающий балаган?

на эту тему много размышляла
как-то свела все потуги к мысли, что каждое последующее действо- продукт всего прошедшего-ушедшего, канувшего..
но в силу того, что нужно хоть как-то удержаться в этом мире, окутываем себя мистикой
даже сознательно ныряем туда- в тёмные воды подсознания, надеясь, что они выведут на светлую сторону
не очень заметно
рада встрече..случайно-закономерной. Сегодня с утречка пободалась с одним вумным товарищем. Зачем? Захотелось пококетничать с мужчиной о высоких материях. Он не понял, и воспринял всерьёз
*
Случайных встреч в течение дня сотни. Но чтобы произошла именно та судьбоносно-случайная встреча, чьи-то глаза должны выхватить тебя из многоликой массы, задержаться на твоём лице и молча успеть сказать то, что человек испытывает, глядя на тебя: желание, скрытые тайные помыслы, и сообщить тебе, что он ждёт отклика…(с)
это место особенно срезонировало
есть один человек, который периодически выплывает на моём пути, глаза которого явно чего-то ждут (возможно, он и сам не знает об этом)

Исабэль   10.01.2024 05:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.