Виктор Васнецов, нак витязь на распутье
Заказ на "Ковер-самолет» поступил от известного мецената Саввы Мамонтова.
Картина предназначалась для украшения кабинета в правлении Донецкой железной дороги.
На новой картине появилось сказочное и быстрое средство для передвижения.
Но вот на правление она не произвела ожидаемого впечатления, так что, в конце концов, промышленник купил ее для себя, вместе с «Тремя царевнами подземного царства».
Но никто не мог сказать, что Мамонтов бросает деньги на ветер.
И так еще один мой любимый художник Виктор Васнецов.
«Ковер- самолет» вызвал кучу споров в журналистской и зрительской среде после представления его на VIII выставке Передвижников.
Думаю, он писал не совсем сказки, он хотел, чтобы люди ушли от революционных идей и не развалили Великую Россию.
Однако и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен.
Патриот и славянофил, он показывал героев прошлых лет, как пример для новых героев России.
Васнецов хоть и был славянофил, но не ярый, и менять иностранные слова на славянские не собирался.
А вот некоторые славянофилы собирались.
И вместо «калош» будут говорить «мокроступы».
Еще учась в школе, мы узнали про эти "мокроступы", и сразу включили их в свой лексикон Хиппи.
Звучало просто клево, так например, " Чувиха в мокроступах".
Эффектно, не правда ли?
Мы теперь так и называли всю осеннюю обувь.
А вместо французского «тротуара» есть слово, «топталище», и вместо фортепиано - понятно "тихогром".
Топталище, конечно тоже круто, но у нас Хиппи это слово как- то не прижилось.
Виктора Васнецова больше интересовала , конечно, живопись.
Далее он написал, пожалуй, самую известную свою картину, как символ русских Богатырей.
Конечно это шедевр живописи «Три Богатыря».
И теперь трех былинных русских защитников знают и узнают на картине даже дети.
Известно, что для натурщиков, которые позировали для картины, специально из запасников Русского музея напрокат была взята одежда.
Почти двадцать лет работы, и полотно вышло столь убедительным и выразительным.
И совершенно точным отражением слов, положенных художником в основу сюжетной линии.
«Вышли богатыри посмотреть, не обижают ли кого где».
Как патриот и славянофил, Виктор Михайлович Васнецов стал основоположником особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.
Однако и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен.
Как истинный патриот и славянофил, он показывал нам героев прошлых лет.
Чтоб помнили, кто мы есть, «А мы ведь - это третий Рим и четвертому не бывать».
Помните, мы разбили тогда всех своих врагов.
И вот кажется, у нас снова нашлись славянофилы, которые собираются заменить иностранные слова.
Они видимо не знают, что это уже однажды было.
И что?
Россия переварила в себе множество чужих слов и вещей, которые стали нашими национальными словами : гармошку – (и) Тальянку, Тулуп и Сарафан, плюс утюг (Тюрские слова) и т.д.
Совсем забыл про нашу матрешку,( Мать ее - японская кукла в прямом смысле слова).
Прообразом матрешки стала деревянная расписная разъемная кукла японского божества Фукурумы.
В самую большую вкладывалась кукла поменьше, итак, от трех до пяти.
А в нашей матрешке число вложенных – обычно три и более.
Их там « мал - мала - меньше».
Сувенир попал в семью Саввы Мамонтова с острова Хонсю.
Первый эскиз круглолицей крестьянки нарисовал в ХIХ веке один из создателей «русского стиля» - Сергей Малютин.
Игрушечник из Сергиева Посада Василий Звездочкин выточил ее из дерева. Назвали новинку популярным в то время именем Матрена.
И так любимые всеми пельмени, теперь это тоже наши символы.
И такое ставшее нашим до мозга костей, слово "Товарищ" сейчас их считают исконно русскими.
Плюс китайский прибор для приготовления чая - самовар.
Мне кажется,что «Витязь на распутье», отражение судьбы самого Виктора Васнецова.
В составе группы передвижников, в самом начале он писал картины, как и все остальные, на социальные темы.
Но думаю, поняв, к каким потрясениям это может привести общество, перешел на героическую тематику прошлых лет.
Он уходил от проблем современности и погружался в мир русской истории и былины.
Вот и витязь, как образ народа, стоит перед выбором пути, капитализм, коммунизм или гражданская война?
Выбирай Народ.
Какой твой путь?
Хмурый витязь на коне читает надпись на камне, и обдумывает куда идти?
Направо пойдешь.... Прямо пойдешь.....Налево пойдешь, Во всех смыслах.
Такая простая, годами размытая фраза, но вдумайтесь, а сколько в ней скрыто
потайного смысла сколько вложено мысли.
Это как в буквах, Азъ, Буки, Веди.
А понимает ли кто?
Ведь это значит, Я в Бога Верю.
И еще глаголь, значит говорю.
Но вернемся к камню.
и так если направо пойдешь, будешь долго искать правду. если будешь считать, что ты всегда прав.
Прямо не сворачивая по выбранной дороге.
Скажу так, То сложный и трудный путь.
Но редко кто выбирает именно его.
Как стойко идти и не сворачивать с пути?
Ведь не все дороги прямые, Значит придется
Очевидно, Виктор Васнецов явно предчувствовал все дальнейшие события в стране.
И мы видим на его картине «Витязь на распутье», как пред камнем выбора пути, низко согнулся под тяжестью фатального пророчества, опечаленный витязь.
Все предрекает беду, зловещий ворон, красное солнце на закате, нагнетает атмосферу.
Но заметим, что дорога как путь (выхода из тупика) на картине отсутствует.
И нет Трех вариантов типа, На право пойдешь...
Налево пойдешь, прямо пойдешь.
А это и есть символ неотвратимости судьбы России.
Но не забывайте и про трех богатырей.В середине 1870-х годов Васнецов стал увлекаться былинами и русскими сказками.
Это отразилось и на творчестве набиравшего популярность художника.
Он делает карандашные наброски ко многим своим будущим картинам.
«Витязь на распутье» вдохновлен историей про Илью Муромца и разбойников.
Как известно, былинный богатырь подъехал к камню, на котором были начертаны три варианты продолжения пути: стать женатым, богатым или сложить «свою буйну голову».
Момент принятия богатырем решения и запечатлен на полотне.
Надпись на камне повторяет былинный текст.
Причем Васнецов провел настоящее историческое исследование, сравнивая разные записи этой истории (их насчитывается несколько десятков).
Установив, какая именно надпись должна быть на камне,Виктор Васнецов решил не выкладывать все карты на стол.
Зритель видит слова «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».
А вот продолжение фразы: «Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» уже не видны. Художник ловко спрятал их под мох.
Картина «Витязь на распутье» так прославила Виктора Васнецова, что когда художник умер в 1926 году, на его надгробии был использован именно этот сюжет.
Вариантов картины было 4,четвертую картину, которую мы все хорошо знаем купил у Васнецов Савва Мамонтов.
Она сегодня висит в Третьяковской галерее
Так что смотрим бодрей! Россия вперед , на зло врагам!
Помимо всего прочего Виктор Васнецов написал картоны для росписи Киевской Софии.
А ведь мир мог и не узнать Васнецова-художника.
Так как ему была уготована судьба священника.
И родился он в семье священника и должен был посвятить себя церкви.
Так гласили традиции.
Но же в десятилетнем возрасте он приступил в духовном училище, а после него – в Вятской духовной семинарии.
Вот как ни странно где, собственно, и начался его путь великого художника.
Но неуверенность в себе сыграла с ним злую шутку.
По нелепой случайности его учеба оказалась отодвинутой на какой-то срок.
На экзамене его готовый рисунок вызвал скептическую ухмылку у одного из абитуриентов.
Этого оказалось достаточно,чтобы Виктор пришел в отчаяние и даже результатов не стал узнавать.
А зря.
Оказалось, что экзамены вступительные он сдал успешно, но довелось узнать ему об этом лишь через год.
А потому, что до него извещение об этом по неведомой причине не дошло.
А пока чтобы заработать на жизнь, он берет частные уроки, делает иллюстрации для книг и журналов.
Однако, когда Васнецов в очередной раз появился в приемной комиссии, его буквально ошарашили.
Оказалось, что уже как целый год он числится студентом первого курса.
И теперь он начинает писать картины.
Некоторые написаны еще в Академии.
Писал он и в Париже, где работал целый год.
Одно из увлечений Виктора Васнецова были еще архитектура и дизайн.
Так проект собственного дома он создал лично, а потом в нем жил.
Это был не просто обычный дом.
Это настоящий затейливый «Терем», на втором этаже которого расположилась мастерская художника.
Терем сохранился, в нем теперь находится музей художника.
Именно там родились многие из его картин, ставших впоследствии легендами.
Он обладал такой внутренней силой, что поднимала его выше хвалы и хулы.
«Истинный богатырь русской живописи» говорили о нем.
Быт его был обычным для того времени.
Семейные вечера проходили за чтением Библии.
Он нес в дом всякую заработанную копейку, был довольно экономным человеком.
А в Киеве Виктор Васнецов занимался росписью Владимирского собора.
На это ушло десять лет.
Дело это богоугодное и, с его собственных слов, именно Бог сохранил его.
Когда он сорвался вниз из-под самого купола и повис, чудесным образом зацепившись за крюк курткой.
Виктор Васнецов хорошо знал древнерусскую икону, и восхищался ей.
Сам Васнецов не считал себя великим, у него не было гордыни.
А вот у многих современников есть, хоть им и далеко до Васнецова.
О росписях Васнецовым в Киеве Владимирского собора в СССР особо не говорили.
Однако ни "Мокроступы" и "топталища", ни пророческие картины Васнецова, ни "Бесы"Достоевского не уберегли Россию.
Бродивший по Европе Призрак коммунизма, добрел и до нее.
А все могло бы быть и иначе?
Но в истории нет сослогательного наклонения.
2012год
Свидетельство о публикации №223062200813