Моя ли Америка. 11. Галереи в Сохо
В декабре 1994 г Максим по приглашению знакомой американки Нэнси поехал в США как переводчик для участия в нефтяном бизнесе Нэнси с Россией. О своих впечатлениях он рассказывал в факсах, которые присылал нам каждые 3-4 дня в период с января по июнь 1995 года
Очень многое из того, что так удивляло Максима, сейчас уже есть в России, и воспринимается, как нечто привычное, всегдашнее. Но этот взгляд из 1995 года напоминает нам, что так было не всегда, что страна за это время сильно изменилась, изменились люди. Поэтому, читая предлагаемые ниже тексты, надо помнить, что они написан в 1995 году.
Тексты состоят из отрывков, извлеченных из факсов и распределенных по четырнадцати темам. Текст сугубо авторский, а компоновка фрагментов – моя, и должна соответствовать некоей внутренней логике изложения. Кроме того малые фрагменты разделены звездочками, а крупные – снабжены заголовками.
Игорь Востриков, отец Максима
Прогулка по Сохо
Нью-Йорк, январь-июнь 1995 год.
Только что вернулся с прогулки - бродил один по Сохо. Сохо считается районом художников, они здесь живут, у них здесь студии и мастерские, здесь на каждом шагу маленькие художественные галереи, антикварные магазины и арт-шопы.
Погода сегодня с самого утра удивительно теплая, где-то плюс 7 градусов. Слежавшийся снег везде тает и течет лужами, такое впечатление, что наступила настоящая весна. Такая погода у нас бывает в середине апреля. Настолько тепло, что я вышел без кепки в распахнутой куртке.
В Сохо всегда мало людей, особенно во второй половине дня. Было около половины пятого, когда уже начинает темнеть, но на улице еще достаточно дневного света. Я захожу а первую галерею - перед входом за столом сидит бородатый клерк, читает газету.
"Вы открыты?" "Да". "Можно зайти посмотреть?" "Конечно". Он возвращается к газете, а я прохожу в зал. Деревянный лакированный паркет, белые стены, большие цветные картины. Я обошел два зала, картины относительно интересные, хотя, может быть и не самые лучшие. На столе у клерка список цен - в среднем 1,5 - 3 тысячи за полотно. Что-то дорого-то для таких картин.
Вышел на улицу, следующая дверь – новая галерея. В этой галерее много пространства, однако стены, пол и потолок - все белое, слишком уж напоминает офис. Все слишком белое, слишком светло, спрятаться негде. В зале три посетителя, за столом несколько клерков, очень тихо, никто не обращает ни на кого внимания.
На полках стоят различные одноцветные кувшины без ручек с тонкими горлышками. Кувшины стоят парами или по-трое, некоторые белые, некоторые красные, желтые или лиловые. Смотрятся довольно приятно.
Спускаюсь в нижний зал - нам уже не кувшины, а инсталляции. Какие-то небольшие цветные нагромождения с выпирающими проволочками. Названия интересные: "Черный лед" и т.д., а так, просто полная бессмыслица. Если кувшины - это еще искусство, то это по-моему, уже никакое не искусство. Смотрю на цены, от 700 до 1500 за эту ерунду.
Молча выхожу, иду в следующую галерею в соседнем доме. Спускаюсь по лестнице вниз. Перед входом по вертикальному стеклу снизу вверх бежит вода. Это уже что-то интересное. Я захожу внутрь.
Большая полутемная галерея, зал весь заставлен инсталляциями модерна. Первая половина зала увешана рамами, внутри которых вместо холста находится земля, а на земле имитация травы, но зато земля настоящая. Есть зеленая молодая трава, есть желтая пожухлая, есть просто земля в раме и торчит несколько пучков травы. Ну что ж, трава в раме на стене - это смотрится вполне интересно, кроме того, и поливать не надо.
В зале один посетитель - женщина, которая по-видимому, желает что-то купить, рядом с ней сотрудник галереи что-то ей объясняет. Вторая половина зала уставлена и увешена инсталляциями: какие-то ржавые куски стали в рамах, раскрашенная жесть, глыбы свинца, сталь подкрашенная купоросом... Тоже на искусство не похоже, но на стенку все-таки кое-что можно повесить.
В темном углу галереи в большой кадке растет "теннисное дерево" — дерево, с которого гроздьями свисают старые обесцвеченные теннисные мячи и ракетки. Выглядит очень натурально, мячи и ракетки опутаны паутиной, как это бывает с яблонями. Очень красивое дерево. Эта галерея мне нравиться гораздо больше.
Выхожу на улицу, иду дальше. Справа витрина ювелирного магазина, за стеклом мужчина подвешивает на леске серебряные подсвечники. Из магазины выходит девушка. "Извините", обращается она ко мне, "вам нравится как висят подсвечники?" Я смотрю на подсвечники. "Нет, мне кажется это плохо. На фоне стены видно леску, это некрасиво. Хотя может я не прав, это просто мое частное мнение." "Спасибо" говорит она и я иду дальше.
Еще одна галерея, в витрине имя художника с украинской фамилией. Захожу внутрь. В зале несколько клерков и больше никого. Обхожу зал, все картины похожи одна на другую - в основном на них изображены входы в маленькие американские рестораны или фасады домов в солнечный день. Краски яркие. Все картины похожи как близнецы. Читаю на стене информацию о художнике - родился в Алтайском крае, в Америке с 93 года. Очень проворный художник - за два года нарисовал штук сорок почти одинаковых картин.
Посреди зала стоит стол, на нем сыр, колбаса, клерк режет хлеб, потом уходит. Интересно, зачем вся эта еда? Может у них такой обычай - кормить посетителей? Глядя на еду, захотелось есть, может подойти и что-нибудь взять? Ладно, не буду.
Иду к выходу, у выхода на столике лежит список с фамилиями приглашенных на презентацию на сегодняшний вечер. Ага, все понятно, так вот зачем там еда - для приглашенных. Хорошо, что ничего не успел съесть.
Уже стемнело, людей на улице почти нет, ни одной машины. Сохо, вообще, очень тихое место. Слева на другой стороне улицы магазин "Photographer", захожу туда. Огромное количество полок, заставленных книгами по фотографии и альбомами, на полках старые фотоаппараты. В магазине, как ни странно, человек пять-шесть посетителей.
Беру с полки один альбом, листаю, потом другой альбом... Много очень интересных работ. Беру с полки фотоальбом по эфиопским крокодилам - пролистываю его весь: крокодилы в воде, крокодилы на суше, эфиопы в воде, эфиопы на суше, кладбище крокодилов...
Ладно, пора двигаться дальше. Прохожу метров двадцать. Магазин на перекрестке имеет очень интересные витрины. Иду туда. Весь шоп заставлен поделками из Индонезии: огромное количество деревянных божков, раскрашенных масок, деревянных, бронзовых и каменных фигурок кошек, кроликов, крокодилов, черепах, лягушек, птиц... Все пространство заставлено поделками, все буквально завалено сверху до низу.
Посетителей нет, продавец о чем-то громко говорит по телефону. Беру в руки зеленую бронзовую морскую черепаху, у нее лапы с длинными плоскими ластами-плавниками, кажется, что она плывет по воздуху. Рядом - сидячая каменная лягушка, дальше - бронзовая лягушка, сухопутная черепаха с поднятой лапой... Цены вполне умеренные 20- 50 долларов. Надо будет запомнить этот магазин.
Уже становится поздно и я проголодался. Я выхожу из магазина, дверь хлопает за мной и звенит медным колокольчиком. Прохожу обратно мимо ювелирного магазина. Подсвечники больше не висят на лесках, а лежат на подставке из малинового бархата. Так действительно лучше. Я иду через Сохо по Мерсер стрит, потом поворачиваю к себе на Бликер. Вот и все, день закончился...
* * *
Мы гуляли по Сохо по разным галереям, я видел картины Шемякина. Вообще, по этим галереям можно ходить целыми днями - очень много красивых работ, просто потрясающих.
В одной галерее я видел три сельских, точнее дачных картины - на одной - кусок комнаты дачного деревянного дома. Стол. На столе пустая тарелка, вилка и погасшая свеча. Вещи как-будто забыли убрать, когда спешили на электричку. В окно заглядывает луна. .. На другой картине - вид с чердака дома, снаружи лестница приставлена, на чердаке какой-то хлам. Такое впечатление, словно я заглянул а окошко и увидел как там у вас летом на даче. Так мне от этих картин домой захотелось.
* * *
Шемякин
Галерей, торгующими картинами и артом в Сохо штук 100-200, в каждой по нескольку залов, и часто по два этажа - первый и подвальный. Одна галерея выставляет работы художников и скульпторов из бывшего СССР.
А перед этой галереей стоит бронзовая статую высотой метра три. Статуя женская, у нее пар десять грудей (с верху вниз), несколько пар полупопий сзади, всего остального, правда, сколыю надо. Я мимо этой статуи несколько раз проходил - рассматривал. Здорово. Много, думаю, в Нью Йорке всяких чудных статуй на улицах.
А когда зашли в галерею, оказалось, что автор статуи — Шемякин. Там внутри есть еще такая статуя, только уменьшенная раз в пять. Трехметровая бронзовая многогрудая статую натурально продается - стоит 215 тысяч. В галерее есть несколько работ Шемякина - очень красивые, в его типичной стилизованной полудетской манере. Стоимость картин - 6-8 тысяч. Была еще одна его необычная скульптура зверя, похожего на волка. Вот уж не думал я, что в галерее картины Шемякина встречу. Кстати, где-то я слышал, что и живет он вроде бы в Сохо, и здесь у него мастерская. Может еще и на улице встречу.
Бродил я на днях опять по разным галереям в Сохо. В одну зашел - картина Шемякина из серии "Карнавал В Санкт- Петербурге". Даже на табличку смотреть не надо, и так вижу, что Шемякин, и что из серии "Карнавал в С-Петербурге". Прошелся по залу, еще какой-то наш художник, Леонид Соков. Какой-то сексуальный маньяк, да еще и рисует не так уж и здорово.
Подхожу к женщине-смотрительнице. У вас есть еще Шемякин? Есть, а что вас интересует? Масло, рисунок, гуашь? Масло. Пройдем-те в ту комнату. Проходим в комнату. Картины стоят стопкой у стены, два человека стоя через стол играют в шахматы, на стене слева огромная картина Целкова. Только Целков такие картины рисует, я его тоже сразу узнаю.
Женщина выдвигает из стены боковой выдвижной щит, по обеим сторонам которого висят картины. Вот Шемягин, вот и вон на той стороне, показывает она. Спасибо, говорю, я Шемягина и так вижу. У вас много русских художников, это случайно? говорю я ей. Мы специализируемся на русских. Владелец галереи, она кивает на одного из двух шахматистов, русский. Второй тоже русский, одна я американка.
Все ясно, конечно они русские. Кто же еще будет в Америке в шахматы играть? Я тоже русский, говорю я ей. Я еще раз осматриваю картины. Хорошие картины, дорогие наверное. Все, говорю, спасибо. А сколько вон та картина из Карнавала стоит? Вон та? Двадцать тысяч. Хм, однако.
Женщина смотрит на меня. Мы можем обсудить цену, говорит она. Так, на это я не рассчитывал. Придется чего-то соврать, а то не хорошо получается, пусть уж лучше думают, что я серьезный покупатель. Нет, говорю, со мной обсуждать не надо, решение принадлежит не мне, а начальнику.
А где-начальник? В Москве. Тогда может вам нужна фотография? Я пойду посмотрю, есть ли у меня фотография. Нет, останавливаю я ее, не надо фотографии, моего мнения будет достаточно, спасибо. Good Bye.
* * *
Выхожу из галереи, следующая дверь - гифт шоп стеклянных модерновых изделий. Кривые вазы из цветного стекла, кривые рюмки, красивые, правда, набор посуды из нерж. стали, дизайнерская работа. Все работы дизайнерские. За прилавком два голубых. Ну, может быть не оба, но один-то голубой точно.
А вон те стаканы по 6.50, да? Голубой подскакивает ко мне и начинает подробно объяснять про стаканы. Уф, наконец отстал. Брожу по магазину, интересные штуки, хотя не мой стиль.
Прошелся еще по нескольким галереям. В одной выставлены инсталляции, одна мне хорошо запомнилась: с потолка до пола свисает мелкая металлическая сетка (которые на окна от комаров вешают) в ширину все это примерно метра полтора, ну а длиной до пола. По всей поверхности сетки сбегает тонким слоем вода (в полу сток, так что лужи нет).
На колонне в метрах трех установлен маленький лучевой прожектор с приводом. Луч прожектора синего цвета, прожектор двигается и луч скользит по бегущей воде вверх, вниз... Красивая штука, дорогая, наверное. Да и мороки много - проводить подвод воды наверх, водосток, все загерметизировать надо, да и эта вода еще наверно там циркулирует, так что это надо насос еще какой-то ставить. Хотя, был бы я миллионером, то такую бы штуку себе поставил.
В Америхе почему-то очень хочется быть миллионером, а в Нью Йорке особенно. В зале еще несколько водяных инсталляций, но менее интересных. А так, хорошо, конечно, иметь дома камин, водопад и вот такую инсталляцию. В Америке, действительно, хочется быть богатым, черт бы ее побрал. Надо мне скорее отсюда ноги уносить.
* * *
Есть и такое
Потом я пошел гулять по галереям Сохо, я это всегда любил делать. Хожу я всегда по разным, так что всегда интересно. В одной галерее в подвальном зале выставлялась какая-то сумасшедшая, она делает так называемые скульптуры из шкур оленей, которых сбивают машины на хайвеях, когда едут с большой скоростью, а те перебегают дорогу.
Для скульптуры она использует шкуры, а мясо съедает. Одну такую скульптуру она установила в своем дворе, но родители пожаловались шерифу, что дети, проезжая на автобусе в школу должны видеть эту ужасную скульптуру, пришлось ей разбираться с шерифом.
Те скульптуры, которые я видел, представляют собой шкуры со вклеенными фотографиями, где она вместе с останками этих оленей - она с отрезанной головой оленя голая по пояс и измазанная в оленей крови... Все примерно в таком роде.
В другой галерее были отличные акварели с разными насекомыми, птицами, рыбами. Очень здорово. Полно разных штук можно встретить в этих галереях, странные инсталляции из стекла, скульптуры из белого материала, похожего на соль или сахар, разные картины, выполненные в самых разных причудливых техниках, кинетические (движущиеся) скульптуры и т.д. Чудес всяких полно, только ходи и разглядывай.
Свидетельство о публикации №223062200822