Моя ли Америка. 14. Музеи

               
               
               
В декабре 1994 г Максим по приглашению знакомой американки Нэнси поехал в США как переводчик для участия в нефтяном бизнесе Нэнси с Россией. О своих впечатлениях он рассказывал в факсах, которые присылал нам каждые 3-4 дня в период с января по июнь 1995 года

Очень многое из того, что так удивляло Максима, сейчас уже есть в России, и воспринимается, как нечто привычное, всегдашнее. Но этот взгляд из 1995 года напоминает нам, что так было не всегда, что страна за это время сильно изменилась, изменились люди. Поэтому, читая предлагаемые ниже тексты, надо помнить, что они написан в 1995 году.

Тексты состоят из отрывков, извлеченных из факсов и распределенных по четырнадцати темам. Текст сугубо авторский, а компоновка фрагментов – моя, и должна соответствовать некоей внутренней логике изложения. Кроме того малые фрагменты разделены звездочками, а крупные – снабжены заголовками.
 Игорь Востриков, отец Максима               
               
Нью-Йорк, январь-июнь 1995 год.   
                Музей Гугенхайма               
Вчера пошли  в музей Гугенхайма по современному искусству. Точнее в его местный филиал в двух минутах отсюда. Но музей оказался закрыт по понедельникам и вторникам. Тем не менее там был открыт gift-shop - что-то вроде сувнирного магазина при музее, но гораздо круче.

Там было огромное количество всевозможных альбомов по современной живописи и фотографии и огромное количество всяких штучек-никчемучек, которые особенно хороши для подарков. Было там выставлено картонное кресло из натурального бумажного картона, которое выдерживает нагрузку до 1 тонны. Цена кресла 28 долларов. Я в этом кресле посидел с удовольствием. Хорошее кресло, только жесткое немного, картон все-таки.               
               
Ходил в филиал музея Гугенхайма, была выставка работ какого-то испанского авангардиста. По-моему, это не искусство, будь у меня краски, мраморная крошка и холсты, я бы мог сотворить такое же, а может даже и лучше. Сувенирно-подарочный магазин (гифт-шоп) при музее оказался гораздо интереснее и я там провел даже больше времени, чем в самом музее.
               
Позавчера, в воскресенье ходил в музей Гугенхайма, очень известный музей по своременному искусству. Основал его в начале века один коллекционер. Знаменит этот музей еще своим зданием, в котором размещаются выставки и коллекции. Здание было построено по заказу лет шестьдесят назад архитектором Райтом. Это белое здание спиральной формы, всего девять этажей, но поскольку внутри здание идет по спирали, то все девять этажей вытекают один из другого.

Вход, кажется, шесть или семь долларов. Людей много, но не чересчур. В центральном холле у стены у окна какая-то куча навалена из чего-то золотистого и блестящего. Подошел - оказывается конфеты навалены грудой, высота сантиметров 30-40, длина метра два. Люди подходят, берут конфеты. Я поудивлялся, но конфет брать не стал, не хотелось.

Внутри здания вверх по спирали идет как бы широкая дорожка, по краям перила, а в середине пустота, можно увидеть, что делается в центральном холле внизу. Дорожка вверх очень широкая, шириной в комнату, вдоль нескончаемой спиральной стены висят картины. По бокам отходят семь боковых галерей по несколько комнат.

Вдоль спиральной стены были вывешены работы какого-то современного художника Росса Блекера. В боковых галереях постоянная экспозиция музея и тоже Росс Блекер.  Пошел смотреть выставку этого самого Росса Блекера. Большие полотна, хотя ничего особенного.

Зато во второй боковой галерее оказалась большая постоянная экспозиция классической современной живописи - много хороших работ Пикассо, Сезан, Дега, много Кандинского (он здесь в большом почете) Монэ, Матисса, Шагал, в частности его самая здесь известная картина "Зеленый Скрипач".

Вдоль стены все тот же Р. Блекер. Некоторые работы довольно интересные, но таких довольно мало. Поднимаюсь дальше по лестнице - еще одна груда конфет, по размеру примерно такая же как и первая. Только обертки у конфет на этот раз прозрачные. Подхожу ближе, рядом с конфетами табличка "Конфеты в прозрачной обертке. Бесконечный запас. Пожалуйста, берите по одной и ешьте за пределами музея."

Потом встретилась еще груда конфет в прозрачных обертках, но сами конфеты были другого цвета, потом целая куча конфет, где присутствовали три цвета обертки - красный, синий, серебряный. Напоследок попалась груда жвачки "Базука". Я набрал конфет и жвачек, хотя до сих не съел ни одной, так наверно и не попробую. На любые конфеты аппетит давно пропал.

Короче, поднялся я по спирали до самого конца, сбоку картины Блекера, в одной Боковой галерее выставка какого-то фотографа- голубого, так по крайней мере написано в ознакомительных пояснениях на стене. Фотографии так себе, ничего особенного, форма самовыражения перед аудиторией лопоухих американцев.

Еще в одной боковой галереи были выставлены маленькие бронзовые скульптуры Дега, в основном маленькие скульптуры лошадей. Дальше вверх боковые галереи тоже оказались заняты Р.Блекером. Так что из всего музея мне понравились только залы с постоянной экспозицией, а на Блекера можно было и не смотреть.

Пошел вниз а музейный гифт-шоп. Большой выбор книг и альбомов, а также некоторые музейный сувениры, в частности кукла "Зелного Скрипача" Шагала и тряпичная "Желтая Корова" Кандинского. В гифт-шопе я провел минут сорок, разглядывая альбомы фото-художников. Чего только люди не навыдумывают, однако очень много довольно интересных вещей, хотя попадаются вовсе безумные фотографы, в этих альбомах можно встретить чего угодно. Ну вот, полистал альбомы и домой отправился.

                Музей Фрика
В субботу ходил а дом-музей одного известного коллекционера картин и мецената  Генри Фрика. Он жил в конце прошлого-начале этого века и собрал огромную коллекцию картин. Холлекцию Генри Фрик разместил у себя дома (дом очень красивый, он был выстроен по специальному проекту в европейском стиле 18 века) и в своем завещании указал, чтобы коллекцию сделали открытой для публики.

В коллекции в основном портреты и пейзажи европейских и американских художников, есть работы Эль Греко, Рембрандта, Гойа, Ван Дайка, Ренуара, Тициана... Отделка дома очень красивая, в холле - фонтан и деревья. В общем - очень приятный музей.

                Музей Современного Искусства (Modern Art)
Еще в понедельник я ходил в музей современного искусства. Огромное здание, экспозиция на четырех этажах. Больше всего живописи, я посмотрел Гогена, Ван Тога, Матисса, Пикассо... Большое впечатление произвел Пикассо, там его работ огромное количество, а я с его творчеством не очень знаком. Ужасно понравилось.

Получил огромное количество впечатлений, но туда надо будет сходить еще не один раз, слишком много всего, голова кругом идет. Так что мне там очень понравилось, ходил по нему пол дня, все просто здорово, прекрасные экспозиции живописи, скульптуры, графики, фотографии...               

Есть три картины Дали (одна знаменитая с оплывшими циферблатами) и одна его скульптура.

                Музей Уитни  (Whitney Museum of Amerikan Art)
В воскресенье ходил на выставку в Музей Уитни, он находится на 75-й улице в середине Монхэттана. Там сейчас проходит выставка авангардного современного искусства. Выставка проводится каждые два года, под выставку отдается все помещение музея (четыре этажа).

Жалко, конечно, но выставка мне не очень понравилась, хотя для общего образования посмотреть все-равно следовало. Выставлялись картины, видео-арт и инсталляции.

Больше всего мне запомнилась груда матрасов, свернутых, подвешенных к потолку и обмазанных кексами. Эта композиция так и называлась «Матрасы И Кексы». Еще там была машина, обмазанная тавотной смазкой, сверху над ней были подвешены пустые канистры, а внизу валялись какие-то ржавые трубы. Как называлась эта композиция, я не помню.

Было много картин, из которых мне на самом деле понравилась только одна, были фотографии (по-настоящему понравилась тоже только одна, зато большая во всю стену. Все остальное - ерунда, псевдоискусство. Хотя сходить было полезно.

Еще при каждом музее имеется гифт-шоп (типа сувенирного магазина). При этом музее тоже был такой магазин, в котором продавались альбомы по искусству и довольно много времени провел там за прилавком, разглядывая различные альбомы.

Ходил на авангардистскую выставку - совсем не понравилось. После того, что я видел в Музее Современного Искусства, эта выставка выглядит просто посмешищем. Хотя, может быть я чего-то и не понимаю в искусстве.

Давайте я расскажу про нее по-подробнее. Эта выставка проводится каждые два года и считается вполне большим событием,- по крайней мере в крупной прессе она обсуждалась - я читал одну разгромную статью в Newsweek и одну хвалебную статью в New York Times.

Короче, пошел я на эту выставку. Занимает она три этажа. На первом этаже картины - мы бы втроем такое же бы накропали за неделю на всю выставку. Одна только была хорошая картина - "Зашторенное окно" - там действительно изображено окно, наполовину зашторенное, темное синее небо и черные силуэты деревьев. Вот и все. И очень, кстати, красиво.

Короче, весь этаж минус одна картина - все лажовый авангард. Псевдоискусство. Самоутверждение авторов в том, что они лимоны и видят все не так, как другие. Наверное, они эти картины рисуют друг для друга, потому что нормальный человек их понять не может.

Еще на этом этаже был кинозал для видео арта и кино арта. Как раз начинался показ. Когда я сел, зал был полностью забит, несколько человек даже сидело на полу. Погас свет. На экране возникло изображение рынка негритянского гетто начала века.

Изображение как на плохой старой фотографии, все размыто, видно только, что есть торговые ряды и море людей. Это изображение подается вперед-назад, несколько кадров вперед - столько же назад, опять вперед, потом назад. И все люди в негритянском гетто на экране делают пол шага вперед и назад. Звуковое сопровождение - какие-то завывания.

Все сидят, смотрят на гетто. На экране ничего не меняется, те же пятьдесят кадров. Пять минут прошло. Кто-то прокрался к двери. Еще три минуты - теперь люди выходят постоянно. Ряды пустеют. Вокруг меня уже ушли. Завывания меняют тон, на экране все как и было. Я повернулся спиной к гетто и тоже вышел.

Пошел на второй этаж. Большое помещение со стенами черного цвета. Под самым потолком висит огромная кипа свернутых матрасов. Кипа похоже на облако, залетевшее в комнату. Только из свернутых матрасов. На некоторые матрасы навалены кексы. Облако подвешено на проволочках.

И оно действительно очень большое. Мне это напомнило немного одну прошлогоднюю композицию наших авангардистов, которые смастерили из валенок фашистский самолет Юнкерс. Только валеночный Юнкерс намного покруче. Матрасное облако называется Matteresses and Cakes.

Дальше еще одна крупная инсталляция - машина, типа Форда пикап, вся обмазана густой тавотной смазкой, сверку над ней какие-то канистры свисают, под самой машиной какие-то ржавые трубы. А машина находится в большой клетке. Как все это дело называется не помню.

Было еще множество неважнецких картин и какие-то скульптуры раскрашенных голов. На одной из стен - выставка фотографий. Фотографии очень крупные, по метру. Цвета как живые. Называется выставка Tokio Love. Изображена закулисная жизнь токийских секс-клубов. На фотографиях японки, молоденькие девчонки, одеты в стиле секс-панк, кто-то целуется, кто переодевается. Кто сигарету курит. Вечерние будни, короче. Неплохие, впрочем, фотографии.

На другой стене выставка другого фотографа, точнее женщины-фтографа. Она выставляет портреты. Причем портреты каких-то мутантов, а не людей. Хотя вроде лица нормальные, а все равно мутанты.

Последний портрет - ее фотографический автопортрет - голова замотана какой-то кожей и похожа на коричневый футбольный мяч. По пояс голая. Тело - ужас какой-то. Непонятно, мужское или женское. Скорее всего она лесбиянка. Руки по всей длине проткнуты иголками от шприца - иголки идут от плеч до ладоней и напоминают ряд английских булавок. Эта фотограф точно чокнутая, только что из "пятнашки". Да еще лесбиянка. Гремучая смесь, короче.

Еще один фотограф. Этот голубой. Большие черно-белые фотографии молодых парней. Некоторые парами. Это голубые, или как их тут называют геи. И сам фотограф скорее всего голубой. А сами фотографии хорошие, спокойные.

Третья выставка фотографий - полуколлажная техника, черно-белая печать. Кое-что сойдет, хотя примитивно - кресты, череп, Иисус Христос, зеркало... Эту идею можно было бы использовать получше. Еще пара небольших инсталляций - совсем убожество.

Еще раз  посмотрел картины - написаны для каких-то безумцев. А может для слепых. Те все равно ничего не увидят.

В соседней комнате - еще одна инсталляция - какой-то аппарат для производства пончиков, загруженный холодным тестом, гора холодных готовых пончиков, часть горы сползла на пол... --  короче, замороженный во времени процесс изготовления пончиков на пончиковом автомате. Искусство в стиле понч-панк.

Дальше какие-то пылесосы, микроволновка. Дальше стулья, телевизор на полу работает, но изображения нет, и т.д. Вот примерно и вся выставка.

Вторая вещь, которая мне по-настоящему понравилась на выставке - большая во всю стену фотография. Сельско-промышленный пейзаж, четыре человека, внезапный порыв сильного ветра - и кепки, шапки, зонтик, какие-то бумаги - все оказалось в воздухе. Вот такая фотография. Очень красиво, какая-то она добрая, больше мне ничего не понравилось.

Еще окна музея понравились - они неправильной четырехугольной формы, какие-то выпуклые... Вот и вся выствка - за что шесть баксов берут - не понятно. В галереях Сохо на одном квадратном футе больше искусства, чем на всей этой выставке. Надо не по таким выставкам ходить, а по Сохо. Я там такие картины видел....

Наверное в Whitney  действительно выставляют авангард для слепых, иначе не объяснишь. Какой, однако, из меня критик-искусствовед получился, а? Даже не ожидал. Могу теперь пойти работать корреспондентом в "Московский Комсомолец". Кстати, хорошая идея, надо будет попробовать.

На первом этаже выставки еще есть гифт-шоп с альбомами по современному искусству. Я там еще пол часа провел - альбомы листал. Кое-что интересное попадается. Был там альбом одного американского фотохудожника с гигантской фотокомпозицией в виде одной фотографии.

Называется композиция - "Dead Toops Talk" (Разговор Мертвых Солдат). Посвящается войне в Афганистане. Коричневые горы, сплошные камни вокруг, наши убитые солдаты, одетые в зеленые бушлаты, брошенные автоматы, афганская женщина роется в мешке убитого, группа трех убитых солдат, один лежит, другой на четвереньках, третий  сидит на лежачем. Все разговаривают, у всех безумные, испачканные дымом и гарью лица.  Тот,  что на четвереньках, смеется. Какая-то черная шиза...  Вот такая тут в Нью Йорке жизнь.               

                Метрополитен Музей
  Еще вчера ходил а Метрополитен Музей смотрел американскую живопись прошлого и этого века.    Погода была отличная, около 18 тепла. Вход в музей стоит семь долларов, но это не фиксированная цена, это так называемая рекомендованная цена. Можно заплатить меньше, можно больше. В принципе, наверное, можно сказать, что ты бедный и не платить вообще.

В музеях Н-Й нет билетов, вместо билета тебе дают специальный жестяной значок, его надо прикрепить к одежде, тогда можно пройти в залы, где экспозиция. Значки эти можно оставить себе, но использовать их второй раз не так просто, потому что они разного цвета. Сегодня синий, завтра оранжевый и т.д.

Так вот, добрались мы до Метрополитена. Я знаю, что люди иногда после музея выбрасывают значки и такой значок можно подобрать на ступеньках лестницы в музей, нацепить его и спокойно пройти. Так что я надеялся, что чего-нибудь найду, но сколько ни смотрел под ноги, ничего не нашел. Зашли в музей.

Там у дверей стоят стеклянные ящики, куда люди бросают свои входные значки. Один такой значок не провалился а дырку и я его незаметно взял и нацепил на себя как будто это мой. Потом мы прошли с Нэнси в гифт-шоп (во все музейные гифт-шопы можно пройти бесплатно) и поднялись на лифте на второй этаж - там находится продолжение гифт-шопа.

Дальше мы незаметно проскользнули на территорию музея и в одном из коридоров я нашел еще один значок, который отдал Нэнси. Так мы сходили в Метрополитен бесплатно. Это может быть и не очень хорошо, но в принципе никто от этого ничего не потерял. Когда я разбогатею, я буду ходить честно, а пока приходится действовать как бедный студент.

Кстати, в коридорах музея я потом видел много таких оброненных значков, если их собрать и продать по пол цены перед входом, то можно заработать кучу денег, хотя никто так, конечно, не делает. 

Много красивых картин, особенно пейзажей. Просто потрясающие работы. Так же посмотрел коллекцию музея музыкальных инструментов мира. Чего там только нет... Причем половина инструментов и на музыкальные инструменты не похожи. Особенно африканские.

Подойдешь к витрине и гадаешь, что это такое -  какой-нибудь астрономический прибор, песочные часы или действительно музыкальный инструмент. Какие-то палки как паучьи лапы во все стороны горчат, иногда, правда, струны попадаются, иногда к этим инструментам сушеные тыквы приделаны, они служат как резонаторы, иногда вместо тыкв попадаются черепашьи панцири....Китайские инструменты тоже не простые... Я даже не думал, что так интересно будет.

Видел там несколько скрипок Гварнери, Амати и Страдивари. Забавно, внешне они ничем от скрипок не отличаются, просто скрипки как скрипки, чего на них смотреть, на них играть надо.

Еще забрел на экспозицию современной посуды и керамики - тоже что-то сумасшедшее: цвета потрясающие, огромные словно перламутровые вазы, дизайн удивительный, как  это такую посуду умудряются придумывать? 

Сейчас в Метрополитене две новые экспозиции: коллекция фотографий конца прошлого века известного французского фотографа Надара.

Вторая выставка - временная экспозиция из Британского Национального Музея. На этой выставке были разные предметы из Древней Ассирии, в основном каменные барельефы из храмов и ювелирные изделия.

Эта Ассирийская Империя была весьма мощной довольно долгое время (больше 2 тысяч лет), потом где-то за 800 лег до Р.Х. ее разбили вавилоняне. Интересная экспозиция.

Кстати, в Метрополитен Музее посетители могут бесплатно взять на время посещения музея   плееры с кассетами, которые рассказывают о той или иной экспозиции (хотя плееры предусмотрены не для всех выставок, а для некоторых, но все равно здорово).

Я, правда, плеер не брал, решил без него обойтись. У каждого экспоната есть пояснительные таблички, которые  написаны очень подробно и интересно, никакого плеера не надо.

После Ассирии я посмотрел выставку этого Надара. Есть очень интересные фотографии, особенно фотографии парижских катакомб (так называют канализационную систему в Париже).

В некоторых местах она проходит через захоронения, и рабочие, которые строили эти катакомбы и рыли все туннели и коридоры, сгребали все кости и скелеты в кучи и утрамбовывали в стены. В некоторых местах даже выкладывали красивые узоры из костей и черепов. Некоторые фотографии этого Надара получились весьма жуткими.

Потом я посмотрел зал, посвященный культуре Океании. Там были выставлены всякие ритуальные маски, ритуальные столбы, разные каное с фигурками крокодилов, идолы... Довольно интересно.

А потом я смотрел живопись девятнадцатого века. В Метрополитене много импрессионистов. Клод Монэ, Дега, Ренуар, Сезан, Эдуард Манэ. Много залов с их картинами, так что я получил большое удовольствие. Кстати, во многих залах и коридорах музея (хотя и не во всех) имеются ковровые покрытия, так что ходишь совсем бесшумно.

Еще я посмотрел экспозицию ювелирных изделий американского континента до того, как сюда пришли европейцы. Было выставлено огромное количество золотых изделий, найденных на территории Боливии, Коста-Рики, Перу, Колумбии и т.д.

Все эти изделия были изготовлены из чеканного или литого золота и что самое удивительное, это золото вовсе не выглядело как современное золото. Оно было тусклое, иногда красноватое и больше походило на латунь, хотя это было чистое самородное золото. Странно, правда?

                Музей Форбса
Сегодня днем ходил в музей, который основал коллекционер Форбс, музей находится рядом на пятой авеню, идти до него минут пятнадцать. Посмотрел там на отличную коллекцию моделей разных пароходов и военных кораблей конца прошлого и начала этого века.

Причем в комнатах, где размещается коллекция установлены скрытые динамики и поэтому все время слышишь портовые звуки, гудки пароходов, волны, чайки... Здорово. А там, где выставлены боевые корабли, слышны звуки сражения, пушки, самолеты, сирены, гудки...

В других залах коллекция детских солдатиков, причем самых разных - рыцари, современные солдатики, индейцы, ковбои, английские войска на верблюдах и слонах, есть даже советские оловянные солдатики и т.д.

Был английский набор фигурок, который назывался "фермерский набор" - фигурки животных и крестьян. Там даже была фигурка деревенского дурачка. История этой фигурки такова. Король Георг У увидел этот набор и сказал; "Вся деревня есть, а дурачка, который должен быть в каждой деревне, нет. Ну-ка, сделайте." Вот такая история.

Еще была коллекция изделий Фаберже, большинство вещей царской семьи, непонятно только как эти вещи в этот музей попали. Много прекрасных пасхальных яиц с секретом, разные фигурки, декоративные ювелирные изделия. Тоже очень красиво.
Еще была коллекция старых игр Монополия, самые первые игрушки.

Еще коллекция разных документов, писем и бумаг разных президентов США и других деятелей. Есть даже письмо польским патриотам, подписанное Сталиным. Коллекция призов и наград, несколько картин и рисунков. Небольшой и приятный музей. Вход, что самое интересное, бесплатный.
               
 


Рецензии