Глава 554. Моцарт. Двадцатый концерт

Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром №20 ре-минор
Алексей Султанов (фортепиано)
Гюрер Айкал (дирижер)

Maxilena: Какой живой, яркий, самобытный, молодой Моцарт!
Наслушаться не могу... Какого пианиста загубили!

balaklava: Да, это просто вулкан страстей! Будто присутствуешь на родах Бетховена...

sir Grey: По-человечески, мне его, конечно, жаль. Но — не поклонник. Будьте проще, и к вам потянутся люди. Не надо так наезжать.

balaklava: Отчасти понимаю и поддерживаю. Люблю напряжение, но у Султанова оно доведено до грани нервного срыва. Неудивительно, что у него такая трагическая судьба.

«В 1995 году, несмотря на восхищение публики и восторг прессы, жюри Конкурса пианистов имени Шопена решило присудить Султанову лишь вторую премию, а первую не присуждать никому. Оскорблённый Султанов отказался получать диплом второй степени, после чего у 26-летнего пианиста случился микроинсульт.
В 1998 году жюри Международного конкурса имени Чайковского сочло исполнение Султановым Седьмой сонаты С. С. Прокофьева излишне темпераментным и не допустило его в финал, что вызвало грандиозный скандал и резкую реакцию прессы и публики. Первая премия конкурса была присуждёна Денису Мацуеву. Председатель жюри, композитор Андрей Эшпай, объявляя итоги второго тура, сказал, что «ему стыдно за то, что Алексей Султанов не прошёл в финал».
В 2001 году Султанов перенёс ряд повторных инсультов, приведших к параличу левой стороны тела и слепоте левого глаза. Он пытался продолжать выступать с благотворительными концертами, в которых ему помогала жена, Даце Абеле, исполнявшая партии левой руки.
30 июня 2005 года музыкант умер в Форт-Уэрте (США) от остановки сердца в возрасте 35 лет».

sir Grey: Что-то здорово. Но вот середина второй части... Учитесь властвовать собою, не всякий.... и т. д. к беде... неопытность...

Мне кажется, он решил, что его конек — буря и натиск, за что его любят и ценят. Может, пожил бы человек подольше — разобрался бы со всем этим. Конечно, что-то он сказать хочет, а это дорогого стоит. Но вот этот концерт я сейчас слушаю с трудом, просто хочется дослушать до конца.

balaklava: Обязательно! До самого донышка. Финал потрясающий. Такого Моцарта я еще не слышал.

sir Grey: Я тоже. Но мне не нравится. Откуда-то слышал, что это любимый концерт Бетховена, но тогда уж лучше Бетховен.

balaklava: Я этого не слышал, но в данном исполнении Бетховен вылезает изо всех щелей.

Maxilena: Ниоткуда он не вылезает, хотя и написал каденцию к этому концерту. Все равно это Моцарт воплоти.

23april1985: По форме — еще Моцарт, по содержанию — уже Бетховен.

valentnost: Позвольте процитировать стихотворение Марины Цветаевой, которое хочется поставить эпиграфом к творчеству и к самой жизни Алексея Султанова:

Вскрыла жилы: неостановимо,
невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет — мелкой,
Миска — плоской.

Через край — и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
невосстановимо хлещет стих.

Алексей Султанов и сейчас продолжает наполнять своей жизнью, льющейся божественными звуками прямо в сердца слушателей, наши «миски и тарелки».


Рецензии