Е. П. Блаватская как религиовед
Это двухтомное произведение явилось предтечей еще более масштабной и всеобъемлющей «Тайной Доктрины». Сама Елена Петровна, как известно, не придавала этому произведению большого значения, считая, что «Тайная Доктрина» лучше справилась с поставленной задачей – дать краткое изложение основ философско-эзотерического наследия Востока. Однако достаточно прочитать оглавление «Разоблаченной Изиды», чтобы убедиться, насколько ценно содержание этой книги. Первый том «Изиды» посвящен основным проблемам науки, перед многими из которых по-прежнему пасует современная научная мысль, и которые, тем не менее, нашли весьма аргументированное и убедительное решение в эзотерическом философском наследии, составляющем самые древние и загадочные пласты мировой культуры. Второй том посвящен проблемам истории религий и церкви, а также различным вопросам теологии.
Хочется сказать пару слов о недавно изданном втором томе «Разоблаченной Изиды». Не будет преувеличением сказать, что в этой книге Е.П. Блаватская проявила себя в качестве блестящего ученого-религиоведа. В «Изиде» рассматриваются истоки, идейные основы и загадки истории самых разнообразных религиозно-философских учений, тайных обществ и орденов всего мира, от незапамятной древности до XIX столетия. Конечно, находится место в этой книге и рассмотрению феномена магии и колдовства, известных человечеству с глубокой древности. И пусть в это не верят представители официальной науки – многочисленные факты и исторические свидетельства говорят иное.
Крылатая египетская богиня – символ тайной мудрости – устами своей последовательницы Елены Блаватской открывает нам как тайны возникновения древнейших религий мира, так и тайны тех превращений, которые претерпели их первоначальные идеи по воле служителей церкви. Свои выводы Блаватская основывает на материале десятков исторических и философских источников, кропотливо сравнивая тексты священных писаний разных стран и народов.
Обилие исторических фактов, а также обширнейшие философские, этнографические, лингвистические, религиоведческие познания, которые легли в основу материала, представленного в этом томе «Изиды», поражают воображение. Истинное происхождение религиозных учений, истоки возникновения тех или иных догм, происхождение всевозможных искажений и ошибок в священных писаниях и их переводах на другие языки, а также многочисленные изменения первоначальных религиозных доктрин, сделанные теологами ушедших эпох – все это проанализировано и показано на страницах этой книги, равно как и множество других тайн, связанных с историей религий и церкви. Так, история масонства, его связь вначале с древними рыцарскими орденами, а затем – с печально известным орденом иезуитов – тоже нашла отражение в этой работе.
Никто и никогда до Блаватской не давал еще столь серьезного, глубокого, фундаментального анализа различных религиозно-философских источников в вопросе происхождения религий. Для кого-то это может оказаться настоящим шоком, – читая строки «Изиды», понимаешь, как мало мы знаем о происхождении христианства и об истинном, первоначальном, историческом учении Христа. Блаватская ставит все точки над «i» в данном вопросе, не оставив своим оппонентам-клерикалам ни малейшего шанса оспорить ее выводы.
Основной вывод второго тома «Разоблаченной Изиды» обобщенно можно выразить в следующем высказывании Е.П. Блаватской:
«Что мы хотим доказать, так это то, что в основании всех древних народных религий находилось одно и то же древнее учение мудрости, единое и тождественное, исповедуемое и применяемое посвященными всех стран, которые одни только были осведомлены о его существовании и значительности. Установить его происхождение и время возникновения и окончательного сформирования – это теперь уже вне человеческих возможностей. Однако, единого взгляда достаточно, чтобы убедиться, что оно не могло достичь чудесного совершенства, в каком мы находим его в остатках различных эзотерических систем, иначе как в течение непрерывного ряда веков. Такая глубокая философия, такой возвышенный кодекс нравственности и практические результаты, столь убедительно и единообразно доказуемые, не являются достижением одного поколения или даже отдельной эпохи. Факт должен был укладываться на факт, вывод на вывод, наука порождала науку, и мириады яснейших человеческих умов размышляли над законами природы, прежде чем это древнее учение приняло конкретную форму. Доказательства этой тождественности основного учения в древних религиях можно найти в распространенности системы посвящений, в существовании тайных каст священнослужителей, которые являлись хранителями мистических слов силы, и в публичных демонстрациях феноменальной власти над силами природы, указывающей на общение со сверхчеловеческими существами. Каждый подход к мистериям всех этих народов охранялся с тою же самою ревностною заботою, и во всех смертной казни предавали посвященного любой степени, если он выдал доверенные ему тайны. Мы видели, что так было в элевсинских и вакхических мистериях, среди халдейских магов и у египетских иерофантов; тогда как у индусов, от которых все они произошли, это же самое правило существовало с незапамятных времен».
Любой честный исследователь, ознакомившись с трудами Блаватской, вынужден будет признать: Блаватская – поистине великая исследовательница, не только историк философии, но и религиовед. Правда, Е.П. Блаватская никогда не скрывала, что писала эту книгу не одна – ей помогали собрать этот обширнейший научный материал ее духовные Учители, которых последователи теософии называли Махатмами.
Почему другие религиоведы не смогли сделать то, что сделали Елена Блаватская с ее Учителями, никогда не претендовавшие на академические лавры? Ответ на этот вопрос прост: ни один из западных ученых в эпоху Блаватской не владел столь обширными, поистине энциклопедическими познаниями, которыми обладали Блаватская и Махатмы, с помощью которых она создавала свои фундаментальные труды. Востоковеды-индологи изучили многие философские источники Древней Индии (хотя отнюдь не всегда правильно интерпретировали многие положения индийской метафизики), но при этом не обладали особыми познаниями в раннехристианской литературе, истории церкви и тонкостях богословских доктрин. Историки западной религии и церкви разбирались в теологии, но не знали санскритскую литературу и не могли проследить происхождение важнейших религиозных доктрин. В «Изиде» же генезис основных положений мировых религий дается на основе сравнительного (иногда в табличной форме) анализа текстов и основных догматов древнейших источников джайнизма, буддизма, иудаизма, христианства с писаниями отцов церкви, заложивших основы христианской догматики. И едва ли кто-то даже из современных ученых смог бы совместить в себе столь необычную, поистине колоссальную эрудицию, какой обладал автор «Изиды», чтобы продемонстрировать подобные познания и поставить точку в изучении вопроса о едином источнике происхождения всех религий мира.
Эти уникальные познания дали автору этой книги ключ к решению многих проблем религиоведения, в том числе и в вопросе возникновения христианской религии. Близость христианства с буддизмом, утверждаемая Блаватской, получила в этой работе убедительное, неопровержимое доказательство на основе сравнения основных положений религиозно-философских доктрин и текстов этих учений. И пусть в наше время еще находятся фальсификаторы, марающие бумагу и страницы Интернета клеветническими выпадами против Е.П. Блаватской – настанет время, когда ее взгляды будут оценены по достоинству и станут достоянием подлинной науки. А пока… если хотите понять, что такое настоящее религиоведение – читайте «Разоблаченную Изиду» Блаватской!
Свидетельство о публикации №223062301301