Скрипач на войне

Их взвод только что подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны российских вооруженных сил, которые воевали, как звери. Из шестнадцати человек - десять убитых. Выжившие бежали и спрятались в первой попавшейся покосившейся избе. Она производила жалкое впечатление: когда-то кем-то любимая хатка, с заботливо побеленными стенами, прибранная внутри, с картинами и иконами, развешанными по стенам. Когда-то белоснежные, а сегодня черные от пепла, кружевные занавески раздувались от ветра на выбитых окнах. Часть избы сгорела. В треснутом зеркале отражалась почерневшая полуразрушенная горница.

Командир взвода, раненый и едва доползший до избы, повалился на потрепанный диван. Остальные солдаты повалились прямо на деревянный скрипучий пол. Воцарилась мертвая тишина. Только жужжание мух около уха и взрывы вдалеке иногда нарушали эту душную тишину.

«Ненавижу этих варваров! Они уничтожают нашу страну!» - думал про себя командир взвода, по жизни старший механик на машиностроительном заводе по имени Василь.
Вдруг издалека донеслись странные звуки. Василь прислушался.

- Чую задницей, что это русские чудят! - сказал он.
- Да ладно, сиди тихо, - ответил напуганный солдат.
- Какое там! Я должен отомстить за своих и за землю! Если что- братья прикроют.
- Ты это кого братьями называешь? Наемников из НАТО? – откликнулся, скептически улыбаясь, другой солдат.
- Да, их! Они вооружены получше нашего украинского брата. Не бросят в беде. Должны быть уже где-то рядом. Микола, неужто ты сомневаешься в них?
- Ну-ну, как же, защитят они…- многозначительно кивнул Микола. - Это музыка доносится с русских позиций, я узнаю Баха.
- Пианист! Тебя из-под рояля вытащили на поле брани. Ты тот еще вояка и не веришь никому. А зря. Здесь я твой дирижер. Так что слушай мой приказ: встали, зарядили оружие и пошли бить русского солдата. Ориентироваться будем на звуки музыки.

Кто-то, превозмогая боль от полученных ран, кто-то, собирая последние силы – солдаты собирались исполнять приказ начальника взвода, заряжали оружие, переливали найденную в доме воду из баков во фляги. Выползали из избы с опаской, нервно озираясь по сторонам. Вокруг снова воцарилась мертвецкая тишина, звуки музыки затихли. Только иногда издалека доносились крики ворон и вой собак, лакомившихся останками их бывших коллег по взводу. Запах гари заглушал аромат летней травы. Война сильно меняет мир и его восприятие. И звуки другие, и запахи, и люди в зверей превращаются.

Василь с автоматом на перевес возглавил отряд усталых солдат. Они медленно двинулись в ту сторону, откуда ранее слышали звуки музыки. Кроме Василя никому эта затея не казалась удачной. Кто-то втайне надеялся сдаться. Идейным воином был только командир. Остальные стали жертвами режима. Они бы и рады продолжать каждый заниматься своей работой: кто на заводе, кто во врачебном кабинете, а Микола за роялем. И только Василь мечтал убивать всех русских, мстить, терзать. Служить своей стране и ее покровителю – «Большому брату».

Пройдя километр, солдаты снова услышали звуки прекрасной музыки. На фоне звуков войны, музыка поражала. А ее красота обезоруживала. Микола различил звук скрипки, волшебный звук, который из инструмента может извлечь только очень талантливый музыкант. Высоко оценив способности коллеги по цеху, Микола обогнал других солдат. Ему натерпелось увидеть, кто же вооружился на фронте скрипкой вместо автомата. Раздвинув колючие выгоревшие кусты, Микола, а за ним и другие солдаты во главе с Василем, увидели поразившую их картину: на другой стороне опушки за деревьями стоял молодой кудрявый парень и самозабвенно играл на скрипке. Его обступили такие же уставшие, измазанные гарью, вооруженные русские солдаты. Словно под гипнозом, они не шевелились. Взвод Василя тоже замер.

«Это же «Чакона» Баха», - только и сказал Микола, блаженно улыбаясь. Как давно он не слышал звуков музыки. Как давно он не видел человека, занятого творческой созидательной деятельностью. Казалось, что это в прошлой жизни он собирал аншлаги из ценителей фортепианных концертов, жил полностью погруженный в мир музыки. А сегодня он держит автомат и убивает. Зачем? Кого? По чьему приказу?
Музыка обезоруживала. Казалось, что все живое притихло. Не было больше выстрелов, криков ворон, воя голодных собак. Весь лес наполнился звуками музыки Баха, которая исцелив раненую землю, уходила в вечность, в космос.

На молодом скрипаче был надет бронежилет. Но у него не было оружия. Только скрипка. Он не подозревал, что совсем рядом вооруженный враг. Или подозревал, но верил, что прекрасная музыка становится его проводником в вечность. У некоторых солдат виднелись слезы на глазах. Они тоже устали от войны, от смерти, от боли, от жестокости, которая была повсюду и сметала все живое и созидательное. Музыка на мгновение вернула их к Жизни в истинном проявлении.

Все слушали импровизационный концерт на фронте, никто не смел шелохнуться, каждый погрузился глубоко в свои мысли. Даже Василь на время забыл, зачем он здесь. Никогда еще не слышал он такой музыки. И не поднимался автомат убить этого паренька, блаженно играющего на скрипке для солдат. Командир вдруг увидел, что эти русские солдаты очень похожи на него. У некоторых перетруженные руки, тоже, наверное, на заводе работали. Они тоже уставшие, есть раненые. И лица такие мирные, открытые, вдохновенные. «Жаль, что Микола рояль свой притащить не мог на фронт, тоже бы нам музыку играл», - думал он про себя. «Только что-то веселее и бодрее».

Казалось, что концерт длился вечность…Но на земле ничто не вечно. Звуки музыки затихли. Воцарилась тишина. Скрипач опустил инструмент, но откуда-то эхом еще доносились отзвуки музыки.

Василь услышал странный шорох где-то позади себя. По телу пробежал холодящий озноб. Обернувшись, он увидел военного в форме НАТО. Тот держал автомат, нацеленный на спину Василя. Дикий взгляд исподлобья ничего хорошего не сулил. Василь понял без слов, что этот солдат здесь не для того, чтобы защищать. Он здесь, чтобы убивать…., убивать любого, кто ослушается приказа. Поймав взгляд Василя, польский солдат движением показал идти вперед и стрелять.
«Пли!» - отчаянно выкрикнул Василь и рванул в сторону русских солдат. Остальные последовали за ним. Он, словно оголтелый, бежал и давил на курок. Его трясло от отдачи автомата, от ужаса неумолимой смерти…Звуки автомата заглушили отголоски музыки. Русские направили встречный огонь на противника. Скрипач, прикрываемый солдатом, побежал вглубь леса.

Шум, автоматные очереди, гарь, треск веток, вопли боли и отчаяния. Все это в один момент заполнило лес, придя на смену божественной музыке. Война не ждет.
Когда облако гари рассеялось, на обожжённой поляне лежало пять трупов…Тех самых украинских солдат, которые мечтали покинуть эту войну и Василя. Все они были убиты пулями «Большого брата», в которого так верил Василь.
Спастись удалось только Миколе. Он сдался в плен.

***

Спустя годы та страшная война вошла в историю, как война коллективного Запада против России. Война закончилась, а искусство осталось.
В Москве устроили большой концерт, посвящённый дню очередной Победы России. На этом концерте была исполнена музыка Баха, та самая, что звучала на той страшной войне. И которая спасла русского солдата и вернула мир двум братским народам. Исполнял эту музыку дуэт фортепиано и скрипки. За фортепиано Микола, со скрипкой тот самый талантливый скрипач с фронта.
Ведь тогда, во время фронтового скрипичного концерта, один из русских солдат заметил несколько вооруженных наемников из НАТО. Воспользовавшись тем, что все заслушались музыкой, он перезарядил свой автомат и дал сигнал остальным. Это позволило им вовремя дать отпор наемникам без потерь личного состава. Но, увы, те успели застрелить украинских солдат. Только пианист Микола чудом избежал шальной пули.

После выступления скрипач, который давал концерты для солдат на фронте, выступил с небольшой речью.

«Сам я наполовину украинец, хотя зовусь русским. И для меня эта война была таким же абсурдом, как если бы я начал воевать сам с собой. Потому с самого начала мне было понятно, что русский солдат воюет с солдатами НАТО, которые прикрываются одурманенным украинцем.

Я всегда верил, что музыка сильнее любого оружия. Потому что она обезоруживает. Она призывает к разуму, к духу, к человечности. Во время войны я ездил на фронт, чтобы подбодрить наших солдат, вернуть их к Жизни. Напомнить, что там, за пределами фронта, жизнь продолжается и их ждут, помнят и любят. Что все они очень нужны и война конечна, а искусство, которое несет жизнь - вечно. Музыка творит чудеса. Она дает силы, веру, храбрость.
А меня музыка спасла в буквальном смысле этого слова, когда мы попали под обстрел. Ведь враг мог выстрелить в меня, совершено безоружного. Но не посмел, ни разу не посмел. А когда музыка закончилась, и война снова вступила в свои права, начался обстрел. Меня спасла скрипка. Точнее чехол от скрипки, которым я накрыл голову, пока бежал в гущу леса. Скрипку я прикрывал своим телом, и вот сегодня она целая со мной, служит мне и вам верой и правдой. Чехол принял на себя две пули, которые задели его по касательной. А ведь в этих пулях меня догоняла смерть…

Все наши солдаты и Микола остались живы. Теперь мы с Миколой не только коллеги по цеху, музыкальный дуэт, но и большие друзья».


Рецензии