Однажды в Риме

Сульпиций Лукулл ехал в Рим. Весенний воздух Италии был пропитан дождем. Сульпиций глубоко вдохнул, прочистил легкие.
Он много чего слышал об этом городе. Ещё маленьким, проводя детство в дождливой Британии, он был наслышан о его неслыханном богатстве. Торговый порт Остия принимал корабли со всего света. Ну или по крайней мере его половины.
Грек Акид, обучая юного римского гражданина, рассказывал ему про то как бесстрашные легионеры, не боясь ни жары ни холода, расширяли границы государства, заодно охраняя покой его жителей.
-Если хочешь, можешь даже увидеть самого императора. - сказал однажды Акид Сульпицию.
-А где он? Сидит во дворце на троне как греческий бог Зевс? - с наивным воодушевлением спросил Сульпиций.
-Ну что ты, нет. Он специально выбирается как наиболее достойный путем усыновления. Представь, что хорошо себя проявивший в административной или военной должности так сильно произвел впечатление на императора, что тот решил обязательно, когда меня не станет поставить его во главе государства. Это работает с тех пор как один из придворных, завернув кинжал в забинтованную руку, расправился с тираном Домицианом. Впрочем данное утверждение спорно. Хоть он и был лютым моралистом,  всё же Домициан страну не разорил. - смеясь отвечал Акид.
-Но не как в Афинах?
-Нет, но похоже наш император абсолютно серьезно взялся за восстановление давно забытых механизмов греческой демократии.
Сульпиций с нежностью и теплотой вспоминал Акида, нанятого Корнелием, его отцом, занимавшим скромную бюрократическую должность. Особенно как они, гуляя под железным небом Британии, рассуждали о философии и истории. Как в холодные дождливые дни занимались арифметикой и геометрией.
Ярче всего Сульпицию запомнилась греческая и латинская литература. Особенно «Жизнь двенадцати Цезарей» Светония, «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Золотой осёл» Апулея. Всё-таки этот грек здорово его выучил. Благодаря ему он овладел даже искусством ведения хозяйства.
Сейчас он направлялся в Рим, чтобы получить должность в италийской канцелярии. Набравшись опыта в родной Британии, холодной как сырое осеннее утро, Сульпиций отправился в Италию с рекомендательным письмом с предыдущего места службы.
Сульпиций посмотрел вниз. Копыта коня мелодично цокали по италийской земле, издавая приятный щелкающий звук.
«Всё-таки сандалии не износились. Дожили до Рима». - облегченно думал про себя Сульпиций. 
-В Италии даже небо другое. - решил про себя Сульпиций.
Ветер разогнал тучи как слуга засидевшихся гостей. Небо стало матово-голубым.
Сульпиций снял с себя плащ. Аккуратно сложил в седельную сумку.
«Всё-таки в Италии лето наступает быстро». - подумал Сульпиций.
Он смотрел на показавшиеся вдали очертания Рима. На город, который его примет и устроит испытания на прочность словно Осирис в Стране мертвых.

Город встретил Сульпиция хором криков, ударов и языков. Греческого, латинского, египетского. И даже кельтского. Последнего Сульпиций никогда раньше не слышал.
Оглянулся вокруг. Повсюду сновали толпы, гремели стройки. Вдруг он почувствовал хоть и не сильный, но всё же удар в плечо. Сульпиций обернулся:
-Эй! Полегче!. - крикнул неизвестный прохожий и растворился в толпе.
Сульпицию показалось, что город усердно ремонтируют. Одна улица даже превратилась в гигантскую строительную площадку. Он тут же вспомнил, что город в своей истории часто перестраивался. Но сейчас ему показалось, что особенно рьяно.
Сульпиций заглянул в сумку. Рекомендательное письмо цело и невредимо. У него вертелось на языке название места встречи. Он отошел на край улицы. Обхватил голову руками. И вдруг в его голове как-будто что-то щелкнуло точно кнут погонщика.
«Идти на форум Траяна!» - вспомнил Сульпиций.
Протискиваясь сквозь тесную толпу, Сульпиций словно плывущий против течения камень, вышел на форум Траяна. Расслабленно вздохнул. Посмотрел на обрамляющие форум инсулы и торговые ряды.
«Обычно подобные места располагаются на нижних этажах». - решил Сульпиций.
Пройдя мимо прилавков с фруктами и с восточными пряностями, он увидел небольшое, но вполне приличное на вид заведение.
Вошел внутрь. Осмотрелся.
Его взору предстало хоть и не роскошное, но уютное помещение. За столами сидели работники, спокойно перебирая бумаги.
Навстречу Сульпицию вышел человек в красноватой тоге. Сульпиций протянул ему свиток с письмом.
-Приветствую, Сульпиций Лукулл. - сказал человек.
-Как Вас зовут и чем Вы занимаетесь? - ответил Сульпиций на приветствие.
Человек, занятый чтением, ответил не сразу. Закончив поглощать глазами строки, представился.
-Меня зовут Гней Вентулиан.
Сульпиций и Гней пошли в кабинет. Он был обставлен достаточно скромно. Лишь по углам громоздились бумаги.
-Место куда ты явился называется счетной палатой. Мы отслеживаем то сколько зарабатывают жители Рима и провинций, сколько живут в нищете и умирают от голода, а также кто чем занимается. Иногда мы сотрудничаем со сборщиками налогов. Например, когда речь заходит о темных делах. - рассказал Гней.
-А как нынче обстоят дела с доходами населения? - заинтриговано спросил Сульпиций.
-Ситуация заметно улучшилась. Император Гай Кореллий Сулла как-будто не ест и спит, а думает о том, как вернуть империи былое процветание. Недавно он начал раздавать землю гражданам точь-в-точь как братья Гракхи. Если ты учил историю, то тебе должен быть известен этот эпизод и чем он закончился.
-Конечно. Их вроде как убили.
-Подробностей я не знаю. Но все же это важное его достижение. Благодаря ему количество паразитов, не желающих ничего кроме хлеба и зрелищ заметно поубавилось. Вместо рабов всё больше нанимают людей и платят им деньги. Ну разве такое не радует того кто обнищал? - рассуждал Гней.
-А у вас разве нет более просторного места работы? - спросил Сульпиций.
-Счетная палата недавно учреждена так что придется довольствоваться малым. Но через год или два нам обещают предоставить место работы по-лучше.- обнадежил Гней.
-Значит до этого ты служил в своей родной Британии? - спросил Гней, испытующе взглянув на собеседника.
-Да. Набирался опыта.
-Отлично.
-Британия, на мой взгляд, не пострадала. В отличие от приграничных провинций на Дунае.
-Это верно. К счастью разоренные и обнищавшие провинции быстро восстанавливаются благодаря продуманной экономической политике. Особенно раздаче земли.
Сульпиций был наслышан о том, как голодные толпы людей ходили из одной провинции в другую. «Настолько они голодны, что ветра играют их телами как на музыкальных инструментах». - причитали поэты и певцы, сдерживая слезы печали, страха и ужаса.
Но сейчас всё поменялось. Захватчики изгнаны. Укрепления восстановлены. Провинции вновь процветают. Вот только прежние хозяева, умершие от голода, болезней и лишений, уже никогда не увидят свои дома.
-Думаю, нам стоит познакомиться по-ближе только рассмотрев город. - предложил Гней.

Весеннее солнце окрасило Рим в золотисто-красную палитру.
Жизнь в Риме била ключом. Воздух форума был насыщен запахами перца и меда, привезенных из Сирии. Торговцы тканями гордо демонстрировали свой товар из Галлии, Германии, Белгики и других провинций.  Покупатели окружали прилавки словно мотыльки пламя свечи. В центре форума городские шуты веселили публику грязными шутками.
Гней и Сульпиций с наслаждением рассматривали город. Гней смотрел на Рим как на породнившийся. Сульпиций с трудом от удивления закрывал рот.
Мужчины прошлись по пахнувшей рыбой улице.
-Рыба из Каледонии. Новой провинции Рима. Когда Гай Кореллий Сулла победил пиктов, он произнес «Пусть морские боги смилуются над воинами Рима и не дадут умереть от голода». Слова произвели впечатление. И как будто по волшебству в Германском море появилось огромное количество сельди и прочей рыбы. Теперь ею кормится вся страна. - хвалился Гней.
-Наверняка гарум заменит. - усмехнулся Сульпиций.
-Вряд ли. - деликатно оспорил Гней. - Скорее появятся новые ингредиенты.
-Возможно. - Сульпиций пожал плечами.
Вдруг Сульпиций спросил:
-Можно я заскачу домой?
-Пожалуйста, но мне бы хотелось побыть твоим гостем. - Гней по-дружески обратил взгляд на своего спутника.
Квартира Сульпиция располагалась на втором этаже.
-Знаешь где лучше всего снимать жилье? В Остии. Там вполне комфортно.
-Мне и римские нравятся. Я не жалуюсь.
-Думаю за четыреста денариев в год можно купить жилище ещё лучше.
-Надо сначала их увидеть. - ухмыльнулся Сульпиций.
-Деньги в банке. - спокойно ответил Гней.
-Что?! - спросил Сульпиций.
В его теле как будто расцвели сады Элизиума, в Тибре теперь бежит молоко вместо воды, а все дороги империи вымощены золотом.
-Загляни в банк. Мы знали о твоем появлении. Раз мы заботимся о благе страны, то должны действовать максимально сплоченно.
-Очень приятно, Гней. Постараюсь подыскать себе жилище по-лучше.
-Если будешь продолжать в том же духе, твое жалование увеличится до пятисот денариев.
-Хорошо бы.
Сульпиций объявил:
-Я закончил.
-Ну тогда идем смотреть на город. День только начался. - предложил Гней.
Его ироничный прищур был полон теплоты и открытости.
Они пошли в центр Рима. Прошлись по нескольким улицам, слушая говор со всего мира, звон железа, вдыхая запах уличной еды. Гней и Сульпиций добрались до форума. В центре красовалась статуя Нептуна, вооруженная золотым трезубцем.
-Его поставил Гай Кореллий Сулла в честь присоединения Маркомании и Сарматии. Это стало знаком того, что никто не осмелится вторгаться в пределы Рима. Ну или хотя бы сильно уменьшить ущерб от нападения.
-Мы пойдем в Колизей? - спросил Сульпиций
-Обязательно. - с чувством долга ответил Гней.
Мужчины вошли в кабак рядом с Колизеем. Заказали жареного судака с гарумом.
-Его построили, говорят, при Веспасиане. Кто бы мог подумать, что такое монументальное сооружение когда-нибудь создаст человек. - произнес Гней, любуясь зданием.
Приступили к трапезе. Вдруг они услышали у себя за спиной.
-Слыхал, сегодня пиктов выводят на арену.
-Разве не персов?
-Нет. Насколько я понял, персов выведут, в лучшем случае, через неделю.
-Да нет же! Говорю тебе, сегодня в честь десятилетия победы над Персией и пиктами будут драться и те и другие. Спроси ещё у кого-нибудь и тебе тоже самое скажут.
-Ну хорошо, посмотрим.
Гней и Сульпиций вдруг поняли, что в Колизее они надолго.
Они покинули кабак, направившись в Самый большой цирк. Пройдя по просторным коридорам, они нашли и сели на нужные места.
Пока в цирке было не слишком шумно Сульпиций вдруг спросил у Гнея:
-В честь кого тебя назвали Гнеем?
-В честь Помпея. Мне говорили, что мои предки были земледельцами, получившими землю в Испании ещё во времена республики. Потом благодаря скромности и трудолюбию мы богатели на протяжении поколений. Это, в принципе, всё что я могу рассказать о себе. Наверняка в моей истории много сказок и домыслов.
Народ постепенно заполнял трибуны. Люди самого разного пола и возраста готовились лицезреть с одной стороны веселое, с другой кровавое и бессмысленное зрелище. 
Наконец трибуны наполнились. В торце сидела вся римская элита. Слева от императорской семьи расположились сенаторы, справа преторианцы. Граждане сидели и ждали начала представления, затаив дыхание.
-Преторианцы теперь не так опасны. - обратился Гней к Сульпицию.
-Как ты понял? - удивленно спросил Сульпиций.
-Узнал когда пировал с сенатором Валерием. Вместо того, чтобы огреть прохожего дубинкой префект претория вежливо, но высокомерно отчеканил «Гражданин, будьте любезны освободить дорогу». Во всяком случае я так понял, судя по его рассказу.
«Рим действительно изменился». - окончательно решил Сульпиций.
Вдруг загремел хор медных труб. Воздух Рима сотрясала помпезная, но незамысловатая мелодия.
На арену строем вышли гладиаторы. Амфитеатр разразился оглушительным ревом сорока тысяч зрителей.
-Наверняка его слышно по всей Италии. - пробубнил под нос сквозь рев толпы Сульпиций.
Гладиаторы выстроились в ряд.
На трибуны вышел цирковой оратор. Начал кричать в пространство про величие Рима и непобедимость легионов. Монолог кончился тем, что гражданам Рима предоставляется возможность увидеть плоды побед на арене.
Сульпиций разглядел воинов арены. И понял, что это пикты, захваченные в Каледонии. Их тела были разрисованы татуировками с ног до головы. Ну точно люди в картинках! Сульпиций не разглядел сюжеты, но предполагал, что они иллюстрируют местную мифологию.
Прозвучал сигнал. Начался бой.
Однако созерцание кровавых рек нисколько не прельщало Сульпиция. Он сразу представил Египет, где вместо воды в Ниле течет кровь. Красная. Тягучая. Вязкая. Тяжелая. Кровь всех, кто погиб на арене амфитеатров Рима. Происходившее казалось ему кошмарным сном, иррациональным танцем жизни и смерти. «Такое не может продолжаться бесконечно, если хочешь помочь Римскому государству». - размышлял Сульпиций.
За несколько часов сменилось двадцать пар гладиаторов, десять затравленных насмерть животных. Казалось, этому кошмару не будет конца.
Сульпиций решил пройтись по коридору цирка. Ему больше нравилось любоваться Римом на закате. Приятно было смотреть на гуляющих горожан и  влюбленные пары. На фоне садящегося солнца город казался выплавленным из меди и золота словно леса Германии осенью.
-Сульпиций? - раздался сзади знакомый голос.
-Я здесь.
В освещенном вечерним солнцем коридоре отчетливо были слышны шаги Гнея.
-Мне надоело смотреть на красные реки. - оправдался Сульпиций
-Понимаю. - с сочувствием произнес Гней. И продолжил:
-У меня у самого голова болит.
Внезапно коридор наполнился зрителями. Сульпиций и Гней, не обращая внимания на снующих вокруг людей, продолжили разговор.
-Несколько лет назад в Риме был пожар. Наверняка ты заметил, раз оказался здесь.
-Да.
-Пострадало несколько районов, но сейчас заново отстраивают. По новым, кстати правилам. Теперь строго-настрого велели строить из камня и на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы всякая живность не селилась и не разносила заразу. Решение принято городским консулом. Каждая провинция теперь может его выбирать.
Сульпиций молча переваривал услышанное.
-Скоро факелы зажгут. - ни с того ни с всего проговорил Сульпиций.
-Думаю пора тебе домой, Сульпиций Лукулл. Не забудь завтра надеть тогу.
-Надеюсь, что не забуду.
Сульпиций ушел из амфитеатра. Гней долго смотрел ему вслед и думал про себя «Жаль, что ты пропустишь божественный голос Антонии. Она будет петь отрывок из Энеид».
Сульпиций шел по римской улице навстречу почти севшему солнцу, а Гней остался в амфитеатре, чтобы убаюкать свой слух после бессмысленного и кровавого зрелища. 


Рецензии