Мюрат. Отсутствие в советском кино

1.

Причина, по которой король Джоакино Мюрат - (хрестоматийно-монументальный ещё в 1930х, вторая фигура после Наполеона), - в современной России практически не известен никому, кроме пристрастных  наполеономанов, - весьма проста:
его нет в кино, да и на сцене тоже. 
Ни в советских, ни в российских фильмах наполеоновского круга, и в театральных постановках он отсутствует. 
Прежде всего: Мюрата нет в бондарчук-эпическом "Войне и мире" (1965 - 1967).
А также Мюрат не поёт и вообще не возникает в опере "Война и мир", Прокофьева (1942).
( --- Притом, что в романе графа Толстого король Неаполитанский появляется несколько раз, выписан бегло, но явственно.
Возможно, они мелькает безмолвно где-то в эпизодах, но даже в ролях третьего плана Мюрат не встречается ---).

Мюрата нет в весьма популярном спектакле "Наполеон Первый" (по германской, точнее, гедээровской, пьесе Брукнера).
Этот  спектакль когда-то прогремел в театре на Малой Бронной (1980 - 1983, Эфрос), был возобновлён в 1992ом, и идёт чуть ли не до сих пор; вслед за ТМБ этот "Наполеон" веером разошёлся по провинциальным театрам.
Мюрат отсутствует в мифогенной "Гусарской балладе" (1962) и в "Эскадроне гусар летучих" (1981).

2.

Следует отметить, что в Европе кинематограф тоже словно осознанно отпихивает короля Джоакино, уже, наверно, около столетия.

Французская костюмная фантазия Les beaux jours du roi Murat (1947) и итальянский телевизионный биографический  Murat (1975) с российским экраном никогда не соприкасались, да и на своих родинах этих фильмы уже забыты.

(В старинном американском War and Peace (1956) и в новом французско-итальянском сериальчике Guerre et Paix (2007) Мюрат, вроде бы тоже не прослеживается).

Разве что - не так давно: мелькнули добротно продублированные на русском: натужно разрекламированный, но, увы, плохой французский сериал "Наполеон" (2002)
Но там  король Обеих Сицилий  - всего лишь одна из почти немногословных теней-маршалом главного героя.
В сериале "Наполеон"  Мюрата сыграл Claudio Amendola, телевизионный режиссёр и актёр (Италия), из известной актёрской династии: отец - актёр Ferruccio Amendola, (1930 + 2001), брат отца - композитор Federico Bonetti Amendola, дед и бабушка - актёры Federico Amendola и Amelia Ricci, брат деда - сценарист и режиссёр Mario Amendola, (автор серии про детектива Нико Джеральди).
В "Наполеоне" 1955 года королеву Каролину, жену Мюрата, - сыграла актриса Anna Amendola (р. 1927), позже телевизионный продюсер.
Уверен, что она тоже из этой самой семьи.


Итальянский - не исторический, а, скорее, элегично-философский, что ли, - фильм и  "Fuoco su di me" ("Огонь в моем сердце"), 2006,  - вот он напомнил всерьёз про Мюрата.
Там король Джоакино занимает тоже не слишком много времени, но его образ - в средоточии сюжета.
Итальянского Мюрата воплотил Золтан Ратоти, - венгр, (актёр, ранее известный, но только в пределах родной Венгрии).
Кажется, это единственный актёр, который действительно и внешне чем-о похож на Мюрата исторического.


3.

В СССР, в сталинскую эпоху, театр даже, в какой-т степени, довлел над кинематографом, и был основным воплощением канона.
Некоторое время эталоном наполеоновского легендариума был спектакль "1812 год. Баталия в двух действиях", 1939 год.
(Во время войны пьеса утвердилась под более старорежимным названием - "1812 год. Фельдмаршал Кутузов").
Автор - Владимир Соловьёв ((1907 + 1978), натруженно добротный профессиональный драматург, хватко угадывающий каждый раз веяния идеологических ожиданий начальства, - в 1941 году получил за это произведение свою первую Сталинскую премию.
(Вторая - в 1946 году, - за драму "Великий государь", об Иоанне Грозном).
 "Фельдмаршал Кутузов" пришёлся кстати - во время войны, и его выездные труппы ставили его прямо на фронте.

В этом спектакле "маршал Мюрат" - заметен, хотя и место, отведённое ему, не широко. 

На сайте Ростовского театра имени Горького, - где этот спектакль возобновлён в 2011 году, - сообщается:
" ... исторической постановке этой пьесы В. Соловьева в Ростовской драме в 1941 г. Тогда премьера была приурочена к 130-летнему юбилею Бородино, и с успехом прошла в мае 41-го. В спектакле играли именитые артисты театра: Григорий Леондор, Илья Швейцер, Виллиан Шатуновский, Владимир Молчанов. А через месяц грянула война, спектакль из юбилейного стал боевым. Давали его иногда до четырех раз в сутки, днем и ночью, «Кутузова» смотрели бойцы перед отправкой на фронт. «1812» поднимал боевой дух, и вселял уверенность в победе – сначала в Ростове, а затем и в Коврове, и в Иваново, и в Дагестане, и в Средней Азии, где бы ни побывал эвакуированный из родного города театр. Спектакль стал легендой тех лет.".

Сталинский фильм "Кутузов" (сделан в 1943 году, премьера - 13 марта 1944 года) , - та же "баталия", вынесенная на экран, автор сценария - тот же Владимир Соловьёв.
Фильм был превознесён в 1946 году: сразу три сталинские премии получили рехиссёр, оператор и актёр Дикий, (роль Кутузова).

Там имеется и "маршал Иоахим Мюрат".
Он возник в фильме за двадцать-пятнадцать минут до финала, когда Великая Армия уже отходила из Москвы на Калугу.
Наполеон решает дать новое генеральное сражение.
Мюрат говорит:
- Если сражение будет выиграно той же ценой, что Бородино, я тоже за то, чтобы зимовать в Смоленске.
Затем - минут через шесть, - Мюрат в окружении своих офицеров; на нём - гусарский мундир, мохнатый кивер.
Он рассказывает:
- Император ехал верхом, осматривая позиции. Вдруг, летя карьером прямо на нас, с пиками наперевес, показались казаки. Я и маршал Бессьер заслонили император и стали отбиваться. Ещё минута, и император мог быть убит. Мог быть взят в плен. Но тут подоспели егеря и поляки. Император был совершенно спокоен. Император улыбался.
Ещё раз: минуты за три до конца, - Мюрат сидит у камина, рядом стоят Бертье, Даву, Лористон. Завывает вьюга за окнами.
Мюрат говорит:
- Вы не знаете, господа, зачем нас позвал император? 
 
Мюрата в фильме воплотил  бывший дворянин Николай Бриллинг (р. 1920, красноармеец актёрского взвода Центрального театра Красной армии). Это была его первая роль.
Позже Бриллинг, не став особо заметным, весьма успешно реализовался в советском кинематографе, с 1965 до 1988, до самой смерти, он снимался ежегодно; его роли почти сплошь, две трети,  - это злобные фашистские офицеры и коварные натовские шпионы (в том числе "сотрудник западной спецслужбу Александер" вот всех трёх фильмах эпопеи про Резидента).

И - только что наткнулся: новейший четырёхсерийный полудокументальный проект "1812".
(премьера была 1 сентября 2012 на Первом канале в РФ; вроде бы фильм считается российским, создала его ООО Стар Медиа Про (Московская область, г. Дзержинский), но большинство актёров - из Киева, да и у тех, кто числится в России, поголовно украинские фамилии.
(И даже владелец Стар Медиа Про - некто Заплющенко).
Мюрат там есть, но его даже в титрах не обозначили

Это даже зрители заметили, и на Кинопоиске - такая перекличка:
Shwibz 30 июня 2014: Кто-кто-кто играл Мюрата?!
Kristina 1714 (Москва), 25 июля 2014: У меня такой же вопрос... Кто играл Мюрата?..
rozaluxembourg   14 мая 2019: Мюрата сыграл киевский актер Алексей Череватенко.
(Череватенко - из киевского Театра на Липках, 1985 г. р., весьма востребованный актёр, уже 75 фильмов, в основном - бандиты, капитаны полиции и офицеры спецназа).

Николай Аркадьевич Бриллинг, (Мюрат 1943) и Алексей Аркадьевич Череватенко (Мюрат 2012) - оба этих Аркадьевича с Украины.
Одному было 23 года, другому - 27 лет. ( королю Мюрату в 1812ом - 45 лет).
Кстати, француз Анри Видаль (сыграл Мюрата в 1955) и Алексей Череватенко - весьма похожи друг на друга.
Мелочи, но ведь - метафизические.

Итак: пока что - два русскоязычных фильма, 1943 и 2012, с интервалом в 70 лет; в одном Мюрата играет 23хлетний актёр, в другом - 27летний.
(Королю Джоакино в 1812ом было 45 лет, и выглядел он никак не моложе своих лет).


Рецензии