Казачий патерик, том 1, часть 1, глава 3

3. Надо ли идеализировать казачество?
Казачество не надо идеализировать.
Надо знать его историю, историю своих предков, какой бы она не была. Есть, конечно, соблазн затушевать негатив в прошлом, а позитив приукрасить. Не надо делать ни того ни другого, а объективно смотреть на прошлое и делать выводы что бы не наступать на одни и те же грабли.
А вот ИДЕОЛОГИЮ КАЗАЧЕСТВА надо идеализировать.
Ибо если для нас перестанут быть идеальными понятия о православии, рыцарстве и благородстве, то мы и русскими, а тем более православными казаками называться не имеем право. Казаки являют носителями исконно русской духовно-государственной и национально-народной идеи в чистом ее виде.
 «Что такое казачество?»
Попробуйте задать этот вопрос. Многие будут в затруднении и не смогут ответить ясно и определенно, остальные дадут самые разнородные, по сути, ответы. Каждый будет смотреть со своей точки зрения и, в зависимости от своих чувств, станет награждать его то положительными, то отрицательными эпитетами и качествами.
 «Казачество самобытный народ, особая нация», - не задумываясь, скажет казак с самостийным уклоном.
Противоположностью будет узкий взгляд специалиста: «Казачество – самая лучшая легкая кавалерия».
А дальше на вас посыпяться такие неожиданные определения и противоречивые ответы, что только останется руками развести.
 Причем равнодушных не будет.
«Анархисты и революционеры …»
 «Оплот самодержавия, верные слуги государевы …»
 «Бунтари и разбойники …»
«Охранители порядка, стоящие на страже государственности …»
 «Нагаечники, холопы черной реакции …»
«Самые настоящие демократы, носящие идеи демократии в крови …»
 «Воры, грабители и бездельники …»
«Крепкий хозяйственный элемент, своим исключительным трудолюбием добившийся высокой степени зажиточности …»
«Стражи на границе души: своей, семьи и России»,
«Стражи на границах церкви, как мистического Тела Христова».
Разобраться в этой разноречивости не так-то и просто, и не удивительно, потому что о казачестве было довольно смутное представление не только за границей, но и в России.
На самом деле казачество многогранно.
Во-первых. Казачество многогранно. А каждая грань его, благодаря присущей казачеству действительности, и силе порыва, приобретает такой блеск, что заслоняет собой другие стороны.
Во-вторых. Казачество не застывшая в свое неподвижности масса, а активно развивавшийся живой организм и потому говоря и казачестве следует учитывать фактор времени о каком идет речь.
Казачество до 17 века – сложившаяся к нашему времени историография к нему приписывает
- жителей пограничных населенных пунктов, самостоятельно охранявших границу, а за это имевших привилегию быть свободными от налогов податей и повинностей государству, имея при этом выборное местное самоуправление. Такое было в Византии и на Руси до монголо татарского ига, как и после.
- наемники на охране великих торговых путей и караванов купцов
- разбойники, которые грабили эти караваны
- обитатели великой степи и районов, прилегавших к торговым путям, около крупных рек, история их именует вольными казаками, так как они не находились ни в чьем подданстве,
- сходцы, люди, по разным причинам ушедшие из своей страны, они либо примыкали к первым категориям, либо старались сохранить свой быт прежним. Наиболее массовым это явление было в 17 веке
- первопроходцы, вреди них могли быть представители всех ранее указанных групп казаков,
    В 17 веке сохраняет все свое разнообразие, но показывает себя силой способной влиять на историю стран, в частности на Руси. В это же время на уровне власти Руси приказано считать казаками только тех, кто служит государю. В этот же период начинается длительный период воссоединения России и запорожского казачества, начатая Богданом Хмельницким, в историографии именуется воссоединением Украины и России. Так же этот век отметился церковным расколом и бунтами,
    В 18 веке казачество подчиняют государственной власти Российской империи (далее Р.И.). Боевые качества казаков ставят на службу отчеству, но это не всегда гладко. Десятки тысяч казаков уходят служить врагам России и в основной массе там и растворяются. Кроме Некрасовцев, которые сохранили свою идентичность, оставшись православными. Но если учесть, что численность казачества в РИ выросло до нескольких миллионов, а Некрасовцев вернулось около тысячи человек их ушедших по разным оценкам от 6 до 12 тысяч, то трудно считать это явление благом для казачества.
   В 19 веке казачество полностью превращается в особую военную структуру со своим особенностями. В основной массе несших пограничные функции. Казаки селятся в новых землях среди местного населения, многие из местных причисляют к казакам, так же пришедшие казаки берут в жёны местных, перенимают местные обычаи и традиции, но чаще всего все же оставались православными и только обогащали свою культуру. Хотя не всегда все шло гладко.
   В 20 веке казачество нам более известно по фильмам, книгам, живописи. Оно проходит через тяжелый путь от пика своей популярности к практически полному уничтожению традиционного веками установившемуся укладу жизни, гражданской войне, эмиграции и жизни при богоборческой власти до попыток его возродить перед великой отечественной войной и в конце 80 – х годов прошлого века.
Но так как это возрождение инициировала богоборческая власть, то реконструировались разные внешние признаки казачества, а православие считалось только частью культуры, при чем не самой важной. Возрождали все и все, кто во что горазд. Причем обилие разных форм казачества, особенно до 17 века давала огромный простор для фантазии.
  В 21 веке авторам известны 5 всероссийских атамана, один из них реестровый, находящихся на службе у государства, два претендуют на командование казаками не только в России, но и за рубежами ее.
Но самое печальное – это их количество становится все меньше, примерно уровне десятых долей процента от примерного количества потомков казаков, которые остались не уничтоженными в России в начале 20 века. К православию отношение то же.
И самое печальное в следующем: катастрофу, случившуюся с казаками после переворота 1917 года, считают следствием заговора масонов и прочих врагов, а не результатом грехов, которые надо осознать, понять и исправить в себе. Иными словами покаяться.  Данная же книга о ее лучших представителях. Дабы показать тот идеал, который был у казаков, к которому надо вернуться в современных исторических условиях. Историческая реконструкция здесь слабый помощник.
   Об этом обстоятельстве обычно забывают и выхватывают из его истории удобные каждому факты и подобно сектантам утрируют его и делают самые нелепые выводы чем порождают никому не нужные споры. 
Но в то же время в казачестве есть то, что не меняется не при каких обстоятельствах – это его душа. Понять, а тем более принять казачество может только тот, кто будет стремиться понять это фактор, а не ограничиваться внешними атрибутами.
В своей подавляющей массе казачество – это фольклор: песни и танцы, одежда, умение искусно владеть оружием и конем.
Но самое главное – это духовная сущность казачества остается в стороне. Казак оставался казаком без национальной одежды и оружия. Были и не конные казаки, пластунами назывались. Они просто выполняли другие функции.
Казаками оставались и в плену и концлагерях последователей В.И. Ульянова (Ленина).
Значит, есть фактор, который не зависит от внешнего воздействия. Значит, основа этой идеи должна находиться очень высоко. Они должны быть возвышены до степени религии и если мы обратимся к этому вопросу, то мы будем на верном пути.
Православие более смиренно и снисходительно, и заботливо к личности, в нем ярко присутствует любовь к человеку, как к образу Божию.
Православие исключительно терпимо к другим религиям. Это оно посеяло в казаках стремление искания правды и служения ей. Это оно породило в них уважение к человеческой личности, что и называется свободой. Казаки не зря себя называли «православными лыцарями» и «борцами за веру». Казачество есть идея служения правде и справедливости в духе православия и согласия известным чаяниям, и исконным традициям русского народа, идея, породившая на просторах степей мощное действенное движение военного характера, из которого в историческом процессе многовековой борьбы создалась самобытная группа населения России, имеющая свои особые: характер служения Родине, образ самоуправления и быт.
Отдельно следует сказать о том кто такой воин.
Новосельцев Г.Г. Новосельцев Г.П. Люди за спиной, WWW.DARIKNIGI.RU.2021. – 761 cтр. ISBN 978-5-907426-13-9 Стр. 733.
Продолжение следует


Рецензии
Вы правы здесь очепятка, опечатка

Новосельцев Григорий Петрович   05.07.2023 22:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.