Как Женька в американском кино снимался - 7

                «ПЁТР ВЕЛИКИЙ»,
                или Как Женька в американском кино снимался

                (правда и небылицы из киношных приключений)

                начало в - http://proza.ru/2023/05/28/1387


                7. Зимняя вишня

                «Вот и лето прошло,
                Словно и не бывало.
                На пригреве тепло.
                Только этого мало…»
                (слова из популярной песни Софии Ротару
                «Только этого мало», композитор В. Матецкий,
                автор слов, кто не знает – отец кинорежиссёра
                Андрея Тарковского – Арсений Тарковский)


     «Вот и лето прошло, словно и не бывало…» – с самого утра, пока Женька ехал в метро, в его голове крутилась эта первая строчка известного хита Софии Ротару. Добираться до Военно-морской академии из общежития, в котором обосновалось семейство капитана 3 ранга Коляшина после переезда из Прибалтики в Санкт-Петербург, приходилось долго. С двумя пересадками, больше часа на дорогу получалось. Но разве это много по питерским меркам? «За границей жили, за рубежом и живём!» – шутил «на полном серьёзе» по этому поводу Евгений. Дело в том, что академическая общага, в которой теперь они обитали, располагалась за кинотеатром «Рубеж» в Красносельском районе города. Поэтому на вопрос: где она находится (?), всегда следовал резонный и правдивый ответ постояльца: «За рубежом!».

     Настроение у слушателя, уже второкурсника Коляшина было приподнятое. Все жизненные трудности, связанные с переездом  семьи на новое место службы были позади. Да и учёба давалось легко! Удивлялись в открытую только его одноклассники: что делает «вчерашний» флагманский специалист дивизии (!) надводных кораблей Балтийского флота Коляшин в академии? С его-то опытом службы! Весь первый курс Евгений только и «оправдывался»: другого выбора у него просто не было.

     Бросив прежнее жильё в Лиепае, Коляшины собрали для переезда только самые необходимые пожитки, уместившиеся в трёхтонный контейнер, а сами  – сначала до Риги, а потом скорым поездом до Санкт-Петербурга – к 1 сентября 1993 года прибыли на новое место службы-учёбы Евгения.  Латвия, где в штабе дивизии кораблей охраны водного района служил флагманский артиллерист Коляшин, с лёгкой руки и на пьяном глазу Ельцина, в один миг стала заграницей. Случилось это два года назад, российские воинские части начали постепенно выводиться из Латвийской республики, ведь  военнослужащие и их семьи официально всё это время уже были оккупантами. «Спасибо», Борису Николаевичу! Увезти семью в Россию (хоть куда!) – была задачей №1 для главы семейства. Сдав экзамены и поступив в Военно-морскую академию, в Питер на три года – пусть временно, но в той обстановке это был достойный и хороший выбор! А дальше? Дальше, как получится…

     На выходе из метро «Чёрная речка», где располагалась его «альма-матер высшего военного образования», Евгений мысленно подхватил шлягер Ротару, чуточку изменив лишь слова: «На юге было тепло, только этого мало»…

     Жизнь продолжалась. После успешного окончания первого курса академии, половину летнего каникулярного отпуска, Коляшины провели в Калининграде, а потом ещё на две недели съездили в Крым. Купались в Черном море, загорали, в общем, здорово отдохнули на севастопольской турбазе! Но счастливые отпускные деньки  пролетели  быстро и надо было возвращаться. Кому на учёбу, а кому и на работу в Питер.

     Евгений с сыном Витькой учились: первый в ВМА, второй без троек перешёл в четвёртый класс питерской школы. Дочка Кира там же, рядом с общежитием, посещала «зарубежный» детсад, а супруга Виктория трудилась в городском Комитете финансов. Вике очень повезло с работой! Её прежняя начальница по бухгалтерии Кировского райисполкома, когда в самом конце 80-х годов Женька в Ленинграде повышал свою классную квалификацию, снова взяла её к себе на работу, но уже в главную финансовую организацию Санкт-Петербурга. С повышением! Так в 1994 году для всех Коляшиных наступила очередная, уже вторая осень, в городе на Неве.

     Балтика частенько штормит в это время года и с неба, чуть ли не ежедневно, моросят прохладные дожди. В сентябре бывает и  ветрено, и этот ветер-проказник норовит оборвать первую пожелтевшую листву на деревьях. Но желания заранее настроить себя на душевный пессимизм у горожан нет.  Ведь до зимы ещё так далеко! А вдруг распогодится? Питерцы всегда радуются солнцу. В тот день с самого утра было ясно и по-летнему тепло. Наконец-то в город пришло «бабье лето»…

     Лекции по теории вероятностей и основам исследования операций на втором курсе у слушателей-вооруженцев проходили в большой поточной аудитории академии. Не занятия, а тоска зелёная! Но и она порой веселила людей в погонах. Формулы, формулы, одни сплошные формулы… Порой буквенных обозначений не хватало, чтобы охватить всю математическую премудрость перехода из одного состояния в другое. Это называлось выводом – получением главной формулы! Ну зачем им – флотским офицерам – весь этот процесс?!! Ведь изначально бы все согласились с итоговым результатом. Так нет же! Доходило порой до такого абсурда, что какой-нибудь слушатель в отчаянии спрашивал: «Так по какой формуле надо стрельнуть, чтобы попасть в цель?»! И мудрый педагог, без зазрения совести, как на духу отвечал: «Вот по этой!».

     «Боже, какой кошмар!» – успокаивал себя в мыслях Коляшин. Не формулы решают успех в бою, а исправная материальная часть и опыт управляющего ракетным или артиллерийским огнём. Но, может быть, прав всё-таки был Пётр Великий, сказав, что «артиллерия – не токмо грохот, но и наука»! Вдруг все эти «трёхэтажные формулы» с интегралами, когда-нибудь да пригодятся? Ох, скорей бы закончилась эта лекция…

     Правда один «интеграл» Женьку однажды выручил. Было дело! Впрочем, всех военных он так спасает. Это когда порывом ветра у него с головы слетела фуражка и, покатившись вперёд, нырнула в открытый люк. Вот незадача! Что делать? Пришлось первую попавшуюся на глаза проволоку свернуть «интегралом» и этим крюком доставать свой головной убор. Вот и вся высшая математика! Такие воспоминания неожиданно нахлынули на Евгения под самый конец лекции. Всё, звонок! Занятия закончились, можно и отобедать. 

     – Горяченького захотелось, Петрович? – отвлекли «гастрономическим вопросом» в академической столовой старшего офицера учебной группы Коляшина, но тут же весело сориентировали. – На первое «Борщ ленинградский»! Без мяса…

     – Ладно, лучшее мясо – это колбаса! Давай вставай рядышком, Димон, – улыбаясь, отозвался  Коляшин с подносом на линии раздачи. – А ты, видать, по «украинскому» соскучился? Наваристому, со сметанкой и пампушками? Чего сияешь, как медный таз?

     – Да вот! На факультете в массовку записывают… С киностудии «Ленфильм» приехали. Про «Зимнюю вишню» слыхал?

     – И слышал и смотрел, конечно. Любовный роман! Всё из  нашей жизни. Два фильма…

     – Уже третий делают: «Зимнюю вишню-3»!

     –  Неужели?!! – удивился Евгений и в голове пулей пролетели его прежние «киношные приключения» в массовках. – А когда и куда ехать?

     –  На кладбище какое-то… Машина киносъёмочная у КПП стоит. Привезут-отвезут и даже деньги заплатят. Так желающих нет! Все на обед рванули…

     – Да и мы на крейсер «Петр Великий» собирались… Экскурсия на Балтийский завод вместо самоподготовки! Забыл?

     – На «Пётр» ещё успеем. Тут кино! Решай: либо искусство, либо производство! Начальник факультета, между прочим, сказал, что ради важнейшего ленинского дела – любого отпустит на сьёмки!

     – Даже есть расхотелось… Давай тогда и Серёгу возьмём третьим, – принял решение Коляшин. – Вон он как закуску выбирает! Может пива потом по бутылочке пропустим? На заслуженный-то «гонорар»! Важнейшее из всех искусств – кино – и его пропустить точно никак нельзя. Меня тут, кстати, в отдел кадров вызывали… Потом расскажу зачем!
 
     – Втроём – и веселее, и на троих – приятней, – согласился Дмитрий.

     – Серёга, иди к нам! – окрикнул товарища Евгений.

     …Минуло пять лет (со времени «Зимней вишни-2») и десять лет (с полюбившейся советским зрителям «Зимней вишни-1»). Это много. Жизнь за это время круто изменилась в стране! И если первая «вишня» режиссёра Игоря Масленникова вышла в телевизионный прокат в канун «перестройки» в СССР, то вторая – в самый её разгар! Чем она закончилась люди знают. Советский Союз рухнул. Всё изменилось в жизни, но главное – не стало уверенности в завтрашнем дне у людей. Ни на работе, ни в человеческих взаимоотношениях. Новая Россия стала жить по-новому, с придыханием засматриваясь на капиталистический Запад… На рыночные отношения! Может и мы так скоро заживём в процветании? Эх, лихие 90-е! Мечты и разборки… Как в жизни, так и в кино. Свободы стало с лихвой!

     …У Ольги (актриса Елена Сафонова) в Лос-Анджелесе гостят её родители, приехавшие в канун её дня рождения. С сорокалетием её поздравил, позвонив, якобы из  Парижа с конгресса по геральдике, Вадим (Виталий Соломин), посмеявшийся над своей причастностью к древнему роду Дашковых. Ничего себе начало сюжета!

     Поздравили Ольгу уже взрослый сын и подросшая дочь. Только муж, уехавший в  Перу, не позвонил. Ольга полгода как развелась, но от окружающих это скрывает. Отец (Пётр Вельяминов) недоволен и предлагает дочери поехать к мужу и выяснить отношения. Ольга вдруг соглашается, оставляет родителей с детьми и улетает.  Только не в Перу, а в Париж! Так теперь жили наши люди за рубежом…

     Недалеко от Эйфелевой башни Ольга находит место, где проводится конгресс, однако Вадима на нём нет, равно как и нет современных потомков известного рода Дашковых. Один из устроителей конгресса опровергает циркулирующие слухи о якобы оставшемся в Европе имении Дашковых. Огорчённая Ольга летит в Санкт-Петербург! И тут начинается…

     В родном городе она узнаёт, что Вадим разошёлся с женой (которую все «три сезона» играет Ирина Мирошниченко) и покинул свою старую квартиру. НИИ, в котором работала прежде Ольга, фактически распустили, выгнав научное заведение из занимаемого здания. Ольга заезжает к подруге Ларисе (Нина Русланова), которая открыла своё частное (!) такси. Вторая её подруга, Валя (в её роли Лариса Удовиченко) – в роддоме уже с третьим ребёнком (отец которого опять сбежал). Только им Ольга признаётся, что полгода как развелась. Но где сейчас живёт Вадим, никто из них не знает…

     Заехав на кладбище помянуть бабушку, Ольга встречает бывшего начальника Вадима – Бонча – (Владимир Долинский), который раскрывает, где можно того найти. Однако то, что она увидела – с кем и как Вадим живёт – превзошло все её ожидания. А что дальше? Вспомнили «Зимнюю вишню-3»?

     Вот на этом самом старом кладбище, где Ольга увидела Бонча, произносящего траурную речь у могилы какого-то покойного, и оказалась в массовке тройка  военно-морских офицеров. Секунд 10 в кадре с мрачными лицами и готово. Спешите к экрану!

     Кстати, а главные роли изначально в ещё первой «вишне» должны были играть не Елена Сафонова с Виталием Соломиным, а Наталья Андрейченко и Сергей Шакуров. Но в последний момент Андрейченко отказалась и уехала в США с  Максимилианом Шеллом – Петром I – из «Петра Великого», которого американцы снимали в Суздале.
 
     Так роль Ольги была переписана под Елену Сафонову. Шакуров, едва начав с ней сниматься, также отказался от дальнейшей работы в фильме, и на роль Вадима был утвержден Виталий Соломин, который до этого играл у Масленникова роль доктора Ватсона в серии фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Тем не менее, в сцене на рыбалке, где Вадим и Ольга целуются, показаны ноги Шакурова. Случается и такое в кино!

     …Пиво «служивые от флота» после съёмок в тот день так и не попили. Махнули на троих водки трио «артистов» из массовки «Зимней вишни-3»: Женька, Димон и Серёга. А вот закусили замороженной вишней с Торжковского рынка! Там Серёга – отличник учёбы в академии и балагур по жизни – охранником подрабатывал. Времена были такие… Лихие 90-е они назывались.

     Выпили парни за Военно-Морской Флот и его новый атомный крейсер «Петр Великий» – грозу американских авианосцев! Совсем скоро корабль-исполин должен был выйти из Балтийского завода и убыть на Северный флот.

     А ещё чокнулись «пластмассовыми стаканами» парни за своего старшего офицера учебной группы – Евгения Коляшина. Пришёл приказ о присвоении ему очередного воинского звания «капитан 2 ранга». Заслужил две большие звёздочки на погонах бывший флагарт дивизии Балтийской эскадры разнородных сил! Их и достал он из своего опустошенного стаканчика… Но, как сказал Серёга на рынке: «Это галс, то есть дубль – тренировочный. Завтра обмоем звёзды Петровича по-настоящему». Ну точно, как в кино! И Женька поведал товарищам, как снимался в массовке, ещё лейтенантом - зимой в отпуске, в американском фильме «Петр Великий». Дублей тогда в сцене с казнью стрельцов много было. Слава богу, все остались живы! И «актеры» в массовке, и каскадёры...

     Следующим утром, на построении курса, Коляшина поздравил и вручил погоны «капитана 2 ранга» начальник факультета. Впереди было ещё полтора года кропотливой учёбы. Вся служба была впереди! И история с «Петром Великим» тоже...


                (окончание в эпилоге – http://proza.ru/2023/06/24/53)

           июнь, 2023 г.                Санкт-Петербург

                © Н. Кирюшов, 2023


               


Рецензии
Добрый вечер, Николай!
Ещё вчера прочитала эту главу, но отзыв могу написать только сегодня.
Вы всё правильно выстроили, нашли себя в городе Петра.
И кинематограф не остался в стороне!

Жаль, что суздальские кадры не вошли в фильм. Сколько было испытаний для артистов, каскадёров, съёмочной группы, да и для массовки, мёрзнувшей на морозе! Вы точно сказали, что, главное, "что все остались живы"!

А вот Ваше участие в съёмках "Зимней вишни" 3 стало неожиданностью.
Надо будет посмотреть эти кадры. Кажется, в своё время пропустила этот фильм.
Кстати, дуэт Софроновой - Соломина выглядит более удачным, чем Андрейченко - Шакурова.

Спасибо Вам за интересную повесть!

Светлана Данилина   27.04.2024 21:26     Заявить о нарушении
Доброе утро, Светлана! Тоже задержался с ответом, простите. Рабочая суббота вчера была. Спасибо Вам за прочтение и отзыв. "Зимнюю вишню-3" можно найти в Интернете. Сам этот фильм смотрел там. Улыбался, когда на секунду-вторую мелькнула в кадрах группа морских офицеров... На кладбище! В общем, всё было так, как я и описал в заключительной главе повести. Как же давно ЭТО было! С уважением и теплом к Вам,

Николай Кирюшов   28.04.2024 05:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.