Стр. 7 Хухут Бгажба

         
          
                БГАЖБА ХУХУТ СОЛОМОНОВИЧ
            
          В этом году исполняется 109 лет со дня рождения видного ученого-языковеда, литературоведа, основоположника абхазской литературной критики, лауреата Государственной премии имени Гулиа, доктора филологических наук Хухута Бгажба.

          Знаменитый абхазский языковед Хухут Бгажба родился 15 октября 1914 года в селе Гуп Очамчырского района (в то время - Кодорского уезда) в семье довольно известного в абжуйской Абхазии (Восточная часть Абхазии) человека -  Салумана (Соломона) Бгажба и Матии Капба. Интересно, что о Салумане существует героическая песня, которую сложил народ после того, как отец Хухута отомстил за убийство старшего брата.

          Этот народный фольклор и сама история дошли до наших дней. События эти разворачивались на рубеже веков в живописном селе Ткуарчал, а точнее, в предгорном местечке Ачампазра. Там вместе с тремя сыновьями Екупом, Кяскинджем и Салуманом жил представитель рода Бгажба по имени Едги. Семья пользовалась таким уважением в народе, что даже местный князь Шьмаф Ачба стал недобро смотреть на Едги и его сыновей.

          Особенно – на старшего Екупа, который часто вел себя гордо и дерзко, не хотел опускать головы ни перед кем, даже перед самим князем. Екуп, однако, с детства дружил с сыном князя – Астамыром Ачба. Оба были высокими статными красавцами: где бы они ни появлялись вдвоем, верхом на конях, все взоры были обращены только на них. Но однажды между друзьями случилось страшное.

          Вот как описывает это в книге «Хухут Бгажба» литературовед Руслан Капба: «Как-то Астамыр и Екуп поехали вместе в Самурзакан (ныне город Гал) в гости к знакомым. В те времена такого рода времяпрепровождение – поездки на несколько дней в гости к родственникам, друзьям и знакомым – было в обычае у абхазов.

          На обратном пути друзья завернули и спешились у дома Дырвега Аршба. Хозяин принял гостей, как подобает, накормил и напоил их, а уже вечером они отправились домой. Ехали по кукурузному полю на равнине близ реки Аалдзга (Газидзга) и остановились, подойдя к воротам. Первым ехал Екуп, а Астамыр следом за ним. Когда Екуп наклонился, чтобы открыть калитку, Астамыр в это мгновение вынул пистолет (несомненно, задумал он это заранее), и, приставив его к затылку Екупа, выстрелил в него дважды. Подобный великану мужчина свалился с седла, не успев вымолвить ни слова, и упал перед воротами, которые только что пытался открыть».

          Совершив свое злодеяние, Астамыр Ачба скрылся в доме родственника в селе Члоу. А тело Екупа Бгажба искали на берегах реки Аалыдзга больше месяца, и нашли его около привязанного коня, посыпанным сверху грудой листьев, уже подвергшимся тлению. Это страшное событие заставило уйти из дома братьев Екупа – Кяскинджа и Салумана. Через какое-то время пуля Салумана достигла Астамыра Ачба: Салуман отомстил за смерть брата. На тот момент ему исполнился лишь 21 год.

          Тут же поднялась шумиха — человека, посмевшего убить князя, должны были наказать. Салуман какое-то время скрывался в лесах. Но в глазах простого народа он был героем, добившимся справедливого отмщения. Вот что поется в той народной песне о нем:

         Утром у него убили брата,
         Ровно в полдень отомстил он свято,
         Смелый Бгажба Салуман.
         Пуля, вылетавшая из дула,
   Никогда б за дерево не сдула
   Сына верного крестьян!
   Лютый враг, могучий в поединке,
   Не принудил бы свернуть с тропинки
         Сына верного крестьян.
         За народ была грозна расплата:
         Покарал князей
         За гибель брата.
                (перевод Семена Липкина)

          Кровная месть между родами Бгажба и Ачба с тех пор была очень серьезной и стала причиной стольких грустных событий, что даже сейчас сын Хухута Бгажба и внук Салумана Олег Бгажба (известный абхазский археолог, историк, кавказовед – прим. ред.) не любит об этом вспоминать и рассказывать. По словам Олега Хухутовича, дед долго скитался в лесах и горах, потом был сослан в Сибирь на каторгу, где провел восемь лет.
 
          Потом Салуман вернулся на родину, хотя ему это и было запрещено, обосновался в селе Гуп. Оттуда написал прошение самому императору Николаю II, в котором просил его позволения остаться жить в Абхазии. Это письмо до сих пор хранится в семье Бгажба как семейная реликвия. Так началась мирная жизнь для отца Хухута, хотя даже живя в Гупе и растя детей, Салуман всегда был начеку, опасаясь мести со стороны рода Ачба.

          «Я помню, отец рассказывал, что ему было семь лет, когда он подносил своему отцу (Салуману) пистолет Берлин - Германия, который тот всегда имел при себе, даже когда пахал в поле или делал что-то по хозяйству», – вспоминает Олег Бгажба.
 
          В Гупе Салуман женился на представительнице рода Капба по имени Матиа. У них родилось три сына. Старший умер в детстве, других звали Хухут и Хакибей. Хухуту было семь лет, когда умер отец. Матиа вместе с детьми вернулась в родной дом в село Арасадзыхь. Там встал вопрос о том, в какую же школу отдать учиться Хухута: оказалось, что до Гупской школы нужно каждый день ходить пешком пять километров. Так Хухут попал в семью к двоюродной сестре матери, Татие, в Очамчыру.

          Учился мальчик очень хорошо, благо и педагоги в школе были первоклассные, такие как Фома Эшба и Дмитрий Маан. Иногда он скучал по своим родным, по маме, но, по его собственным воспоминаниям, тетя Татиа была очень добра к нему.

          Он вспоминал: «Хухут, солнышко, – так трогательно нежно говорила со мной тетя Татиа. Учеба и тоска плохо уживаются вместе, знай это, а потом, ведь до Арасадзыхьа рукой подать, можем и проскочить, когда захочешь», – утешала она, когда видела, что тоска по дому охватывает меня».

          После Очамчырской школы родня решила отправить любознательного Хухута учиться в Сухумскую горскую школу. И он вместе с дядей Хуанеем Капба впервые в жизни отправился в Сухум, причем, на пароходе. Это путешествие по морю взволновало сердце юноши, как и вид города, который он называл «жемчужным».

          Дядю и племянника принял директор школы Кондрат Дзидзария. В Горской школе Хухут Бгажба сразу же хорошо зарекомендовал себя по всем предметам, даже по русскому языку, который нелегко давался ребятам из деревень.

          «Получить пятерку у такого строгого учителя, как преподаватель русского языка и литературы В. П. Данкевич, дорого стоило, так как он был невероятно скупым на оценки», - пишет Руслан Капба. Кстати, тот же Данкевич позже преподавал в этой школе русский язык и литературу его сыну – Олегу Бгажба.

          После окончания школы Хухут Бгажба поступил на историко-философский факультет Московского педагогического института, который окончил в 1937 году и вернулся в Абхазию молодым литератором, написавшим к тому времени уже много литературоведческих очерков и статей.

          В Сухуме же на момент возвращения Хухута Соломоновича царила страшная, гнетущая атмосфера. Это был год уничтожения абхазской интеллигенции, многие видные общественные деятели были репрессированы. В 1941 году молодому Хухуту, ищущему в Сухуме жилье, вручили ордер от квартиры Самсона Чанба, который когда-то всячески помогал ему во времена учебы, а на тот момент уже был репрессирован.

          Бгажба от квартиры отказался — совесть не позволяла ему вселиться в опустевшую квартиру Чанба, но отказываться от места секретаря Союза писателей Абхазии было уже опасно. И он занял эту должность. Стоит отметить, что Хухут Бгажба был также членом Советского союза писателей и имел удостоверение, подписанное лично писателем Максимом Горьким.

          В 1942 году молодой ученый устроился на работу в Абхазский институт языка, литературы и истории, занимался языкознанием, с огромной страстью изучал тонкости абхазского языка. Также он писал критические статьи по литературе.

          В Абхазском институте он позже возглавлял отдел языка и литературы, с 1943 по 1953 годы работал заместителем директора по научной части, а с 1953 по 1966 годы возглавлял институт. В то время, когда все абхазское было под запретом и взращивание национальных кадров не приветствовалось, Хухут Соломонович и его заместитель Акибей Хонелия сделали все от них зависящее, чтобы молодые талантливые представители науки могли учиться в лучших вузах Советского Союза, поступали в аспирантуры. Многие из тех перспективных студентов сейчас составляют свет абхазской науки.

          «Когда Хухут Бгажба работал в должности директора Абхазского института, все его силы, возможности, знания и опыт были нацелены на то, чтобы вверенный ему институт в полной мере соответствовал своему высокому назначению. Когда Абхазский обком партии освободил его от должности директора, ученому исполнилось 52 года. Он был в расцвете сил. Хухуту вменяли в вину его книгу «Бзыбский диалект абхазского языка». Люди, далекие от науки, всячески склоняли эту книгу, настроили против него других, не читавших ее, и натравили их на автора, обвинив в измене народу», — пишет Руслан Капба.

          Важнейший труд Хухута Бгажба – «Краткий очерк современной абхазской литературы». Ученый написал монографии о жизни и творчестве многих видных деятелей абхазской литературы — Дмитрии Гулиа, Иуа Когониа, Михе Лакрба, Баграте Шинкуба и других. Таким образом, Хухут Бгажба считается основоположником жанра литературной критики в Абхазии.

          Помимо художественной литературы, Бгажба исследовал фольклор, проблемы языкознания и лингвистики. Хухут Бгажба участвовал в создании таких фундаментальных трудов как «Русско-абхазский словарь», «Очерки истории абхазской литературы», «Грамматика абхазского языка. Фонетика и морфология», «История абхазской литературы» и многих других. Хухут Соломонович занимался и подготовкой школьных учебников по абхазскому языку, хрестоматий по абхазской литературе.
Докторскую диссертацию Бгажба защитил в 1969 году на тему «Фонетико-морфологические и лексические особенности бзыбского диалекта абхазского языка».

          Хухут Бгажба был женат на дочери известного абхазского государственного деятеля Андрея Чочуа, Татьяне. Супруга была ботаником, кандидатом наук, работала в Ботаническом саду. Вместе с Хухутом Соломоновичем они растили сына, Олега Бгажба. Хотя чаще всего Олег находился у деда с бабушкой со стороны матери, в доме Чочуа, где также воспитывали и его двоюродную сестру Жанну Чочуа.

           «Отец был строгий, но ни разу руку на меня не поднял, было достаточно и слова, — вспоминает Олег Бгажба. — Он был полностью поглощен наукой, никого кругом не замечал. Такой весь рассеянный, как это свойственно ученым. Однажды он обещал купить новогоднюю елку, и все забывал. Мы сами купили ее, поставили в доме. Когда он пришел, то сел в кресло и даже не заметил, что рядом стоит елка, пока мы не обратили его внимание на нее».

           Хухут Бгажба не раз бывал в поездках сам, на различных симпозиумах и конференциях, а также встречал в Абхазии именитых гостей: французского писателя Андре Жида, английского писателя Джона Бойнтона Пристли, русского поэта Василия Каменского и других известных людей.

           Хухут Соломонович ушел и жизни 23 декабря 2000 года на восемьдесят шестом году жизни. Его имя исключительно значимо для всех, кто изучает абхазскую литературу и язык. В его книгах, статьях и очерках можно найти множество ответов на самые интересные загадки абхазского языка и литературы, его труды – хрестоматийные для современных филологов и литературоведов.


Рецензии