Зарождение авиации
Пётр I, возглавивший Русское государство в конце ХVII в., отмечал природную даровитость русских людей: «Не мы, а наши правнуки будут летать по воздуху, «аки птицы».
Уже в 1731г. Крякутным было положено начало воздухоплавания. Этот первый в мире полёт отражён в письменных источниках о делах Рязанского воеводства за 1731г.: «В Рязани, при воеводе, подъячий из Нерехты зделал, как мяч большой, надул поганым и вонючим дымом, от него зделал петлю, сел в неё и нечистая сила подняла его выше берёзы и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, он ушел в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь».*
Здесь видны наблюдательность Кряктного над явлениями природы, его творческая мысль об использовании силы восходящего тёплого воздуха, заключённого в лёгкую матерчатую оболочку. Он обоснованно подошел к конструкции своего изобретения, не пытался прикрепить к оболочке какую либо корзину для пилота, а ограничился (очевидно, для облегчения веса воздушного шара) устройством верёвочной петли для сидения. На пути полёта колокольня лишь сократила длительность его и не будь её, нагретый воздух охлаждался, и шар постепенно снижаясь, дошёл бы спокойно до земли. На это, очевидно, и рассчитывал изобретатель – первопроходец.
В дальнейшем, как бы выполняя пророческое завещание Петра I го о летании «аки птицы», М.В.Ломоносов нашёл теоретическое и экспериментальное решение задачи о полёте аппарата тяжелее воздуха.
Практический ум Крякутного, гений Ломоносова, исследования Циолковского, Жуковского, Чаплыгина, а конструкторский талант изобретателя А.Ф.Можайского – после первого полёта его самолёта в 1882г., на два десятилетия опередившего другие страны – сделали Россию родиной авиации.
Таким образом, творческий гений русского народа и выдающиеся работы его учёных в конце ХIХ в. и в начале ХХ в. явились основой для возникновения авиации во всём мире.
*Рукопись «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. Х.» (из книги «Русская техника» В.В.Данилевского 1948 г., стр.405)
Свидетельство о публикации №223062300864