Образ маленького человека в повести Н. В. Гоголя Ш

"Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя "Шинель" ".


  Повесть «Шинель» – одна из лучших в творчестве Н.В. Гоголя. В ней писатель предстает перед нами как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ «маленького человека» со своими радостями и бедами, трудностями и заботами.
  Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой «маленького человека». У ее истоков стояли Карамзин, Пушкин, Гоголь и Достоевский, которые в своих произведениях («Бедная Лиза», «Станционный смотритель», «Шинель» и «Бедные люди») раскрывали читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания. И эта традиция делает тему "маленького человека" актуальной и в настоящее время.


                Биограафия и творческий путь писателя.
  Н.В.Гоголь родился в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика.Его отец Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский увлекался литературой и театром, слыл человеком образованным.Писал комедии на украинском языке,которые ставились на сцене домашнего театра далёкого родственника Гоголей Трощинского в его имении в Кибинцах.
  Если о Лермонтове можно сказать, что вся его жизнь и смерть окутана мистикой, то Гоголя принято называть монахом в миру.Он был намоленным ребёнком. Двое детей у супругов умерли, и мать молила Николая-Угодника,чтобы он послал ей сына, пообещав назвать сына Николаем.Разница в возрасте у Гоголя с матерью была всего 17 лет, и мать всю жизнь оставалась ему другом и помощником во всех его начинаниях.
    В 1818 году Гоголь поступил в Полтавское уездное училище,в котором проучился 1,5 года, а затем был принят в Нежинскую гимназию высших наук, где проучился с 1821 по 1828 год. Интерес к литературе пробудился у Гоголя рано.Ещё в школьные годы он начал собирать библиотеку,тратил на книги все сбережения, отказывая себе во всём.
   В 1825 году он принимает активно участие в гимназическом журнале "Метеор литературы",где публикует стихи,и трагедию "Разбойники".Но,к сожалению, эти опыты не дошли до нас.  С  большим удовольствием Гоголь принимал участие в театральных постановках: рисовал декорации, выписывал пьесы, играл в спектаклях.Очень любил играть стариков и старух.Так,в пьесе "Недоросль" Фонвизина Гоголь сыграл роль Постниковой.
   Летом 1828 года он оканчивает Нежинскую гимназию зимой этого же года отправляется в Петербург. В Петербурге он снимает небольшую квартиру на улице Гороховой.Жизнь в столице была очень дорогой, и Гоголю приходилось экономить и жить очень скромно.
      Всё о чём напишет Гоголь, он либо наблюдал в жизни, либо  сам пережил когда-то. И жизнь маленького человека была ему очень хорошо известна.
     Провожая его в Петербург, мать дала ему денег на уплату земельного налога, но Гоголь  на них издаёт поэму "Ганс Кюхельгантер",написанную в 1829 году.Поэму издаёт под псевдонимом В.Алов. Книга поступает в магазины, но успеха автору не приносит. И тогда впечатлительный Гоголь скупает оставшиеся экземпляры и уничтожает их. Секрет неуспеха "Ганса Кюхельгантера" прост: писатель может написать хорошо только о том, что хорошо знает.
   В 1830 году устраивается  мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных изданий.Живёт в большой нужде. В своих письмах к матери Гоголь просит её сообщать ему истории из жизни украинских крестьян, народные поверья,сказки. Он начинает работу над циклом "Вечера на хуторе близ Диканьки"(1831). В сборник вошли:
-"Сорочинская ярмарка",
- "Вечер накануне Ивана Купала",
-"Майская ночь или утопленница",
-"Пропавшая грамота",
-"Ночь перед рождеством",
-" Страшная месть",
-" Заколдованное место",
- "И.Ф. Шпонька и его тётушка".
В "Вечерах" Гоголь создал образ Ураины, который навсегда вошёл в русскую литературу.
   Главным героем Гоголя является народ. "Вечера на хуторе близ Диканьки" сделали Гоголя известным писателем.
   На протяжении всей жизни Гоголь хранил в своём сердце, и рисовал в своих произведениях три мира: Родина,Петербург,Италия.
   В мае 1831 года Гоголь знакомится  Пушкиным.Осенью 1834 года при содействии Пушкина и Плетнёва Гоголь получает должность профессора всеобщей истории в Петербургском университете, но вскоре с чувством горького разочарования оставляет эту работу.
   В 1835 году выходит сборник"Арабески",в который вошли:
- "О средних веках",
-"О преподавании всеобщей  истории",
- "Взгляд на становление Малороссии" и другие. Пушкин привлекает Гоголя к работе в "Современнике".
  В 1835 году выходи сборник "Миргород", который объединил цикл произведений:
-"Тарас Бульба",
-"Старосветские помещики",
-"Вий",
-"Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".
   Гоголь писатель сложный, загадочный, опередивший  своё время. Разящаая сила смеха соединена в его творчестве с трагическими мотивами и романтическими прорывами в будущее. Яркая особенность его творчества -это оборачиваемость символов. Мистика и бытовые описания очень часто меняются местами, Гоголь умело играет символами.Он умеет посмеяться над силами тьмы, но в тоже время показывает как беззащитен человек перед этими силами.
    В 1839 году Гоголь заканчивает работу над "Петербургскими повестями":
-"Нос",
-" Портрет",
-"Шинель",
-"Записки сумасшедшего",
-"Невский проспект",
-"Коляска",
-"Рим"
    Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над "Ревизором",сюжет которого был подсказан Пушкиным. В 1836 году состоялась премьера комедии на сцене Александрийского театра.
     Летом 1836 года Гоголь уезжает в Германию и 12 лет проводит за границей. В Швейцарии в 1836 году начинает работу над "Мёртвыми душами",сюжет также был подарен Гоголю Пушкиным. Известие о гибели Пушкина Гоголь встретил в Риме.
    В 1845 году появляются первые признаки болезни Гоголя.
    В 1848 году возвращается в Россию.
    В 1850 году была попытка устроить свою личную жизнь, обернувашаяся неудачей.
    7 февраля 1852 года сжигает второй том "Мёртвых душ".
    21 февраля 1852 года скончался в своей квартире в Москве.

                История создания повести «Шинель».
    Впервые повесть "Шинель" была напечатана в третьем томе собраний сочинений Гоголя в 1842 году. Работа над ней продолжалась с 1839 по 1841 годы.Повесть "Шинель" одна из повестей цикла "Петербургские повести".
    Однажды при Гоголе был рассказан анекдот о бедном чиновнике, утопившем на охоте ружьё. Охотник положил его на нос лодки, густой тростник стянул ружьё в воду. С расстройства чиновник в пал в горячку по возвращению домой.
    Летом 1839 года была написана одна из первых редакций" Шинели",она называлась "Повесть о чиновнике, крадущем шинели.." Бытует мнение,что Достоевский однажды сказал, что "все мы вышли из"Шинели" Гоголя". Ведь именно после появления этого произведения тема маленького человека в русской литературе станет критерием реализма и гуманизма. Но сам термин "маленький человек" был придуман Чернышевским.
    Петербург выбран Гоголем неслучайно.Надменный и величественный город равнодушен и безжалостен к судьбе "маленького человека". Впервые эту тему затрагивает Пушкин в повести "Станционный смотритель".
Жанр "Шинели" определён как повесть, хотя  объём произведения  не превышает 20 страниц.Но видовое название повесть дано произведению за громадную смысловую насыщенность несмотря на простоту сюжета.
             Образ "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель".
   Образ "маленького человека" в русской литературе.
Творчество многих русских писателей проникнуто любовью к обыкновенному человеку, переживаниями за его нелёгкое существование в большом и зачастую очень жестоком мире.
  Одним из первых, кто коснулся темы "маленького человека",был А.С.Пушкин. В 1830 году он заканчивает цикл "Повести Белкина" и в повести "Барышня-крестьянка"писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта, но останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека». "Станционный смотритель" тоже раскрывает перед нами образ человека, раздавленного жизненными обстоятельствами.
  Эта тема пронзительной нотой звучит и в другом произведении Пушкина в "Медном всаднике". В 1833 году появляется «Медный всадник» Пушкина, в котором «маленький человек» с трагической судьбой выражает робкий протест против бесчеловечного самодержавия. По формуле литературоведа Ю. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей».
     Образ «маленького человека» : это не знатный , а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаяния человек. Имеется ввиду не просто человек без чинов и званий, а, скорее, социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест, исходом которого часто становятся безумие, смерть.
   Герою повести «Станционный смотритель» чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни. Стоит где – то не перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция, где живут чиновник Самсон Вырин и его дочь Дуня – единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. И вдруг ее увозят тайно от отца в Петербург. Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин, не сумев «вернуть заблудшую овечку», умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».
  Сочувствием к "маленькому человеку" пронизана вся повесть, и Пушкин идёт дальше, он рисует жизнь во всём её многообразии, показывает, что опасения Вырина не оправдались.Не самая плохая судьба была уготовлена его дочери.Писатель не ищет виноватых, он просто на контрастах помогает нам увидеть трагедию отдельно взятого человека.
Эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя послужил началом для галереи образов "маленьких людей" в русской литературе.
  В творчестве Ф.М.Достоевского тема "маленького человека" стала сквозной. Практически в каждом романе Достоевского мы сталкиваемся с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире.
 Роман Ф.М.Достоевского "Бедные люди" проникнут духом гоголевской "Шинели". Повествование о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием составляет содержание романа. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт – «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один на один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью. Любопытная деталь, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Герой Достоевского с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее.
  Следует отметить, что у Достоевского появляется принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими они были у Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира.
  А.П.Чехов-писатель, творивший на переломе эпохи. И веяния нового времени приводят к тому, что в развитии образа «маленького человека» намечается тенденция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. С другой стороны, «маленький человек» опускается , превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах А.П. Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».
   Чехов уже в первых своих рассказах поднимает вопрос духовной деградации человека. Он рисует образы так называемых «футлярных» людей – тех, которые настолько ограничены в своих устремлениях, в проявлениях собственного «я», настолько боятся переступить рамки, установленные либо ограниченными людьми, либо ими самими, что даже незначительное изменение в привычной жизни приводят порой к трагедии.
  Персонаж рассказа «Смерть чиновника» Червяков – один из образов «футлярных» людей, созданных Чеховым. Червяков в театре, увлеченный пьесой, «чувствует себя на вершине блаженства». Неожиданно он чихнул и – происходит страшное – Червяков обрызгал лысину старичка-генерала. Несколько раз герой приносит свои нижайшие извинения генералу, но успокоиться так и не может, ему постоянно кажется, что «оскорбленный» генерал все еще сердит на него. Доведя беднягу до вспышки ярости и выслушав гневную отповедь, Червяков будто бы получает то, чего он так долго и упорно добивался. «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и…помер». От страха. «Футляр» не позволил Червякову подняться над собственными страхами, преодолеть рабскую психологию. Чехов говорит нам о том, что человек, подобный Червякову, просто не мог бы жить дальше с сознанием такого «ужасного преступления», каковым ему видится нечаянный поступок в театре.
С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», - сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Ваше-ство».
                "Маленький человек" в повести "Шинель".
   Образ главного героя Акакия Акаиевича  имеет две точки видения:
-духовное и физическое убожество, старательно выводимое Гоголем на первый план,
-произвол и бессердечие окружающих людей.
Соотношение этих точек видения и составляют гуманистический пафос произведения.
«Шинель» о судьбе маленького ,забитого человека, о его скудной душе. Но о том ли повесть? Всё спрятано Гоголем в деталях. Повесть начинается словами: «В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте.
Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякий частный человек считает в лице своем оскорбленным всё общество.» Это как раз говорит о личном опыте Гоголя, который успел поработать в различных местах. Однако писатель не делает обобщения и ограничивает круг «в одном департаменте ,один чиновник». Далее он рисует нам портрет этого самого чиновника: «чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! виноват петербургский климат». Что мы видим в портрете главного героя? Человек нас не привлекает пока что, он не вызывает у нас и чувства жалости, можно лишь сказать, что внешность его неказиста. Читая произведение дальше мы узнаём, что наш герой является титулярным советником. А вот тут уже возникает необходимость призадуматься о контексте того времени. В существующем «Табели о рангах» титулярный советник занимал 9 класс. Если перевести в воинское звание, то это капитан, старший из младших офицеров. Он мог бы командовать батальоном. Но образ чиновника никак не позволяет нам вообразить героя в этой роли. А сдругой стороны, Пушкин пошёл после Царскосельского лицея служить 11 классом , в разы ниже нашего героя. Следующий ранг –коллежский ассесор,8 класс позволял получить дворянство. Но нашего героя Гоголь называет
«вечным титулярным советником». Почему? Да потому что Акакию Акакиевичу Башмачкину не хватает высшего образования, чтобы получить 8 класс ,а то бы он спокойно служил дальше. Гоголь мастерски разбрасывает по полю произведения детали, которые иной раз противоречат друг другу. С одной стороны можно позавидовать усердию чиновника, а с другой стороны, он не стремиться двигаться дальше, ибо всё что его увлекает в жизни-это переписывание текстов: «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью. Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу». Статский советник –это чин генерала.
   Далее Гоголь отсылает нас к имени героя. Акакий Акакиевич в переводе с греческого означает невинный, незлобливый. Кгода имя дублируется в отчестве, это означает некое усиление качества человека-безобиден.
««Ну, уж я вижу, – сказала старуха, – что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом и произошел Акакий Акакиевич. Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник.»
  Имя в значительной степени предопределяет тип человека ,а так же его жизнь в какой-то мере. Таким образом у нас из деталей постепенно вырисовывается портрет героя.
  Никто не мог припомнить, когда Акакий Акакиевич поступил на работу в департамент, никто не мог припомнить. Мир меняется вокруг, но ничего не меняется в жизни чиновника: «Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так
что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове.»
  Далее мы видим ,что никто не уважал Акакия Акакиевича, и даже помимо всяких издевательств его появление сравнивали с пролетающей мухой: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Это очень значимая деталь, ведь сам по себе человек –это образ Божий, а когда его сравнивают с насекомым, да ещё и с мухой, то это говорит высшей мере презрения и неуважения, нивелируя в нём понятие человека.
«Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». И уже вот тут то и заставляет Гоголь задуматься над тем, кто собственно хуже:
неприметный ,тщедушный человек, который заключил жизнь свою в переписывании бумаг или люди, которые считают себя высшим обществом, но при этом с лёгкостью унижают ,обижают того ,кто не может им достойно ответить? В этом весь Гоголь, он разбрасывает детали, собирая которые читатель делает совершенно неожиданные для себя открытия:
   «И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто всё переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами:
   «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный
молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным».
   Завязка в повести происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич узнаёт, что у него испортилась шинель:
«Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то что он старался перебежать как можно скорее законное пространство. Он подумал, наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели. Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка: сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась.» Для нашего героя это большая трагедия и вот почему: во-первых, это событие насильно вырывает его из его привычного и такого для него уютного мира, мира письма; во-вторых, это грозит расходами. С того момента как у Акакия Акакиевича появляется новая шинель, появляется некоторое напряжение в повествовании: «Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо. Дороги он не приметил вовсе и очутился вдруг в департаменте; в швейцарской он скинул шинель, осмотрел ее кругом и поручил в особенный надзор швейцару. Неизвестно, каким образом в департаменте все вдруг узнали, что у Акакия Акакиевича новая шинель и что уже капота более не существует. Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича.
   Начали поздравлять его, приветствовать, так что тот сначала только улыбался, а потом сделалось ему даже стыдно. Когда же все, приступив к нему, стали говорить, что нужно вспрыснуть новую шинель и что по крайней мере он должен задать им всем вечер, Акакий Акакиевич потерялся совершенно, не знал, как ему быть, что такое отвечать и как отговориться. Он уже минут через несколько, весь закрасневшись, начал было уверять довольно простодушно, что это совсем не новая шинель, что это так, что это старая шинель. Наконец один из чиновников, какой-то даже помощник столоначальника, вероятно для того, чтобы показать, что он ничуть не гордец и знается даже с низшими себя, сказал: «Так и быть, я вместо Акакия Акакиевича даю вечер и прошу ко мне сегодня на чай: я же, как нарочно, сегодня именинник».
   Кульминация наступает в тот момент ,когда бедного чиновника грабят и раздевают на улице: «У него затуманило в глазах и забилось в груди. «А ведь шинель-то моя!» – сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову, примолвив: «А вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. Чрез несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади. Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь прямо к будке, подле которой стоял будочник и, опершись на свою алебарду, глядел, кажется, с любопытством, желая знать, какого черта бежит к нему издали и кричит человек. Акакий Акакиевич, прибежав к нему, начал задыхающимся голосом кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека. Будочник отвечал, что он не видал ничего, что видел, как остановили его среди площади какие-то два человека, да думал, что то были его приятели; а что пусть он вместо того, чтобы понапрасну браниться, сходит завтра к надзирателю, так надзиратель отыщет, кто взял шинель». Мир рухнул. Никто не поддержал и не защитил человека, который является членом этого общества, который старательно выполняет на благо обществу ежедневно кропотливую работу, а взамен не получает никакой помощи.
   От горя и беспомощности своей Акакий Акакиевич заболевает и гибнет:
«Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич. Он не слышал ни рук, ни ног. В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом, да еще и чужим. Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель. Так сильно иногда бывает надлежащее распеканье! На другой же день обнаружилась у него сильная горячка. Благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать, и когда явился доктор, то он, пощупавши пульс, ничего не нашелся сделать, как только прописать припарку, единственно уже для того, чтобы больной не остался без благодетельной помощи медицины; а впрочем, тут же объявил ему чрез полтора суток непременный капут. После чего обратился к хозяйке
и сказал: «А вы, матушка, и времени даром не теряйте, закажите ему теперь же сосновый гроб, потому что дубовый будет для него дорог». Слышал ли Акакий Акакиевич эти произнесенные роковые для него слова, а если и слышал, произвели ли они на него потрясающее действие, пожалел ли он о горемычной своей жизни, – ничего этого неизвестно, потому что он находился всё время в бреду и жару». И это очень печально, ведь из-за обычной вещи, казалось бы ,гибнет человек. А может это результат равнодушия и жесткости общества? А может это гибнет не человек, а милосердие в сердцах людей? И второй раз возникает вопрос: так о чём же это произведение? Так ли уж мал человек в этом мире?
   Однако Гоголь показывает на примере Акакия Акакиевича к чему может привести скудность души. Человек замкнулся в своём мире, он мог бы двигаться дальше, но он не двигается. Он занимается накопительством всю жизнь, но сам не знает для чего. Речь его бедна и состоит из глаголов, местоимений и междометий:-«это, того как его.» А ведь человек от другой твари Божьей отличается тем, что может говорить и мыслить. А наш герой практически бессловесен. Весь смысл его жизни заключён в переписывании и накоплении капитала. А в Евангелии говорится: « Не собирай богатств земных, кои смогут похитить воры, собирай же богатства небесные, ибо где богатства ваши, там и сердце ваше.»
Дальше мы видим ,как в подтверждении этой истины, в городе появляется приведение, очень похожее на Акакия Акакиевича, которое срывает с людей шинели. Это и говорит о том, что душа его неприкаянной осталась из-за того ,что пропала шинель. И тут происходит ещё один парадокс Гоголя-мы понимаем, что Акакий Акакиевич не мелкий чиновник, а совершенно бездуховная личность. И теперь ,если мы вернёмся к началу повести и прочитаем описание внешности Башмачникова, то поймём, что внешняя несимпатичность не что иное, как отражение внутреннего содержания человека. Маленький человек мал потому, что он бездуховен. Гоголь и ставит этот вопрос так, что призывает людей не быть живыми мертвецами, мёртвыми душами.
   Развязка происходит тогда, когда приведение срывает с генерала шинель и успокоенное покидает город.
Новаторство Гоголя состоит в том, что он соединил в одном произведении реальность и фантастику и впервые использовал такой литературный приём, как гротеск. Гротеск – причудливое смешение в образе реального и
фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.
Он на контрастах показал, что такое бездуховность и к чему она приводит. Его повесть является яркой иллюстрацией библейских истин.
В петербургском цикле Н. В. Гоголь выступил и как писатель, и как исследователь русской жизни. По словам Н. В. Степанова, Петербург показал Гоголю изнанку жизни, резкие контрасты и противоречия богатства и бедности, деспотизма власти, пошлости и гнусности господствующих классов и полного бесправия, униженности и забитости простых тружеников; научил различать за парадной внешностью столицы ее оборотную сторону -- тяжелую и безрадостную жизнь бедняков
  Гоголь выступает с одной стороны адвокатом «маленького человека». Он продолжает и углубляет тему, намеченную Пушкиным в «Станционном смотрителе», «Медном всаднике». Широта социального охвата и резкость постановки вопроса о бесправном положении «маленького человека», гуманный пафос петербургских повестей Гоголя знаменовали уже новое понимание жизни, появление демократических тенденций в русской литературе» Но с другой стороны предостерегает людей от духовной нищеты.

                Критики и современники Гоголя о повести "Шинель".
  Тема «маленького», бесправного человека, идеи социального гуманизма и протеста, так громко прозвучавшие в повести «Шинель», сделали ее этапным произведением русской литературы. Она стала знаменем, программой, своего рода манифестом натуральной школы, открыла собой вереницу произведений об униженных и оскорбленных, несчастных жертвах самодержавно-бюрократического режима, взывающих о помощи, и прокладывая путь последовательно-демократической литературе. Эту великую заслугу Гоголя отметили и Белинский, и Чернышевский.
  Мнения критиков и современников автора о гоголевском герое разошлись. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». Белинский усмотрел в фигуре Башмачкина мотив социального обличения, сочувствия к социально угнетенному «маленькому человеку». Но вот точка зрения Апполона Григорьева: «В образе Акакия Акакиевича поэт начертал грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя» 
  А Чернышевский назвал Башмачкина «совершенным идиотом». Как в «Записках сумасшедшего» нарушены границы разума и безумия, так и в «Шинели» стерта грань между жизнью и смертью.
  Герцен в своем произведении «Былое и думы» вспоминает, как граф С.Г. Строганов, попечитель Московского учебного округа, обращаясь к журналисту Е.Ф. Коршу, сказал: «Какая страшная повесть Гоголева «Шинель», ведь это приведение на мосту тащит просто с каждого из нас шинель с плеч»
Гоголь сострадает каждому из героев повести как «обмелевшему» Божьему созданию. Он заставляет читателя увидеть за смешным и обыденным поведением персонажей их расчеловечивание, забвение того, что так пронзило одного молодого человека: «Я брат твой!». «Знаменательные слова» пронзили только одного молодого человека, который, конечно, услышал в этих словах заповедное слово о любви к ближнему, «много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…»
  Фантастический финал повести «Шинель» – немая сцена. Не смущение и расстройство поселяет Гоголь в душу читателей концом повести, а осуществляет, по мнению литературоведов, искусством слова «водворение в душу стройности и порядка».


   Повесть «Шинель» сконцентрировала все лучшее, что есть в петербургском цикле Гоголя. Это – поистине великое произведение, справедливо воспринимавшееся как некий символ новой реалистической, гоголевской школы в русской литературе. В определенном смысле это символ всей русской классики 19 века. Разве, подумав о маленьком человеке, одном из главных персонажей этой литературы, мы не вспоминаем сразу о Башмачкине из «Шинели»?
В «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Человека одинокого, неуверенного, лишенного надежной опоры, нуждающегося в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдывать его: он вызывает одновременно и сострадание, и насмешку.
В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким. Тот же Чехов, показывая «футлярных» людей, в одном из писем к сестре восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!». Зоркий глаз художника , подмечая пошлость, лицемерие, тупость, видел и другое – красоту хорошего человека, как, например, доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья»: скромный врач с добрым сердцем и красивой душой, который живет для счастья других. Дымов умирает, спасая ребенка от болезни. Вот и получается, что не так уж мал этот «маленький человек».



IV.Список литературы:

Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика. - М.: Искусство, 1995.
 Афанасьев Э.С. О художественной повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Литература в школе. – 2002. - № 6. – с. 20 – 24.

Белый А. Мастерство Гоголя. - М.: Л., 1934.
 Бочаров С. Петербургские повести Гоголя // Гоголь Н.В. Петербургские    повести. – М.: Сов. Россия, 1978. – с. 197- 207.

Вайскопф Михаил. «Птица-тройка и колесница души»: Работы 1978-2003 годов. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.


Гоголь Н. В. Избранные сочинения. В 2-х томах. Т.1. - М.: Худож.лит., 1978.- 574 с.

Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. - М.: Гослитиздат, 1959.

Данильцева З.М. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» // Литература в
школе. – 2004. - № 4. – с. 36 – 38.
Золотусский И. Гоголь. - М.: Молодая гвардия, 1984. – 527 с.
Золотусский И.П. Гоголь и Достоевский // Литература в школе. –
2004. - № 4. – с. 2 – 6.
История русской литературы 19 века. 1800 – 1830-е годы / Под
ред. В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. – М.: Просвещение, 1989. –
448 с.

 Лебедев Ю.В. Историко-философский урок «Шинели» Гоголя //
Литература в школе. – 2002. - № 6. – с.27 – 3.
 Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
 Машинский С. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение, 1971. – 512 с.
 Никифорова С.А. Изучение повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Литература в школе. – 2004. - № 4. – с. 33 – 36.
 Ревякин А.И. История русской литературы 19 века. – М.: Просвещение, 1977. – 559 с.
Трунцева Т.Н. Сквозные темы в русской литературе 19 века. Тема «маленького человека» //Литература в школе. – 2010. - № 2. – с. 30 – 32.
Электронный ресурс: https://www.opojaz.ru/manifests/kaksdelana.html  Б.М.Эйхенбаум "Как сделана "Шинель" Гоголя".Дата обращения 17.04.2023


Рецензии
Весьма oбстoятельная и интересная рабoта.

Мара Рушева   25.06.2023 12:01     Заявить о нарушении
Большое спасибо!

Марина Терехова 2   25.06.2023 14:00   Заявить о нарушении
работа на уровне курсовой работы; вроде бы написано все правильно, и источники приведены, какие надо по теме. Но все это пето-перепето на сотни рядов

Владимир Дмитриевич Соколов   22.09.2023 13:37   Заявить о нарушении
Да,соглашусь,что тема исследована достаточно подробно.Но для меня она была интересна,и Вы верно заметили,что это именно курсовая работа.Спасибо за замечание.

Марина Терехова 2   22.09.2023 17:47   Заявить о нарушении
Причем, видно, что ваш подход к теме несколько отличается от того, как трактовалась тема в наше время. Для нас маленький человек -- существо сугкбо страдательное, но имеющее свой внутренний богатый мир. А кроме того, в его сознании зреет протест. Вы же в соответствии с нынешними веяниями отмечаете, что "образа 'маленького человека' раздваивается... он опускается , превращаясь в ограниченного мещанина". Все-таки прогресс.

И еще. "Новаторство Гоголя состоит в том, что он соединил в одном произведении реальность и фантастику и впервые использовал такой литературный приём, как гротеск". Что касается гротеска, то в мировой литературе этот прием и до Гоголя был с бородой. А вот в соединении реальности и фантастики Гоголь прямиком отталкивался от Гофмана. И даже не скрывал этого. Что, впрочем, никак не упрек писателю, а наоборот признание его заслуги: он сумел связать опыт европейской литературы с русской реальностью

Владимир Дмитриевич Соколов   22.09.2023 18:35   Заявить о нарушении
Огромное спасибо за содержательные замечания!Благодарность от всей души!!

Марина Терехова 2   22.09.2023 18:44   Заявить о нарушении