Глава 015. Вёльфль. Симфония соль-минор

Йозеф Вёльфль
Симфония соль-минор op.40
Оркестр «Pratum Integrum»
Павел Сербин (дирижер)

alexa_minsk: Первое в Архиве произведение композитора, соперничавшего в свое время с Бетховеном.

DzhiTi: Достойный соперник, что и говорить!

Aelina: Присоединяюсь к Вашему мнению, хотя бетховенолюбы могут и возмутиться. Лично я, кроме его Семнадцатой сонаты и второй части Восьмой ничего больше не люблю.

Intermezzo: Падаю в обморок!

yarunskiy: А, что, Бетховена нужно обязательно любить и замуж за него выходить?

Intermezzo: Нет, необязательно, конечно.
Хотя, я все равно никогда не пойму, как можно не восхищаться Седьмой, Двадцать первой, Двадцать девятой, Тридцатой, Тридцать первой и Тридцать второй сонатами, Шестой и Восьмой симфониями, поздними квартетами...

victormain: Четырнадцатой и Двадцать восьмой — не меньше. И Третьей симфонией, и Скрипичным концертом, и... Ну, какой хороший композитор все-таки!

alexa_minsk: Сохранились сведения, что между Бетховеном и Вёльфлем состоялась очная «фортепианная дуэль», где победил Бетховен. Что ничуть не удивительно. Бетховен — он и есть Бетховен.

liudmila_leto: Одним из очевидцев совместных концертов Бетховена и Вёльфля был Игнац Риттер фон Зейфрид (композитор, дирижер, теоретик, пользовавшийся огромным авторитетом в Вене). Вспоминая эти поединки, он пишет:

«Не успел Бетховен благодаря некоторым своим сочинениям произвести в Вене фурор и завоевать репутацию пианиста высшего класса, как в последние годы уходящего столетия ему нашелся достойный соперник — Вёльфль. Тогда здесь возобновилось нечто похожее на старые парижские баталии между глюккистами и пиччинистами: многочисленные меломаны в имперской столице разделились на две партии. Поклонников Бетховена возглавлял любезнейший князь Лихновский; к ревностным покровителям Вёльфля принадлежал барон Раймунд фон Ветцлар. У него была вилла (в Грюнберге, недалеко от летней императорской резиденции — Шёнбрунна), где и местные и иностранные любители искусства проводили летние месяцы, находя подлинно британскую вежливость, гостеприимство и, вместе с тем, приятное и желанное убежище. Здесь происходили в высшей степени интересные поединки двух Колоссов, которые доставляли неописуемое наслаждение избранному, но нередко многочисленному обществу. Оба музыканта приносили молодые плоды своего вдохновения; то один из них позволял своей пламенной фантазии вольный, ничем не сдерживаемый бег; то они, сидя за двумя фортепиано, по очереди импровизировали на темы, которые сами давали друг другу; то в четыре руки сочиняли каприччио, которые, будь они записаны в момент своего рождения, вне всякого сомнения, избежали бы тлена»

Такова была стартовая площадка, с которой Вёльфль и Бетховен начинали свой путь в 1790-х годах. Соперники в фортепианном искусстве, они серьезно расходились в отношении к большим оркестровым формам. В отличие от Бетховена, Вёльфль не изобретает радикально новых приемов, а лишь очень осторожно играет с хорошо известными, но, пожалуй, именно в этом одно из парадоксальных свойств его стиля: типичное не воспринимается как давно наскучившая условность, классический канон воплощен в них вдохновенно и живо.

Безусловно, в его симфониях многое может напомнить и о Моцарте, и о Гайдне, и о Бетховене. Но когда слушаешь Вёльфля, его не хочется ни с кем сравнивать; он настолько изобилен и своеобразен, что, забыв о его современниках и соперниках, искренне восхищаешься простыми гаммами, дразнящими форшлагами и множеством других мелочей, наполняющих румяную атмосферу его музыки.


Рецензии