Ответственное назначение

Глава I. Лютик

После назначения Аллы Нортон на должность временно исполняющей обязанности начальника Департамента научных изысканий, в её личной жизни начались проблемы. В какое бы время Андрей Зотов, её жених и будущий муж ей не звонил, ей всегда было не до него: то совещание Межпланетного комитета, то заседание координационного совета собственного департамента, то участие в следственных действиях по разбору деятельности бывшего руководителя подразделения, то разбор бумаг, то прямая линия с Президентом. В конце концов, Андрей, из деликатности, звонить перестал. Вначале её это радовало, потом обижало, а потом стало безразлично.

Мать Аллы Альбина Игоревна долго хранила нейтралитет. Но после того, как дочь в очередной раз отказалась встретиться с женихом (устала, сегодня не могу), госпожа Летова взорвалась: - Ты что творишь, ненормальная?
- А, что такое? - опешила Алла.
- Хочешь без наследников меня оставить, да?
Нортон побаивалась матери в таком состоянии. Обычно выдержанная и молчаливая Альбина Игоревна просто искрила от негодования.
- Мамуля, да в чём дело?
- А в том, что я теряю дочь, а твой жених – невесту. Лично я уже привыкла, что ты на меня прикрикиваешь, да за прислугу держишь, но с Андреем я тебе такое проделывать не дам. Впервые на твоём пути появился достойный человек – умный, порядочный, заботливый. А ты, вертихвостка, этакая, унижаешь его невниманием.
- Мама, но что же делать, мне такую ответственную работу поручили. Не всем же роль домохозяйки подходит.

Вот этого ей совсем не стоило говорить.
Альбина Игоревна сорвала с себя передник, в котором почти всегда ходила, и швырнула его в лицо родной дочери: - На меня намекаешь, мерзавка? А ты когда себе в последний раз еду готовила?
- Мамуля, прошу тебя, не обижайся. Я твоих заслуг не умоляю. Но, ведь, у каждого своя судьба.
- А вот это ты верно сказала, милочка. А теперь сядь-ка и послушай, что я тебе расскажу.
- Ма, я устала смертельно.
- Потерпишь. Я с тобой не часто откровенные беседы веду.

Нортон замолчала и покорно села в кресло. Её мать приосанилась и встала в позу оратора.
- Ну, так вот. Что ты обо мне знаешь, дорогая, кроме того, что я умею хорошо пироги готовить?
- Ну, как, много знаю: что училась ты вместе с Иваном Степановичем в школе, считалась его невестой, а потом вышла замуж за принца Омара Согана. Потом родилась я, тебя притесняли на родине жениха, ты сбежала на Землю, и здесь вновь обрела своего Летова.
- Это правда. А то, что я училась на переводчика и была лучшей на курсе, ты знаешь? Что после возвращения на Землю не сразу вышла за Летова, а работала какое-то время в Департаменте межпланетных дел? А что мне предлагали возглавить дипломатическую службу, ты знаешь?
- Нет, первый раз слышу.
- То-то.  А, ты в курсе, почему я отказалась от такой блестящей карьеры?
- Откуда мне знать?
- А потому, курочка моя ненаглядная, что твоему отчиму светило новое звание, а вместе с тем и руководство вновь создающимся Департаментом собственной безопасности. А как тебе должно быть известно, родственные связи и кумовство у нас в правительстве не приветствуются. И передо мной встал выбор: любящий муж и вечный домашний передник, или блестящая карьера. Надо говорить, что я выбрала?
- Прости, я не знала. Но у нас же с Андреем так вопрос не стоит.
- Да что ты? А ты вообще-то в курсе, что в жизни твоей семьи происходит? Тебе известно, что генералу Летову предложили должность советника Президента, а на его место Андрюшу двигают?
- Ну и дела. Но почему он мне об этом сам не сказал?
- А когда, изволь спросить, он тебе это должен был сказать? Тебе же не досуг.
- И он уже согласился занять папино место?
- Почём мне знать? Но он же у нас рыцарь. Понятное дело, что, если ты за него согласишься замуж выйти и при этом продолжишь свой карьерный рост, ему придётся тебе уступить.
- А если не выйду?
- Тогда тебе будет лучше квартиру отдельно от родителей подыскать.
- Спасибо, мамочка.
- Да, на здоровье!
И Альбина Игоревна, подобрав передник, выплыла из гостиной.

***
Зоолог Фреда Мотыль, в замужестве Куперчик, как временно исполняющая обязанности руководителя Лаборатории № 13, старательно вникала в то, чем занимаются её сотрудники. После смерти биолога Вероники Трулёвой на её место поступила невеста старшего лаборанта Ильи Довзора, девушка тихая и исполнительная. Неделю назад состоялась свадьба, но о «медовом месяце» новобрачные даже не заикались. Динара Довзор понимала, что ей не стоит качать права, чтобы не лишиться столь желанного и долгожданного места. А Илья уже привык работать без выходных.
- Заметь, Фреда, - с гордостью говорил старший лаборант новой начальнице, - я ведь недаром Нортон столько раз говорил про Динару.
- Да уж, все уши ей прожужжал.
- И что, ты не довольна? И исполнительна, и чистоплотна, а уж какой специалист.
- Да, специалист, - задумчиво протянула Фреда.
С некоторых пор она стала замечать определённые странности в поведении новой сотрудницы. В обязанности той, например, входило выращивание, из искусственных эмбрионов, подопытных сущностей. В своё время, настойчивая борьба зоозащитников за права лабораторный мышей закончилась полной победой первых, к вящей радости последних. После этого Нортон и предложила перейти на эмбриональных биороботов, даже диссертацию защитила на эту тему. Существа эти жили не более месяца, зато приносили ощутимую пользу человечеству.
Так вот, Динара Довзор носилась с этими подопытными бедолагами, как с собственными детьми. Она давала им имена, и старалась, по возможности, продлить их бренное земное существование.

- Пойми, Динара, - увещевал её генетик Гена Куперчик,- они же не живые, у них нет разума. Это просто кусочки материи.
- Я понимаю, - соглашалась, бледнея Динара, - но, пожалуйста, не делай им больно.

- Слушай, Фреда, объясни хоть ты нашей дурище, что интеллекта у этих её подопечных нет, - жаловался биолог Армен Гунидзе.
- Поговори ты с ней, а то она самые лучшие экземпляры от меня прячет, - вторил ему зоолог Курт Желков.
На что генетик Ольга Сомова, мать двоих малолетних головорезов, возражала:
- Ну, что вы её тюкаете-то, у неё, может, материнский инстинкт проснулся.
- Это не к нам, это к Довзору, - парировал Гунидзе.

Фреда нагрянула в лабораторию биологов неожиданно. Динара спохватилась лишь тогда, когда за её спиной возникло руководство.
- Это что у тебя? – удивлённо спросила Мотыль-Куперчик, указывая на какое-то существо, размером с ладонь.
Динара как раз расчёсывала, маленькой щёточкой, редкие волосёнки на голове некоего страшненького существа, на бескостном и бесформенном тельце которого было одето голубенькое платье. Ручки и ножки у уродца отсутствовали, зато на верхней части туловища, условно принимаемой за голову и лицо, имелось нечто, напоминающее глазки и ротик. Носа у созданьица не было, потому что дышали эмбриональные сущности (как их называли официально) через поры.

Довзор вздрогнула и затряслась всем телом. Потом взяла себя в руки и, видимо, приняв какое-то решение, сказала уверенно и спокойно: - Это мой Лютик.
- Кто-кто?
- Я назвала её Лютик.
В этот раз задрожать пришлось уже Фреде, потому что существо открыло голубые глазки и испытующе воззрилось на Мотыль.
- Ты её вырастила из эмбриона? Не верю.
- Она – симбиоз. Там есть доля лабораторного материала и часть от моего застывшего эмбриона.
- Ты что, рехнулась? Эксперименты на живых организмах караются по закону. Хочешь в рудники или в психушку, выбирай.
- Мне всё равно, но Лютика я Вам не отдам. К тому же, моя мёртвая девочка не может считаться живым организмом.
- Ну, ладно. Тогда забирай своё чучело и ступай на ковёр к нашему руководству. Пусть Нортон решает, что с тобой делать, а я не собираюсь из-за тебя работы и свободы лишаться.
- Как скажете. Только я сейчас её подготовлю к перемещению.

***
Исполняющая обязанности главы Департамента научных изысканий Алла Нортон с интересом взирала на странное существо, помещённое на её рабочий стол. Фреду она предусмотрительно отпустила, и осталась наедине с Лютиком и её создательницей.

- Знаете, Динара, мне приходилось видеть множество мутантов, но это, пожалуй, самое оригинальное существо. Скажите, пожалуйста, а как Вы определили пол этого создания?
- А Вы не будете смеяться?
- Попробую.
- Лютик - страшная модница. Я ей нашила кучу одежды, а она выбирает только то, что ей под цвет глаз подходит. Видите, какие у неё чУдные голубые глазки?
- Скажите, Динара, у Вас в детстве были куклы?
- Вы тоже, как Илья, считаете, что я не наигралась в детстве?
- Вы правы, сейчас это не так важно. Ваша Лютик интересует меня, скорее, как специалиста по мутациям. Сколько ей уже дней?
- Нам исполнилось два месяца.
- Два месяца? Но, это же невозможно. Они не живут больше недели, мы их так запрограммировали.
- Не сердитесь, пожалуйста, но Вы сейчас ошибаетесь. При хорошем пригляде они у меня и до месяца доживают. А Лютик и того больше.
- Что Вы там ещё подмешали, кроме собственного генного материала? И откуда у неё волосики? Признавайтесь, это очень важно.
- Понимаете, я не хотела Илье говорить. У меня, в предыдущих отношениях, наблюдались проблемы с деторождением. Застывшая беременность и всё такое. Я и раньше экспериментировала с собственным материалом. А тут мне повезло в вашей Лаборатории оказаться.
- Ну и Вы, понятное дело дорвались? А Вы – талантливый генетик, как я вижу.
- Поневоле. Просто несчастная женщина, которая хочет и не может родить собственного ребёнка.
- Но Вы же понимаете, Динара, что я не могу Вам позволить подобные эксперименты в своём ведомстве? Меня же вместе с Вами в психушку упрячут. После восстания биороботов во Вселенной запрещены подобные эксперименты. Так что, я вынуждена буду Вас уволить, для Вашей же собственной безопасности.
- А Лютик?
- Её Вы можете забрать, если гарантируете, что никто и никогда о ней не узнает.
- Но я не смогу ей создать нужную среду. В лаборатории другой микроклимат и все жизненно важные препараты.
- Сочувствую, но ничем не могу помочь. Понимаете ли Вы, что я должна заявить о Ваших экспериментах в компетентные органы? Для того и создавалась особая полиция при Департаменте по работе с мутантами, чтобы бороться с подобными явлениями. Ваш Лютик подлежит уничтожению.
В этот момент созданьице, которое мирно возлежало в стеклянной коробке, открыло глазки и издало слабый стон.
Нортон дёрнулась, как от удара током, а Динара схватила коробку и начала её трясти, словно бы убаюкивая ребёнка.
- Я не отдам её никому, слышите, - зашептала, как в бреду, Динара, оглядываясь на дверь, словно опасаясь, что вот-вот нагрянет особая полиция и заберёт её дитя.
- Так, всё, - Нортон резко встала из-за стола, - давайте сюда Вашего Лютика, я сама с ней поработаю, поехали в Лабораторию.

- Да, кстати, почему Лютик? – поинтересовалась Алла, когда они выгружались из её машины перед зданием, в котором располагалась Лаборатория № 13.
- Потому что груднички гулят, а она люлит. Ну, издаёт похожие звуки.

***
Нортон попросила Президента о личной встрече, на которой сообщила, что намерена начать новое исследование.
- Господин Президент, несмотря на развитие медицины во Вселенной, множество женщин остаются бесплодными. ЭКО – вещь не надёжная и опасная для здоровья. А  проблема эта реальная, которую надо решать. Позвольте мне взять эту тему?
- За докторскую диссертацию решили сесть? А как же новая должность? Вы же, благодаря случаю, можете подняться на несколько ступенек в карьере.
- Я – космобиолог, а не управленец.
- Хотите осчастливить человечество, как Ваш бывший руководитель?
- Хотя бы меньшую часть этого человечества.
- Ну, что ж, Алла Нортон, дерзайте, я порекомендую Межпланетному комитету выделить Вам грант. Но, учтите, если почувствуете, что не тянете, лучше честно признайтесь. У нас, конечно, высокий уровень науки, но какие-то вещи нам ещё не даются. Ну, Вы понимаете, о чём я.
 - Конечно.  Благодарю Вас за доверие, господин Президент!
- Не стоит. Для дочери одного моего друга и ученицы другого мне ничего не жаль.

***
  Через месяц чествовали генерала Летова, получившее новое назначение.
- Советник – это должность предпенсионная, - говорил Иван Степанович, в ответ на поздравления друзей и домочадцев. Я там один из десятка таких же аксакалов. – А вот за Андрея я рад, Он должность начальника Департамента собственной безопасности заслужил. И за Турову тоже рад.
- Иван Степанович, мы с Ольгой должны Вас за это благодарить, - подал голос Зотов.
- Да, брось, Андрюша, эта особая полиция всем поперёк горла встала. Как их у мутантов забрали, они пошли такие дела закручивать. И за мной топтунов пустили, и за другими начальниками департаментов. Даже до главы Межпланетного комитета добрались. Но это же не их дело. Даже наш Департамент собственной безопасности себе такого не позволял. Всё это против них же и обернулось. А после внутреннего расследования много там чего нашли. Вот их Марк, вместе с замом, и поспешил по собственному желанию уволиться. Так что, их служба теперь нам передана, в качестве отдела. Ну, и подумайте, кого я мог на должность начальника этого подразделения предложить, как не Ольгу. Да она же бесценный сотрудник и криминалист, каких мало. Что до Андрея, то его лично знает Сам. Так что, кандидатуру в момент одобрили. Правда, Алусик с должности ушла. Мне это обидно. Ну, что такое начальник Лаборатории против главы Департамента?
- Папа, я не жалею. Для меня наука важнее. А руководить должны те, кто в этом понимает. Я права, мама?
- Тебе виднее, дорогая.

Глава II. Война эмбрионов.

Динару Довзор в последнее время преследовали неудачи. Сначала, во время одного совершенного безобидного эксперимента умерла Лютик. Несчастная эмбриошка глубоко вздохнула, после чего закатила свои прекрасные голубые глазки и затихла навсегда.
Затем, к Динаре охладел собственный муж, узнавший о её бесплодии.
На работе дела шли не шатко не валко: не хватало опыта, да и отношения с начальницей не клеились. Энергичная Алла Нортон требовала от всех полной самоотдачи, а Динара после собственных несчастий была полностью деморализована.
В довершение всего она влюбилась. Борислав, так звали предмет её обожания, был мужем генетика Ольги Сомовой, что само по себе уже придавало оттенок недозволенности этому чувству.

Сомова, конечно, сразу заметила, какие взгляды бросает коллега на её мужа, но не придала этому никакого значения, в свете своей собственной любовной истории с биологом Арменом Гунидзе. Но через какое-то время Сомова всё же решила просветить руководство.
- Алла, Динарка в Бобика влюбилась.
Нортон подняла на свою сотрудницу невидящий взгляд. Потом, как бы очнувшись, спросила с интересом: - В какого бобика?
- Ну, в Борислава. Ты же сама его так прозвала.

Это была правда. Алла, за глаза, называла мужа Сомовой этим обидным прозвищем за его склочный характер. Он постоянно с кем-то что-то выяснял, на кого-то жаловался. И при этом считал себя борцом за справедливость. С недавних пор Бобик поднялся по службе, и в этом была ещё одна причина, по которой Нортон не питала к нему симпатии. Когда Алла отказалась от должности начальника Департамента научных изысканий, там началась полная чехарда: каждый член правительства пытался пропихнуть туда своего ставленника. Сначала это была дама из отдела планирования полётов, затем какой-то дипломатический работник. И каждый раз они начинали свою деятельность с проверки работы всех подведомственных отделов. Лаборатория №  13, которой руководила Нортон, почему-то вызывала повышенный интерес проверяющих. То ли потому, что на него выделялись крупные денежные дотации, то ли из-за повышенной секретности проводимых там работ. Вот и нынешний временно исполняющий не прошёл мимо детища Нортон. Этого человека звали Алтимер Рейвис, а его правой рукой как раз и был пресловутый Бобик, который почти круглосуточно теперь торчал в Лаборатории.

- И что вы, девки, в нём находите? – неодобрительно покачала головой Нортон, в ответ на признание Сомовой.
- Слушай, я выскочила за него в восемнадцать лет. Он мне тогда казался верхом совершенства. Но после пятнадцати лет брака, за которые я от него трижды уходила, могу признать, что была полной идиоткой.
- И остаёшься, судя по тому, что до сих пор с ним не рассталась.
- А ты попробуй. Он, - то на жалость бьёт (грозит покончить с собой), то детьми спекулирует, то и ещё того хуже.

Нортон не стала выяснять, что может быть хуже двух первых пунктов. Она лишь тяжело вздохнула: - И зачем я дала себя Довзору уговорить? Он меня два года обрабатывал, чтобы я его Динару на работу взяла. Она же полностью повёрнута на теме деторождения. Космобиолог из неё средний, а уж проблем она мне подкидывает немеренно.
- А что, ты считаешь эмбриональную тему неперспективной?
- Да нет. Просто вначале мне показалась, что мы что-то нащупали, когда Динара с Лютиком экспериментировала. Но чуда не случилось, прорыва тоже. Есть кое-какие задумки, только из-за постоянных проверок мне и работать-то некогда. А грант президентский, между тем отрабатывать надо.
- Слушай, у меня тоже есть кое-какие мыслишки. Могу тебе их набросать?
- Давай-давай. Но сначала надо убрать отсюда лишние уши.
- Ты про Бобика?
- Про него.
- Да, мне он тоже совсем не к месту сейчас. Ты же знаешь, Армен наконец-то решил с женой развестись.
- Хочешь стать мадам Гунидзе номер четыре?
- Почему нет? Всё лучше, чем Сомова номер один.
- Тогда тебе должно быть на руку увлечение Динары.
- Да, ты что? Бобик же, как свою власть над девкой почувствует, тут же ею манипулировать начнёт. И тогда нам всем мало не покажется.
- Думаешь, стучать ему на нас будет?
- Не сомневайся. А его руководство ох как нашими разработками интересуется. Если ты не в курсе, у Рейвиса самого докторская на тему ЭКО. 
- Слушай, а это же идея. Предлагаю им помочь. Слушай внимательно…

***
Алтимер Рейвис в космобиологии разбирался с горем пополам, зато приходился близким родственником одному значительному лицу, который таскал своего братца за собой, в надежде, что тот ему когда-нибудь пригодится. А зачем сам Рейвис таскал за собой Борислава Сомова, не понимала даже собственная жена Алтимера. Она прекрасно знала цену Бобику, и заверяла мужа, что «от этого кретина ничего хорошего не жди» и «вот увидишь, он тебя так подставит, мало не покажется». Но Рейвис «глупую бабу» не слушал, потому что Бобик сумел нащупать ахиллесову пяту руководства – тщеславие, и пел такие рулады уму и практичности «Алтимера великолепного», что у последнего теплело на сердце. Надо ли говорить, что верил он своему заму безоговорочно.

- Так ты уверен, что они там биороботов делают?
- Да не сойти мене с этого места. Ольга моя об этом случайно проболталась, правда испугалась и отступного дала. Так я сделал вид, что и не слышал ничего. А ещё у меня там одна поклонница завелась, я через неё всё, что угодно вызнать могу. Так вот, она мне один документик вынесла секретный, полюбуйтесь.
Сомов протянул шефу анатомический рисунок мужской фигуры.
- Ну, и что эта мазня означает?
- Не мазня, а рисунок нортоновского биоробота. Вот видите точки на теле с номерами? Это и есть их ноу-хау. Вы же космобиолог с мировым именем, мне ли Вас учить?
- Ладно, разберёмся. Только ты не будь дураком, не выноси больше оттуда ничего. Лучше пусть твоя любовница переснимает всё на видеофон.
- Да Вы что, они же видеофоны при входе оставляют. Секретная лаборатория, как никак.
- Хорошо, пусть тогда перерисовывает, а уж я тут спецов подключу, если что.

***
- Слушай, Нортон, возвращайся к нам, пожалуйста, а то на твоё бывшее место начальника Департамента научных изысканий таких ослов присылают, что просто диву даёшься.

Леон Веретута, её старинный приятель-космобиолог заскочил домой к Летовым на выходных. Именно он был тем спецом, которому Рейвис поручил расшифровку листочков, заботливо подброшенных Аллой и Ольгой и украденных Динарой со стола руководства.

- Вот что это такое, объясни, будь другом? Мы же по этим рисункам анатомию в университете изучали.
- Так и есть.
- А наш баран, видимо, решил, что ты секретное оружие разрабатываешь.
- Ну, скажи ему, что это биороботы последней модели. И ещё, определись, пожалуйста, Рейвис - осёл или баран? Кстати, оба эти животные такие милашки.
- Подруга, ты зря так веселишься. Этот придурок ведь может вместо меня кого-нибудь из твоих недоброжелателей отыскать. А те ему так всё это расшифруют, что тебя по судам затаскают.
- А что мне делать, Леончик, подскажи?
- Иди к особистам, кланяйся в ножки Туровой. Говорят, она баба что надо. Пусть она тебе накопает что-нибудь на Рейвиса с его дружком, а ещё лучше на того, кто интересы этого дебилоида в Межпланетном комитете лоббирует.
- Благодарю за совет.
- Да не за что. Пойду нашему недоумку отчёт по расшифровке писать.
- Леон, а хочешь я это сама сделаю?
- Буду признателен, а то у меня свидание с девушкой горит.

***
Довзор забежал в кабинет Нортон посреди рабочего дня. На нём не было лица.
- Алла, мне очень жаль, что я тебя подвёл.
- Ты о чём, Илюша?
- Я насчёт Динары. Она, оказывается, занимается научным шпионажем. Я её за руку поймал.
- И что?
- Как это что? Запер её в кабинете Ольги Сомовой, где и поймал. И сразу к тебе.
- Слушай, Илюша, отпусти её, пожалуйста.
- Вот так просто?
- Не просто. Скажи, что ты меня не застал. А пока шёл, передумал на неё доносить. Пусть забирает, что хочет и уходит. Да, пусть ещё заявление по собственному напишет. Припугни её, чтобы бежала без оглядки, пока её вместе с её подельниками не прихватили.
- Понял тебя. Вот, змеюка подколодная.
- А, может, просто несчастная запутавшаяся женщина?
- Несчастная? Да она мне призналась сейчас, что с Бориславом спуталась. Получается, она не только сама изменщица, но ещё и у приятельницы мужа увела.
Я, к твоему сведению, давно уже неладное почуял. А теперь, вот, твёрдо решил – разведусь, при первой же возможности.
- Это твоё дело, Илья. А теперь я поеду, а ты отпусти её минут через десять.

***
Помощь Ольги Туровой не понадобились. Сотрудники Департамента научных изысканий написали письмо Президенту, в котором пожаловались на своё безграмотное руководство, и попросили вернуть Аллу Нортон, как самого компетентного руководителя и порядочного человека из всех ранее побывавших на указанном посту.

Рейвиса перебросили на кадры в Департамент косморазведки. Но Бобика, в этот раз, он с собой почему-то не взял…

А Аллу Нортон, несмотря на её возражения, поставили, без испытательного срока, на должность начальника Департамента научных изысканий.
В Лаборатории № 13 тоже появился новый руководитель. Место Аллы заняла её подруга Фреда Мотыль. Сомова и Гунидзе, после развода со своими вторыми половинками, решились на гостевой брак. Довзор тоже развёлся, заочно, так как  Динара исчезла в неизвестном направлении. Поскольку Борислав тоже куда-то пропал, можно было бы предположить, что они уехали вместе.
А программу «Лютик» прикрыли до лучших времён.


Рецензии