глава1. 1. Дети прадеда. Андрей Ефимович Ермольчев

Андрей Ефимович был младшим в семье Ермольчевых.  Родился он в Гурьеве      13 декабря 1910 г., умер 25 декабря 1973 г. в возрасте 63 лет от туберкулеза, которым болел с 1959 года.
После смерти родителей от тифа в гражданскую войну (1920 г.), в возрасте 10 лет остался сиротой. Был помещен в детский приемник, который был открыт новой, советской властью в реквизированном (социализированном) у его же родителей двухэтажном доме на углу улиц Красноармейской (Уральской?) и Хивинской (Баутина), у базара. Улицы в Гурьеве изначально имели направление и названия походов казаков и расходились радиально от центра.
Андрей помнил, как в 1921 году во время белоказацкого мятежа, возглавляемого Киселевым, с ребятишками наблюдали из окна дет приёмника уличный бой. Тогда шальной пулей был убит один из воспитанников дет приёмника. Основные бои проходили в центре города, на улице, позже получившей название Боевой, затем Гагарина (район книжного «Кагиза» в советское время). Ходила молва, что Киселев отличался особым бесстрашием и его не брали пули .
На улице Уральской располагались дома Бахина, Алексея Шилина,(его дома были также на Пугачевской (ранее …) А также войсковая школа (7 комнат).
Через год Андрея взяла на воспитание (под опеку) в семью Головановых. Евгения Терентьевны Голованова (урожденная Чеснокова) была сестрой его матери Вассы Терентьевны.  Евгению Терентьевну все называли Еней, бабой Еней.
В семье был сын Николай, в воспоминаниях упоминается еще об одном трагически погибшем (утонувшем) глухонемом сыне. Внук Анастас (Станислав) Николаевич Голованов рассказал семейную легенду, связанную с дедом -  тот, де пришел пешком из Уральска и женился на Евгении Терентьевне.
Жили они на Бухарской стороне на улице Пионерской, напротив старого города, на берегу Урала, у лодочной переправы. Имели добротный дом с садом, который спускался к воде и поливался при помощи своей ветрянки. Хозяин имел парусную будару, или реюшку и занимался рыболовством. По воспоминаниям, носил бороду, как многие казаки, особенно старообрядцы.
Помощник был очень кстати семье. Тем более в те годы в ходе «борьбы с беспризорностью» проходила компанию по передаче детей из приютов в семьи. Андрею предлагали усыновление, но мальчишка не захотел этого.
Как было принято в казацкой среде, мальчик рано стал участвовать в рыбном промысле. Уже с 13 лет брали с собой на рыбалку на море. Он хорошо изучил корабельное дело, научился управлять парусом. Судно было достаточно большим, имело кубрик, трюм, в который загружалась рыба, управлялись с ней 4-5 человек. 
 
Реюшка
Грузоподъёмность реюшки достигала 5 — 6 тонн, длина составляла 8 — 11 метров, ширина — 3 метра, осадка примерно 0,7 метра, команда 3 — 4 человека.
Парусное вооружение достигало по площади 16 — 35 м2, оно состояло из косых парусов и размещалось на двух мачтах. Грот-мачта могла быть съёмной и размещалась недалеко от миделя, фок-мачта смещена в носовую часть, где располагался кубрик. Средняя часть предназначалась для хранения снастей, а в корме был открытый отсек.
Поисковый лов предполагал быстрые переходы из одного места на другое, поэтому реюшки обладали хорошей маневренностью. Как правило, пойманная рыба перегружалась на рыбницу[3].

 
Будара. Бударка

Астраханская — лодка длиною 2—3; саж., шириною 2;—3 фут. и глубиною 1—1; фут.; поднимает груза 10—30 пуд., углубляясь на ;—1 фута; служит 5—7 лет. Имеет одну мачту и отличается острою носовою частью с большим уклоном, или навесом, вперед. Энциклопедический оварь Брокгауза и Ефрона

Став самостоятельным Андрей всегда поддерживал связь со своей опекунской семьей. Хотя очень жалел, что ему не довелось учиться, получить образование.  Осталась у него и обида за невыполненное обещание. Случилось так, что опекуном был продан дом - уцелевшее наследство покойных родителей, переданное по мужской линии. Было дано обещание, купить ему другой по достижении совершеннолетия, самостоятельности. Этому обещанию не суждено было сбыться.
Но это не мешала ему быть благодарным своим опекунам. Традиционно на праздники – Рождество и Пасху он со своей семьей приходил поздравить их. Названный брат Николай Голованов с женой Татьяной Артемьевной приглашались на семейные праздники.
 
Голованов Николай и Андрей Ефимович с гармошкой.
Стоят Анна Федосеевна и Анна Ефимовна

 В 1931 году Андрея призвали в РКРА (Рабоче-крестьянская красная армия).  Служил он в войсках НКВД на станции Губаха Свердловской области. Тогда служили 3 года и еще 2 года числились в долгосрочном отпуске и привлекались на сборы.
Служба в армии Андрея помогла спасти опекунскую семью от угрожавшего ей раскулачивания.
Сохранились смутные воспоминания об обыске в усадьбе деда Голованова, о том, что были найдены религиозные книги, закопанные в огороде. Он был арестован и пробыл некоторое время под следствием.
После армии, в 1934 году, Андрей женился на Анне (Нюре) Федосеевне Черновой. В 1935 году у них родился первенец Владимир (умер в 1936 году).
До 1940 года Андрей Ефимович работал и жил с семьей на нефтепромыслах в Доссоре, Косчегыле. В этот период родились дочь Валентина (1937 г) и сын Евгений (1939).
Заработав денег, Андрей Ефимович с семьей в 1940 году вернулся в Гурьев. Был куплен небольшой домик-мазанка у базара, на улице Красноармейской, рядом с местом где проходило его детство. Домик был с плоской крышей и глинобитными полами. Состоял из одной комнаты, единственная печка топилась мазутом.
Бабушка Устинья Матвеевна Чернова (урожденная Парфенова), (мачеха Анны, родную мать она не помнила) жила неподалеку от дома семьи Ермольчевых на улице Хивинской (Баутина) 19, угол Ворошилова. Дед Федосей Акимович был репрессирован в 1937 году.
Прадед Аким в свое время был станичным атаманом в Редути. Известен как героический участник битвы при Икане (о нем подробно в отдельной главе).

 
Гурьевский базар. На прилавках осетровые, черная икра

 Андрей Ефимович получил специальность электромеханика-дизелиста. За хорошую учебу он был отмечен направлением на продолжение учебы на рабфак в Москву. Но семью и малых детей он, конечно, оставить не смог.
Андрею Ефимовичу удалось до и после революции окончить всего несколько классов школы, в том числе возможно войсковой, что находилась на их улице, либо церковно-приходской, как его сестры. Несмотря на это он имел хороший уровень знаний, обладал аналитическим умом и хорошей памятью. Сын рассказывает, что Андрей любил читать и часто обсуждал, пересказывал и объяснял прочитанное, заходившим на огонек родственникам, друзьям, соседям. Жили они тогда тесно, в одном дворе было несколько домиков, заборов не было, но сохраняли добрые отношения.
Несмотря на раннее сиротство, Андрей хорошо усвоил и хранил принципы и навыки жизни, усвоенные в родительской семье. Был он порядочным и честным человеком. Своих детей учил не лгать, не брать чужого, не драться, не ябедничать, быть аккуратными. Порой они спрашивали у него – а почему сверстникам больше позволено, а нам нельзя, отвечал -  вы не должны забывать из каких семей я и ваша мама.
О своей семье он рассказывал скупо, как и все в те суровые времена. Но все же дети немного узнали о деде и бабушке, отец показал им усадьбу родителей, благо жили неподалёку. Но существовал некий рубеж, за который нельзя было заходить с лишними вопросами – ответом был только пристальный взгляд в глаза и тяжелый вздох.
Был при этом он человеком мягким и добрым, в семье никогда не ругали и тем более не поднимали руку на детей, которых было девятеро. Несмотря на то, что все ютились практически в одной комнате мазанки, в ней всегда был порядок. Тон задавал отец -  придя с работы, иногда в сезон непролазной гурьевской грязи, он тщательно отмывал свои сапоги, смазывал их жиром и ставил на просушку, чистил щеткой одежду, всегда был аккуратным и подтянутым. Ему приходилось много и тяжело работать, чтобы прокормить большую семью. Кроме основной работы важным подспорьем была рыбалка, в которой он поднаторел в приемной семье. Богатый тогда рыбой батюшка Урал-Горыныч кормил рыбой и помог выжить в суровые голодные годы многим горожанам.  Жили рядом с Уралом. Летом сажали огороды и выращивали овощи, бахчевые, тыквы, которыми запасались на зиму.
С началом войны Андрей Ефимович, работая на городской электростанции, получил бронь, как специалист.  Ему пришлось работать с женщинами, которые заменили ушедших на фронт работников.  Продолжение следует


Рецензии
Прекрасный генеалогический очерк, Людмила! Написано простым, неказённым языком, отчего Ваш рассказ читается легко и с удовольствием. Особенно понравился мне абзац про Еню (Евгению). Моя тётя часто упоминала в рассказах Еньку, а я никак не мог взять в толк, что это за имя такое чудное. Поначалу думал, может калмычка какая в родственники к нам затесалась. А потом случайно осенило - Евгения. Ну, а когда нашёл Евгению в Метрических книгах и вовсе легко на душе стало. Вот и в Вашем рассказе много воспоминаний стариков, которые никакими архивными справками не заменишь. Именно от стариков мы узнавали про житьё - бытьё наших предков. Тыквы - это же, как второй хлеб уральцев. Вспоминаю своё детство, где тыква была на каждом шагу. Куда не заглянешь: под кровать, в катух, в духовку, в карман, везде тыква или семечки. Да, и рыбу с икрой довелось застать. Вообщем, есть что вспомнить...
С уважением, Николай.

Николай Панов   11.07.2023 19:26     Заявить о нарушении