Разговор

Разговор
Оригинальный сценарий
Альберт Асаарти





























helpusergroup@gmail.com
whatever177@yandex.ru


ИНТ.КУХНЯ.УТРО

Из комнаты на кухню заходит зевающий ПАВЕЛ(38). Павел рост ниже среднего с немного лишним весом. На нем майка и ночные штаны в полоску. Он смотрит на кухню где суетится его жена ЖЕНЯ(36).

ПАВЕЛ
(зевая)
Доброе утро.

Женя отвечает хмуро, не глядя на Павла.

ЖЕНЯ
Доброе.

Женя худощавая светловолосая девушка, под глазами синяки от недосыпа.

В узкой кухне под потолком закреплен телевизор на котором идет передача «Доброе утро». Женя суетится на кухне около полугодовалого ребенка сидящего за столом в стульчике для кормления. Слышно как на плите громко жарится яичница которую Женя готовит Паше каждое утро.

От знакомого запаха подгоревшей яичницы Павел передергивается, но не показывает вида.

Павел проходит в ванную.

ИНТ.ВАННАЯ.УТРО

Узкая ванная комната. Вмещающая в себя ванную, унитаз и раковину с шкафчиком над ней.

Павел умывается холодной водой; после берет зубную щетку и выдавив экономно зубной пасты начинает чистить зубы.

ЖЕНЯ
(растягивая)
П-а-ш-а, иди сюда.

Павел выходи из ванной с зубной щеткой во рту. Пена от пасты вокруг его рта.

Женя стоит не оборачиваясь смотря на телевизор с ложкой в руке.
ПАВЕЛ
(бубня)
Что ты хотела?

Женя все еще глядя в телевизор.

ЖЕНЯ
Посмотри.

Павел подходит ближе и видит на канале бегущую строку.

«Сегодня утром в средней школе №15 неизвестный открыл стрельбу. Полиция оцепила район. Наши журналисты ожидают дальнейших событий на месте происшествия. Более подробно в сегодняшнем выпуске местных новостей в 9 часов.»

Бегущая строка на красном фоне продолжает повторятся снова и снова.
 
ЖЕНЯ
(завороженно)
Это же твоя школа?

ПАВЕЛ
Вроде бы да.

Ребенок брякает по столу рукой, напоминая о себе. Женя выходит из ступора, подходит к ребенку и продолжает его кормить с ложки.

ПАВЕЛ не обращая внимания на жену быстро идет в ванную, прополаскивает рот водой, заходит в спальню.

ИНТ.СПАЛЬНЯ.УТРО

В комнате стоит спальный гарнитур, небольшая кровать рядом с которой стоит детская кроватка.

ПАВЕЛ открывает платяной шкаф, на автомате бросает необходимые вещи на кровать. Брюки, рубашка, галстук и пиджак вместе с носками лежат на кровати. Он быстро переодевается выскакивая из комнаты в коридор.

В прихожей коридора от спешки он ломает задние борта своих туфлей. Схватив по привычке свой портфель он открывает входную дверь.

ЖЕНЯ
(удивленно)
Ты куда собрался?

ПАВЕЛ
В школу. Ну все пока!

ИНТ.ЛЕСТНИЧНЫЙ ПРОЛЕТ. УТРО

Павел выскакивает за дверь, бежит вниз по лестнице. Женя выскакивает следом за ним пытаясь его остановить. Она кричит ему вслед между перилами.

ЖЕНЯ
Зачем!? Тебя не пустят туда!

Не услышав никакого ответа кроме быстро удаляющихся шагов она заходит в квартиру недовольно бормоча.

ЖЕНЯ
Придурок! Думала поможет мне сегодня.

НАТ.ТЕРРИТОРИЯ ШКОЛЫ. УТРО

Добравшись до школы на городском транспорте ПАВЕЛ видит массу народу которую не пускают на территорию школы полицейские. По округе стоят полицейские автомобили, фургоны. Тут же стоит несколько карет скорой помощи,  машина пожарников.

Прислушиваясь к разговорам, Павел входит в толпу.

Неизвестная заплаканная ЖЕНЩИНА(50) обращается к одному из полицейских.
ЖЕНЩИНА
Пожалуйста, пропустите меня. Там мой сын. Он звонил мне.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ
(хмуро)
Не положено.

Кто то из толпы выкрикивает.

НЕИЗВЕСТНАЯ
Да что вы за полицейские, стоите здесь нас охраняете! А там наши дети!

В толпе прокатывается волна одобрительного недовольства работой полиции.

К толпе выходит тучный МАЙОР(46).

МАЙОР
Граждане, прошу сохранять спокойствие! Сейчас в школе работает группа спецназа. Они в считанные минуты обезвредят стрелка, с вашими детьми все будет в порядке!

Толпа немного затихает.

Павел осмотревшись вокруг замечает как из кареты скорой помощи выходит Екатерина Викторовна(30) с заплаканным видом.

Павел торопливо к ней подходит.

ПАВЕЛ
Катя, что случилось?

Катя явно под успокоительными неспешно вытирает потекшую тушь носовым платком.

КАТЯ
Я не знаю. Мы сидели в учительской как услышали громкие хлопки.
(шмыгая носом)
Потом зазвучала пожарная тревога, все стали выбегать на улицу.

К ним подходит полицейский.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Катерина Викторовна?
(она кивает)
Пройдемте со мной.

ПАВЕЛ
Куда вы её ведете?

ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Вы собственно кто?

ПАВЕЛ
Я Павел Иванович Молов, школьный психолог. Что вы хотите?

Полицейский
Нужно взять ваши данные. Прошу за мной.

Молодой полицейский проводит их к автобусу ПАЗ с тонированными стеклами. Дверь открывается, полицейский указывает проходить внутрь.

ИНТ.САЛОН ПАЗа.УТРО

В салоне на разных местах сидят учителя, директор и остальные работники школы.

ПАВЕЛ проходит следом за Катей. У водительского сиденья стоит ПОЛИЦЕЙСКИЙ(45), в руке он держит пластиковый планшет с закрепленным листом бумаги.

Он останавливает Павла жестом руки.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Так, вы кто?

ПАВЕЛ
Я? Павел Молов, учитель.. т.е  школьный психолог.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Хорошо проходите. Мне нужно собрать ваши данные.

Сидящие в салоне тихо перешептываются между собой глядя через окно в сторону школы.

ИТН.КВАРТИРА ПАВЛА.ВЕЧЕР

Открывается входная дверь, устало входит Павел.
Из комнаты доносится голос жены.

ЖЕНЯ
ПАВЕЛ это ты?

Не дожидаясь ответа она выходит из комнаты.
Павел стоит в коридоре сдергивая туфли ногой.

ЖЕНЯ
Что там случилось?

ПАВЕЛ
Кто-то открыл стрельбу в школе. Его задержали.

ЖЕНЯ
Кто это был?

ПАВЕЛ
Я не знаю.

ЖЕНЯ
Где же ты пропадал все это время?

ПАВЕЛ
В автобусе сидели. Нужно было дать показания. Контактные данные.
Мне наверное позвонят.

Женя встает в позу, хмурится.

ЖЕНЯ
Зачем ты вообще туда пошел? У тебя же сегодня выходной.

ПАВЕЛ
Надо было.

ЖЕНЯ
Надо было?
Лучше бы мне помог с Лешкой.

Павел проходит в комнату. В своей кроватке играется Лешка. Павел начинает с ним играть, от чего настроение у него немного поднимается.
 
ИТН.КУХНЯ.ВЕЧЕР

На столе стоит тарелка постного борща, нарезанный черный хлеб, стакан чая с печеньем на блюдце.
Женя стоит у раковины моет посуду. Павел начинает есть.

ЖЕНЯ
Когда тебе должны позвонить?

ПАВЕЛ
Не знаю.

ЖЕНЯ
Мм..

Женя резко оборачивается с обеспокоенным лицом.

ЖЕНЯ
Школа наверно завтра не будет работать?

ПАВЕЛ
Конечно не будет. Пока идет следствие её не откроют.

ЖЕНЯ
И ты так спокойно об этом говоришь! На что мы будем жить все это время?

ПАВЕЛ
Не волнуйся. На следующей неделе должна открыться.

Женя все сильнее заводится громыхая посудой в раковине.

ЖЕНЯ
От куда тебе это знать. Где мы возьмем деньги на ипотеку? Да нас же выселят!

ПАВЕЛ
Успокойся. Не выселят. Все будет в порядке. Я что-нибудь придумаю. Что переживать за будущее которое еще не ясно.

ЖЕНЯ
Опять свою философию включил. Оставь её для учеников. На меня она уже не действует.
(меняет тон)
Успокойся? А я переживаю! И я не могу не переживать особенно глядя на твое спокойствие.

Павел не доев супа выходит из-за стола, уходит в комнату.
Женя смотрит в его сторону.

ЖЕНЯ
(извиняющимся тоном)
Паша, ну прости.

ПАВЕЛ(ЗК)
Аппетит пропал..



ИТН.КОМНАТА.ВЕЧЕР

В своей кроватке спит ребенок. Из ванной доносится шум душа.

ПАВЕЛ сидит на кровати смотря в настенный телевизор с приглушенным звуком.

По телевизору идут вечерние новости. На экране на фоне школы ЖУРНАЛИСТ(25) ведет репортаж с места событий.

ЖУРНАЛИСТ
Сегодня в школе номер 15 предположительно в восемь двадцать утра один из учеников открыл стрельбу. На место происшествия прибыл отряд полиции. Школа была оцеплена для дальнейших указаний.

По телевизору показывают кадры работы полиции, взволнованные лица очевидцев.

ЖУРНАЛИСТ
После неудачных переговоров с подозреваемым ближе к полудню на штурм выдвинулась группа спецназа.

Трясущейся записью с увеличенным зумом идут кадры штурма. Группа спецназа движется к главному входу школы, впереди группы идет спецназовец с тяжелым бронежилетом, держащий перед собой пуленепробиваемый щит.

ЖУРНАЛИСТ
Через несколько часов группе спецназа удалось задержать подозреваемого.

Идут кадры как двое спецназовцев заломив руки подозреваемому за спину ведут его к черному фургону с мешком на голове.

ЖУРНАЛИСТ
Установлено что стрелком оказался некий Константин Кузнецов, ученик 11Б класса. Мотивы преступления пока не известны. Сообщается о четырех погибших и около двадцати пострадавших с различной степенью тяжести.  Школа временно закрыта для дальнейшего расследования. По факту заведено уголовное дело.

В комнату заходит Женя в пижаме. Она смотрит в телевизор.

ЖЕНЯ
(шепотом)
Выключи это. Ребенку нельзя на такое смотреть.

ПАВЕЛ
Он спит.

ЖЕНЯ
Выключи. Мне это не нравится. Сам говорил что ребенок все впитывает.

ПАВЕЛ
Ладно, ладно. Все равно уже закончилось.

ПАВЕЛ выключает телевизор.

ЗТМ.

ИНТ.КУХНЯ.УТРО

Пока ребенок спит, на кухне тихо завтракают Женя с Пашей. По телевизору повторяется вчерашний сюжет по новостям. Женя внимательно смотрит, Павел сидит спиной к телевизору.

ЖЕНЯ
Ужас какой. Как таких психов только пускают в школу?

ПАВЕЛ
(отхлебывая чай)
Да, это проблема. В школе проверяют только знания, оставляя ментальную проверку учащегося. Хоть бы тесты дали сдавать ученикам.

ЖЕНЯ
И как после такого отдавать своих детей в школу?

По столу начинает вибрировать телефон Павла.

Женя смотрит на неизвестный номер.

ЖЕНЯ
Кто это?

Павел смотрит в телефон.

ПАВЕЛ
Не знаю.
(отвечая на звонок)
Алло?

ГОЛОС(ЗК)
Доброе утро, Павел Молов?

ПАВЕЛ
Доброе, верно.

ГОЛОС(ЗК)
Это с МВД вас беспокоят. Вы работаете в школе №15 - школьным психологом, так?

ПАВЕЛ
Да.

ГОЛОС(ЗК)
Вам нужно явится для дачи показаний по делу о вчерашнем происшествии. Когда сможете прийти? Мне нужно вас записать.

ПАВЕЛ
(неуверенно)
Эм, сегодня думаю смогу.

ГОЛОС(ЗК)
Хорошо. На входе представьтесь дежурному офицеру, он вас пропустит. Возьмите с собой паспорт.

ПАВЕЛ
Угу, хорошо. Всего хорошего.

Павел выключает телефон, Женя с подозрением на него смотрит.

ЖЕНЯ
Кто это?

ПАВЕЛ
С МВД. Нужно дать показания.

ЖЕНЯ
Они что, тебя подозревают?

ПАВЕЛ
Да нет, просто нужно ответить на несколько вопросов. Это их работа.

ЖЕНЯ
Что, по телефону нельзя было спросить?

ПАВЕЛ
Им нужно видеть человека с которым ведут допрос.

Павел поднимается из-за стола. Женя с беспокойством на него смотрит.

ЖЕНЯ
Когда ты вернешься?

ПАВЕЛ
Не волнуйся. Скоро. Это не должно занять много времени.

НАТ.УЛИЦА.УТРО

Павел подходит к зданию МВД окруженного высоким забором с колючей проволокой, по периметру выставлены камеры.

Павел подходит к металлической двери, звонит в звонок.

ГОЛОС(ЗК)
Слушаю вас.

ПАВЕЛ
Эм, доброе утро. Я Павел Молов, мне нужно дать показания.

ГОЛОС(ЗК)
(пауза)
Проходите.

Звучит щелканье электромагнитного замка, дверь приоткрывается.

ИНТ.КОРИДОР.УТРО

Павел идет быстрыми шагами следом за полицейским. По узкому коридору со слабым освещением эхом раздаются шаги идущих. Все кабинеты закрыты, не доносится ни единого голоса.

Полицейский открывает одну из дверей.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ
(не входя)
Павел Молов, для дачи показаний.

ГОЛОС(ЗК)
(из кабинета)
Пусть заходит.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ
(Павлу)
Проходите.

ИНТ.КАБИНЕТ.УТРО

Павел неуверенно входит в помещение.

В комнате по разным углам сидят три человека за столом,
каждый из них сосредоточенно смотрит в экран монитора. На столах кипа документов, шкафы за их спинами переполнены разными папками.

ОФИЦЕР
Присаживайтесь.

Павел садится на стул у стола молодого ОФИЦЕРА(30). Офицер  в очках с темными волосами достает папку, раскрывает на чистом бланке.

ОФИЦЕР
Ваш паспорт пожалуйста.

Павел вынимает из нагрудного кармана паспорт, передает офицеру.

Офицер быстро записывая данные не поднимая головы задает вопросы.

ОФИЦЕР
Где вы находились в момент происшествия?

ПАВЕЛ
Дома, у меня был выходной.

ОФИЦЕР
По каким дням вы работаете?

ПАВЕЛ
Понедельник, Вторник, четверг, пятница.

ОФИЦЕР
Как вы узнали о происшествии?

Павел задумывается, офицер обращает на это внимание.

ПАВЕЛ
Эм, жена позвала.. По телевизору была бегущая строка срочных новостей.

ОФИЦЕР
Что вы сделали потом?

ПАВЕЛ
Оделся и сразу выехал. На месте один из полицейских проводил меня к автобусу. Там сидели все работники школы.

ОФИЦЕР
Вы были знакомы с подозреваемым?

ПАВЕЛ
Это который Константин Кузнецов?

Офицер оторвавшись от записи, с интересом смотрит на Павла.
ОФИЦЕР
Он самый.

ПАВЕЛ
Нет, я не был с ним знаком.

Офицер вынимает из папки лист А4 с черно-белой паспортной распечаткой подозреваемого.

ОФИЦЕР
Может вы видели его?

Павел смотрит на фотографию. Выражение его лица меняется, когда он узнает молодого человека.

ПАВЕЛ
Да, я узнаю его.

Офицер внимательно на него смотрит.

ПАВЕЛ
Он как-то заходил ко мне в кабинет. За несколько дней до этого происшествия.

ОФИЦЕР
О чем вы говорили?

ПАВЕЛ
Он только постоял немного и попросил таблетку от головы. Вид у него был удрученный.

ОФИЦЕР
Что было дальше?

ПАВЕЛ
Я дал ему таблетку парацетамола, потом он ушел. Больше я его не видел.

Офицер задумчиво на него смотрит.

ОФИЦЕР
Ладно. Пока на этом все. Вас могут повторно попросить прийти. Вы можете идти.

Павел поднимается, идет к двери. У двери он останавливается, возвращается обратно к столу.

ПАВЕЛ
Извините, а где он сейчас? Подозреваемый.

ОФИЦЕР
В изоляторе. Почему вы интересуетесь?

ПАВЕЛ
Я хочу с ним поговорить.

Офицер вопросительно смотрит на него в ожидании развернутого ответа.

ПАВЕЛ
Понимаете, когда он вошел ко мне в кабинет у меня находился посторонний человек. Наверное он хотел поговорить со мной.

ОФИЦЕР
(строго)
И? Испытываете вину?

ПАВЕЛ
Да, вроде того. Я могу с ним поговорить?

ОФИЦЕР
Говорить с ним вам уже не имеет смысла. Посторонним вход в ИВС запрещен. 

Нависает пауза. Павел наивно ожидает продолжения разговора.

ОФИЦЕР
Чего вы ждете?
(вздыхает)
Если вы так этого хотите, ожидайте его перевода в СИЗО. Для его посещения вам нужно будет договорится с его родными, чтобы вас включили в список близких людей. После этого нужно написать заявление о посещении следователю. Если он вам даст разрешение, то уже к начальнику СИЗО пишите заявление. 

ПАВЕЛ
А где я могу найти родителей Кузнецова?

ОФИЦЕР
(раздраженно)
Это закрытая информация! Вы свободны.

Павел благодарит и выходит за дверь.

ЗТМ.

НАТ.УЛИЦА.УТРО

Павел идет по тротуару к остановке. Достав сотовый телефон набирает номер директора школы. 
 
ПАВЕЛ
Доброе утро Евгений Николаевич.

ДИРЕКТОР(ЗК)
Доброе, Павел.

ПАВЕЛ
Я сейчас иду с дачи показаний. Вас уже вызывали на допрос?

ДИРЕКТОР
Со вчерашнего дня я только этим и занимаюсь. Что вас интересует?

ПАВЕЛ
Вы были знакомы с Кузнецовым?

ДИРЕКТОР
(раздраженно)
Это что еще один допрос?

Подходит к обклеенной афишами остановке.

ПАВЕЛ
(мягко)
Нет, что вы. Я просто интересуюсь.

ДИРЕКТОР
Я не был с ним знаком лично, если вы про это. Учился он нормально, повода для вызова родителей за ним не было.

ПАВЕЛ
Евгений Николаевич, вы можете дать мне адрес где он жил?

К остановке подъезжает 15-й автобус который увезет его домой. Павел остается стоять.

ДИРЕКТОР
Зачем вам?

ПАВЕЛ
Я хочу поговорить с ними.

ДИРЕКТОР
Что вы собираетесь обсуждать? Не лезьте не в свое дело Павел, с этим полиция разберется.

ПАВЕЛ
Мне нужно от его родителей разрешение на посещение в СИЗО. Я хочу пообщаться с ним, понять его мотивы.

ДИРЕКТОР
Мотивы? Да вы с ума сошли!

ПАВЕЛ
Понимаете, сейчас в полиции на допросе мне показали его фотографию. Я его сразу узнал. Он заходил ко мне в кабинет за несколько дней до этого. Если бы я поговорил с ним тогда, может удалось бы этого всего избежать.

ДИРЕКТОР
Вы накручиваете себя Павел. Оставьте это дело полиции, они разберутся с мотивами и со всем остальным.

ПАВЕЛ
Вряд ли полиция будет изучать мотивы, если у них есть все доказательства его вины.

ДИРЕКТОР
(вздыхает)
Ладно Павел, хорошо. Зная ваш упертый характер я дам вам адрес, но только при одном условии. Никто, я повторяю никто об этом не должен узнать. Лишняя шумиха в школе мне ни к чему. Надеюсь вы меня поняли. Адрес я вам скину на телефон.

ПАВЕЛ
Спасибо...
(спохватившись)
У меня еще вопрос.

ДИРЕКТОР
Что еще?

ПАВЕЛ
Вы не знаете когда школа возобновит работу? У меня ипотека как никак и маленький ребенок.

ДИРЕКТОР
Точно не знаю, может к понедельнику. Возможно вам удастся найти подработку.

ПАВЕЛ
Благодарю Евгений Николаевич. Всего хорошего.


На телефон приходит сообщение с адресом. Павел пробивает адрес по карте в телефоне. Адрес выскакивает в самом конце города.

К остановке подъезжает старый троллейбус с номером 2. Павел стоит не решаясь, потом садится в него в последний момент.

ИНТ.САЛОН ТРОЛЛЕЙБУСА.УТРО

Павел садится в конце у окна.

Троллейбус медленно отдаляется от центра города. Вид снаружи становится все более унылым: промышленная зона, заброшенные заводы, заросшие участки и т.д.

Люди постепенно сходят на остановках.

НАТ.КОНЕЧНАЯ.ПОЛДЕНЬ

Добравшись с несколькими пассажирами пенсионного возраста до конечной, Павел сверяясь с картой направляется к многоквартирному дому с отслоившейся фасадной штукатуркой.

НАТ.ДВОР МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА.ПОЛДЕНЬ

Подойдя ближе к нужному ему подъезду он замечает на дороге несколько фургонов с журналистами. Они стоят около подъезда готовясь к съемкам.

ПАВЕЛ
(бормочет)
Только вас мне не хватало. Надеюсь успею проскочить.

Павел быстрым шагом проходит мимо них, проскользнув в открытую дверь подъезда.

ИНТ.ЛЕСТНИЧАНЯ ПЛОЩАДКА.ПОЛДЕНЬ

Поднявшись на пятый этаж Павел облегченно выдыхает.

Номер квартиры искать не пришлось. Одна из дверей разукрашена свежей красной краской распыленной с баллончика.

Павел прислоняется ухом к двери. Ни звука. Стучит в дверь.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС(ЗК)
Кто там?

ПАВЕЛ
Здравствуйте, это квартира Кузнецовых?

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Что вам надо?

ПАВЕЛ
Я Павел Молов, школьный психолог, я просто хочу поговорить с вами.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Мне не о чем с вами разговаривать.

ПАВЕЛ
Пожалуйста! Мне нужно только ваше разрешение на посещение.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
(озадаченно)
Посещение?
(пауза)
Журналисты с вами за дверью?

ПАВЕЛ
Нет, я здесь один стою.

Дверь медленно приоткрывается. Через приоткрытую дверь видно ЖЕНЩИНУ(49)ухоженного вида. Она твердо держится за ручку двери чтобы при необходимости быстро её захлопнуть. Высунув голову за дверь она недоверчиво рассматривает Павла.

ЖЕНЩИНА
Ладно, проходите.

ИНТ.КВАРТИНА КУЗНЕЦОВЫХ.ПОЛДЕНЬ

Павел разувается в прихожей где по обеим сторонам стоят пакеты и сумки с вещами. Женщина провожает его в гостиную. Павел по дороге осматривается.

3х комнатная квартира обставленная хорошей мебелью с современным ремонтом.

Женщина садится в кресло у окна, закуривает сигарету. Рядом с ней стоит маленький столик на котором лежит пепельница наполненная бычками.

Павел садится на диван напротив у самого края.

ЖЕНЩИНА
(уповая)
Вы хотите посетить Костю? Вы можете ему помочь?

ПАВЕЛ
Простите, как могу я вас звать.

НАДЕЖДА
Просто Надежда.

ПАВЕЛ
(неловко)
Да, эм, Надежда. Шансов помочь вашему сыну очень мало.

НАДЕЖДА
(враждебно)
Тогда зачем вы пришли?

ПАВЕЛ
Понимаете Надежда, я хочу понять мотивы вашего сына. Его можно было остановить, если бы мы знали на что обращать внимания, скажем симптомы или признаки проявляющиеся перед таким срывом.

Надежда с презрением на него смотрит.

НАДЕЖДА
(злобно)
Мой сын для вас подопытный кролик?

На её глаза наворачиваются слезы, начинает рыдать.

НАДЕЖДА
Ах Костя, Костя! Что же ты наделал? Что нам теперь делать, где нам жить?

ПАВЕЛ
Вас выселяют?

НАДЕЖДА
(грубо)
Нет, это наша квартира!
Нам придется переезжать в другой район, а то и в город. Теперь мы стали врагами для всех кто нас знает.
(глядя в окно)
Соседи с которыми мы были всегда в хороших отношениях отворачиваются от нас. Кто-то из них ночью дверь раскрасил. Постоянные звонки среди ночи с угрозами.
(сморкается в платок)
Еще и эти риелторы названивают, хотят по дешевле квартиру нашу купить. Скоты!

Затягивается трясущейся рукой.

НАДЕЖДА
Говорила я своему мужу нельзя держать в доме оружие, дети! Так не же, охота с дружками для него важнее. Вот и допрыгался. С работы меня уже поперли, мужа пока еще нет, но тоже уволят. Бегает теперь в полицию каждый день.

Из коридора слышится скрип приоткрывшийся двери.

НАДЕЖДА
(услышав)
Дочке нашей младшей тоже покоя нет. Присылают ей сообщения с угрозами. Из комнаты боится выйти, плачет. В школе она на одни пятерки училась. А теперь, что теперь?

ПАВЕЛ
Мне жаль это слышать.

НАДЕЖДА
Вас интересует Костя. А я тут накинулась на вас.

ПАВЕЛ
Ничего. Я понимаю вам сейчас не легко.
Можете рассказать о Косте?

Она тушит сигарету о пепельницу, закуривает новую.

НАДЕЖДА
(вздыхает)
Костя всегда был послушным мальчиком, хорошо учился. Может быть я плохая мать?
(пауза)
Зато он никогда в чем не нуждался, всегда у него были карманные деньги, свежая выглаженная одежда. Я не понимаю почему он это сделал.

ПАВЕЛ
Как он вел себя в последнее время. Расскажите про его интересы.

НАДЕЖДА
Ничего такого. Приходил со школы, делал исправно уроки. Потом сидел за компьютером до поздней ночи.

ПАВЕЛ
Могу я поговорить с вашей дочерью.

НАДЕЖДА
Нет, это исключается!

ПАВЕЛ
А с мужем?

НАДЕЖДА
(отмахиваясь)
А что он скажет? Ничего нового от него вы не узнаете.

Павел озадаченно задумывается над следующим вопросом.

ПАВЕЛ
Ваша дочь учится в школе №15, там же где и Костя?

НАДЕЖДА
Не-е-ет, она учится здесь поблизости, во №2 школе. Мы переехали пару лет назад.

ПАВЕЛ
Почему Костя остался в 15 школе? До неё так далеко ехать.

НАДЕЖДА
Я предлагала Косте поменять школу, он не захотел. Сказал что у него там друзья.

ПАВЕЛ
Когда вы планируете поехать навестить Костю.

НАДЕЖДА
(опешила)
Я даже не знаю. Мы еще не думали об этом.

ПАВЕЛ
У меня к вам большая просьба. Сообщите мне пожалуйста когда поедете к следователю писать заявление о посещении Кости. Я хочу поехать с вами, чтобы меня внесли в список близких людей к посещению.

НАДЕЖДА
Ладно, оставьте ваш номер.

Павел надиктовывает ей номер телефона.

ПАВЕЛ
Спасибо что пустили меня и поговорили.

В ответ Надежда скептически кивает головой.

ИНТ.ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА.ПОЛДЕНЬ

Павел приоткрывает входную дверь, тут же с обратной стороны двери кто-то с силой открывает дверь на распашку.

На него кидаются журналисты ярко слепя фотовспышками фотоаппаратов и света видеокамер. Павел от неожиданности замирает на месте.

За его спиной Надежда с силой выталкивает Павла за порог, с треском захлопывая за собой дверь.

Журналисты окружают Павла не давая ему проходу.

ЖУРНАЛИСТЫ
Что вы можете сказать о подозреваемом? Кем вы приходитесь подозреваемому?

Павел нагнувшись от яркого света протискивается через настырных журналистов.
Не отвечая на их вопросы, Павел быстро сбегает вниз по лестнице.

ИНТ.КВАРТИРА ПАВЛА.ВЕЧЕР

Тихо открывается дверь, входит уставший Павел.
Разуваясь он замечает что в квартире ужасно тихо.
Запаниковав Павел бросается в комнату.

Там на краю кровати сидит Женя с ребенком на руках. Ребенок засыпая пьет кашу из бутылочки.

ЖЕНЯ
(холодно)
Тихо, он засыпает.

Павел тихо достает свои домашние вещи из шкафа; идет переодеваться в ванную.

ИНТ.КУХНЯ.ВЕЧЕР

Павел входит на кухню, смотрит на Женю. Она не поднимая на него глаз из под хмурых бровей накрывает ему на стол.

ПАВЕЛ
Слушай, я понимаю ты беспокоилась весь день за меня, но пожалуйста не устраивай истерики. Я устал.

ЖЕНЯ
(в пол голоса)
Хм, устал. Будто я тут на курорте.

Павел садится за стол. На ужин у него тарелка супа на воде, чай, бутерброды с плавленным сыром.

ЖЕНЯ
Хотя бы скажешь где ты был все это время?

ПАВЕЛ
У Кузнецовых.

ЖЕНЯ
Каких еще Кузнецовых?

ПАВЕЛ
Тех самых, родителей того самого.

Женя задумываясь прислоняется к столешнице кухонного гарнитура. Смотрит в потолок, отгадывая его ребус.

ЖЕНЯ
(озадаченно)
Ты был у родителей того убийцы?

ПАВЕЛ
Да.

ЖЕНЯ
Что ты там делал? Зачем? Тебя что полиция туда послала?

ПАВЕЛ
Я сам поехал, меня никто не заставлял. Я хочу понять почему он это сделал. За несколько дней до этого он заходил ко мне в кабинет, молча постоял, потом попросил таблетку парацетамола.

ЖЕНЯ
И ты решил поиграться в следователя?

Уставший Павел начинает раздражатся.

ПАВЕЛ
Это не для следствия, это нужно мне. Я виноват в том что не спросил у его в чем дело. Я виноват в том что как школьный психолог я не придал этому большого значения. И что из этого потом вышло?

ЖЕНЯ
Это работа полиции - разбираться в мотивах преступления.

ПАВЕЛ
(отмахиваясь)
Это их не интересует. Им главное доказательства и вменяемость подсудимого.

ЖЕНЯ
Ладно, но почему так долго тебя не было?

ПАВЕЛ
Кузнецовы живут в конце города. Поэтому.

Женя забирает пустую тарелку. Отворачивается к раковине, начинает мыть посуду.

ЖЕНЯ
(обиженно)
Кататься по городу деньги у тебя есть, а положить деньги мне на счет у тебя нет. Даже позвонить тебе не могу, а от тебя не дождешься.

ПАВЕЛ
Потерпи еще немного. С понедельника школа должна открыться. Но это не точно.

ИНТ.КУХНЯ.ПОЛДЕНЬ

Через день.

Павел мается от скуки, ходит взад вперед. В будний день по телевизору смотреть нечего, в телефоне сплошная ерунда. 

У Павла в кармане звонит телефон.

ДИРЕКТОР
(быстро)
Алло, Павел Иванович? Добрый день.

ПАВЕЛ
Добрый день Евгений Николаевич.

ДИРЕКТОР
Как вы? У вас все хорошо? С понедельника мы начинаем работать, и у меня для вас хорошие новости.

ПАВЕЛ
Правда, какие?

ДИРЕКТОР
Для вас в графике мы добавили еще один рабочий день. Теперь вы работаете и в пятницу.

ПАВЕЛ
Это хорошие новости, я очень рад. Спасибо Евгений Николаевич.

ДИРЕКТОР
В будущем думаю мы добавим еще один рабочий день для вас. А пока вот так. Вы наверное поняли от куда идет эта инициатива.

Женя выходит из комнаты, слушая разговор.

ПАВЕЛ
Понимаю.

ДИРЕКТОР
Ну тогда жду вас в понедельник.

ПАВЕЛ
Всего хорошего Евгений Николаевич.

Павел убирает телефон. К нему подходит Женя.

ЖЕНЯ
Кто это был?

ПАВЕЛ
Директор. Теперь у меня будет еще один рабочий день.

ЖЕНЯ
Наконец хорошие новости!

НАТ.ДВОР ШКОЛЫ.ПОЛДЕНЬ

Прошло две недели. 

В школе постепенно начинают забывать о трагедии. Учителя стараются не говорить об этом между собой, тем более упоминать это в присутствии детей. По настоятельной просьбе директора школы «Детей необходимо вернуть в привычное для них русло.»

Павел во время большой перемены стоит у курилки, неспешно покуривая сигарету. Наблюдает за настроением учащихся.

Дети бегают по двору весело вопя как ни в чем не бывало. Старшеклассники угрюмо гуляют по двору. По их лицам можно еще уловить тревогу за недавний инцидент.

У Павла звонит телефон. На экране высвечивается незнакомый номер. Павел тушит сигарету о крышку мусорного бачка, отвечает на звонок.

НАДЕЖДА
Алло, Павел? Это Надежда Кузнецова, помните?

ПАВЕЛ
Да, конечно я помню Надежда. Как вы?

НАДЕЖДА
Да ничего. Нам вчера сообщили что Костю перевели в СИЗО. Сейчас я вспомнила что вы просили сообщить вам.

ПАВЕЛ
Спасибо, что сказали. Когда вы поедете?

НАДЕЖДА
Думали сегодня, но не получается. Теперь только завтра с утра.

ПАВЕЛ
Давайте встретимся у здания полиции утром. К девяти я уже буду там.

НАДЕЖДА
Хорошо, я тоже буду в это время. Завтра увидимся.

Павел не обрадовался этому звонок. Понемногу он и сам стал забывать о трагедии. Возвращаться к прежним переживаниям ему не хотелось.

Звенит звонок на урок.

НАТ.У ПОЛИЦИИ.УТРО

Прибыв к 9ти часам к зданию полиции Павел не находит Надежду.

В ожидании Павел разгуливает около парковки.

К половине десятого на белом корейском седане подъезжает Надежда. На ней яркий макияж, модный жакет с сумочкой через плечо.

НАДЕЖДА
Здравствуйте Павел. Вы давно ждете?

ПАВЕЛ
Да нет. Пойдемте.

Позвонив дежурному они проходят внутрь.

ИНТ.КОРИДОР В ПОЛИЦИИ.УТРО

Они идут следом за дежурным до кабинета следователя.

ДЕЖУРНЫЙ
Подождите здесь.

Он входит в комнату закрывая за собой дверь; выходит.

ДЕЖУРНЫЙ
Ждите, вас позовут.

Дежурный уходит.

Через несколько минут выходит СЛЕДОВАТЕЛЬ(42) — подтянутый мужчина с гражданской форме.

Выходя из кабинета он с кем то быстро говорит по телефону. Увидев что на него смотрят Павел с Надеждой.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
(в телефон)
Подожди минуту..

Он не отключая связи прижимает телефон к плечу заглушая динамик.

Обращается в спешке к Павлу с Надеждой.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Так, вы по какому вопросу?

ПАВЕЛ
Написать заявление на посещение Кузнецова...

НАДЕЖДА
(перебивает)
Я мама Кости, мне сказали что к нему можно уже приходить..

СЛЕДОВАТЕЛЬ
(перебивает всех)
Так понятно. Это уже не ко мне.

НАДЕЖДА
Не к вам? Но..

СЛЕДОВАТЕЛЬ
(перебивает)
Да, дело двинулось. Кузнецов подписал чистосердечное. Теперь дело у судьи.

Павел с Надеждой переглядываются. Павел собирается задать вопрос, следователь его опережает.

СЛЕДОВАТЕЛЬ
Вы тоже за посещением?
(Павел кивает)
Вам туда же, к судье. Можете вместе написать заявление уже там. Вопросы еще есть?
(секундная пауза)
Мне нужно идти.

Следователь продолжает говорить по телефону быстрым шагом удаляясь вниз по коридору.
 
НАТ.У ПОЛИЦИИ.УТРО

Переваривая информацию Павел с Надеждой выходят на улицу.

ПАВЕЛ
Вы сейчас поедете к зданию суда?

НАДЕЖДА
Да, вы тоже?

ПАВЕЛ
Да. Могу я с вами поехать.

НАДЕЖДА
Хорошо, поехали.

Надежда провожает его к своей машине.

ИНТ.САЛОН АВТО.УТРО

Основную часть пути они еду молча.

Павел незаметно посматривает на Надежду и удивляется её невозмутимости. Надежда не выглядит как мать сын которой сядет возможно на пожизненный срок.

Останавливаются в пробке. Павел решается задать несколько вопросов.

ПАВЕЛ
Скажите, ваш сын Костя в выходные дни чем занимался?

НАДЕЖДА
Да как и все дети - в компьютер играл.

ПАВЕЛ
А на улицу с друзьями погулять он выходил?

НАДЕЖДА
Выходил конечно.

ПАВЕЛ
С кем обычно он гулял из друзей? Может его кто-то надоумил?

НАДЕЖДА
(раздраженно)
Толи Толя или Серега. Я не помню точно как зовут его друзей. Следователи должны были всех допросить. Разве нет?

Павел с недоумением на неё смотрит.

ИНТ.ЗДАНИЯ СУДА.УТРО

На входе дежурный сторож записывает их фамилии в журнал посещений.

СТОРОЖ
Пройдите к справочной.

Они проходят дальше по коридору.

Около справочной стоит большая очередь. Отстояв в очереди полчаса они подходят к окну. Внутри сидит сотрудница суда, на бирке имя СВЕТЛАНА(36).

НАДЕЖДА
Девушка скажите пожалуйста, нам нужно написать заявление на посещение в СИЗО у судьи.

СВЕТЛАНА
Сегодня заявления такого типа не принимаются.

НАДЕЖДА
(удивленно)
Как? А когда?

СВЕТЛАНА
(недовольно)
Заявления на посещение принимаются во вторник или в пятницу с 9 до 11 часов по полудню.
(быстро)
После этого ожидаете рассмотрения заявления от 3х до 7ми рабочих дней не считая дней судебных разбирательств. В случае разрешения к вам на телефон придет оповещение; нужно будет приехать сюда еще раз и получить необходимое разрешение с печатью.

Надежда с Павлом переваривают информацию.

СВЕТЛАНА
Все не задерживайте очередь. Следующий!

НАТ.У ЗДАНИЯ СУДА.ПОЛДЕНЬ.

Павел и Надежда расходятся каждый своей дорогой.

ИНТ.ПРОХОДНАЯ СИЗО.УТРО

Через месяц.

Добыв все необходимые документы Павел стоит в очереди на досмотр в СИЗО. У него пакет с апельсинами, печеньем и соком.

Подойдя к метало-детектору он оставляет все вещи в корзинку для досмотра.

Контролер осматривает его вещи. Берет пакет с продуктами и передает их своим коллегам для осмотра передач.
 
Они в свою очередь быстро распечатывают пакеты с содержимым: разрезают каждый апельсин на четыре части проверяя его содержимое; каждое печенье надламывают, принюхиваются; сок из упаковки вскрывают, переливают в мерную чашу через сито.

Далее все взвешивают, записывают и передают на раздачу передач осужденным.

ИНТ.ВХОД В КОМНАТУ ДЛЯ СВИДАНИЙ.УТРО

Павел подходит к двери в комнату свиданий, рядом стоит надзиратель. Павел передает ему пропуск, он его проверяет затем открывает дверь.

НАДЗИРАТЕЛЬ
Проходите, 12 окно.

Надзиратель закрывает за ним дверь.

ИНТ.КОМНАТА ДЛЯ СВИДАНИЙ.УТРО

Прямоугольное помещение разделенное по центру перегородкой с пластиковыми окнами. Каждое окно разделено ячейкой с номером. На стойке прикреплен телефон без набора номера. На полу стоит табурет с металлическими ножками привинченными к полу.

В помещении несколько человек тихо разговаривают по телефону. Павел проходит к указанному номеру и садится на табурет.

Через некоторое время подходит КОСТЯ(15). Высокий худощавый парень с остриженной головой.

Он понуро подходит к окну и замечает Павла. Секундное замешательство в его лицо сменяется равнодушием. Он вяло садится на противоположной стороне, берет телефон, прикладывает к уху. 

ПАВЕЛ
Привет Костя. Как ты тут?

Костя глядя в сторону никак не реагирует.

ПАВЕЛ
Ты наверное удивлен увидеть меня здесь?
(пауза)
Должен сразу тебе сказать, что я ничем не смогу тебе помочь.
(пауза)
Помнишь как ты однажды зашел ко мне в кабинет? Ты наверное хотел поговорить со мной? О чем ты хотел тогда поговорить?

Павел смотрит на Костю. Он все так же сидит, смотрит в сторону.

ПАВЕЛ
Знаю звучит это глупо, но мне кажется что тогда я мог остановить тебя.
(пауза)
Ты не хочешь говорить?
(вздыхает)
Ладно, я не буду настаивать.

Павел кладет трубку на место. Встает, собирается уходить.

Посмотрев на Костю он замечает как тот смотрит ему в глаза и что-то произносит в телефон.

Павел быстро возвращается на место.

ПАВЕЛ
(любопытно)
Ты что-то сказал?

КОСТЯ
(безразлично)
Это и все? Вот так вы сдаетесь?

ПАВЕЛ
Я не следователь чтобы давить на тебя. Так ты хотел поговорить тогда, правда? О чем?

КОСТЯ
Просто поговорить о всяком. Теперь уже неважно.

Павел смахивает пот на лбу.

ПАВЕЛ
Ты жалеешь о том что совершил?
 
КОСТЯ
(злобно)
Больше всего я жалею что не взял еще один патрон.

ПАВЕЛ
(озадаченно)
Патрон?

КОСТЯ
Последний патрон дал осечку. Я не подумал об этом. Надо было взять еще один патрон..

ПАВЕЛ
Ты хотел застрелится?

КОСТЯ
Да вы Шерлок Холмс.

ПАВЕЛ
Почему ты их убил? Тебя травили в школе, издевались?

КОСТЯ
Нет, никто ко мне не лез. Почему я убил их?
(задумывается)
Просто я их всех ненавидел. Всю эту школу, всех.
Стрелял во все что движется. Даже если у меня на пути стояли бы мои родители я бы и их убил.

Павел задумывается над следующим вопросом. Костя его опережает.

КОСТЯ
А вы сами зачем сюда пришли? Хотите заработать, написав книгу о этаком психопате?

ПАВЕЛ
У меня и в мыслях такого не было. Я пришел потому что чувствую ответственность за то что я не остановил тебя тогда. Я хочу разобраться.

За спиной у Павла проходит женщина к выходу. Она с интересом смотрит на Костю.

ПАВЕЛ
Где ты взял ружье?

КОСТЯ
Это отцовское ружье. Ключи он оставляет на кухне, на верхней полке в банке из под чая. По правилам он должен был всегда носить их с собой.
(с усмешкой)
Даже сестренка знала где эти ключи. Теперь наверное его гоняют за это.

ПАВЕЛ
Что ты сделал потом?

КОСТЯ
(заученно)
Взял ключи, потом ружье, пачку патронов - 20 штук. Сложил все в свой рюкзак вместе с тетрадками и книгами, пошел в школу.

Павел внимательно его слушает.

КОСТЯ
В школу я опоздал. На проходной уже не было охранника - наверное ушел пить чай; он всегда пил чай в это время — везунчик.
Потом я поднялся на второй этаж. В коридоре никого не было. Собрал ружье, патроны сложил  по карманам, один патрон засунул в отдельный карман.
Иду я по коридору как из библиотеки выходит завуч. Я сразу навел на него ружье, он с выпученными глазами на меня смотрит, я стреляю.
Дальше все было как в тумане. Начали выбегать из классов учителя, ученики. Бам-бам-бам-бам. Во всех подряд. Началась суматоха. Заряжаю ружье и снова стреляю. Продолжаю стрелять пока остаются патроны. Когда патроны закончились, в ушах сильно звенело, ничего не мог слышать.
(спокойно)
Потом я пошел в туалет. Сел на унитаз, зарядил свой последний патрон, приставил сюда

Указывает двумя пальцами под подбородок.
(злобно)
Щелк-осечка, снова, щелк-осечка, еще щелк-осечка. Вынимаю патрон, капсюль три раза помят. Вставляю его снова, заряжаю, щелк опять осечка.
Вот и все.

В углу помещения раздается голос через громкоговоритель.

ГОЛОС
12 окно, время свидания окончено.

ПАВЕЛ
Это мне. Мне нужно идти.
Мы еще поговорим об этом.

ГОЛОС
12 окно, Покиньте помещение.

Павел встает, договаривая по телефону.

ПАВЕЛ
Через месяц я еще приду. Мне разрешили только один час в месяц.

КОСТЯ
(пожимая плечами)
Ладно, я никуда не уйду.

ИНТ.КУХНЯ.ВЕЧЕР

Женя с хорошим настроением накрывает на стол. На первое суп, после котлеты с пюре, на десерт какао с пирожками.

ЖЕНЯ
Ну как все прошло?

Женя с интересом подсаживается поближе.

ПАВЕЛ
Ну, поговорили. По началу он  не хотел идти на контакт, потом разговорился.

ЖЕНЯ
Что он тебе рассказывал?

ПАВЕЛ
(мягко)
Тебе лучше не знать. Честно.

Женя дует губы.

ЖЕНЯ
Ладно. Ты сам узнал что хотел? Больше надеюсь не поедешь туда?

ПАВЕЛ
Придется поехать еще несколько раз. За один час я ничего не смогу узнать.

ЖЕНЯ
Ладно, еще три встречи и хватит, ок?

Павел прожевывая пищу кивает.

ИНТ.КОМНАТА ДЛЯ СВИДАНИЙ.УТРО

ВСТРЕЧА №2.
КОСТЯ
(иронично)
Привет док? Ну как там ваш ментальный анализ психопатов?

ПАВЕЛ
Пока не очень.
Давай продолжим наш разговор, я только этого и жду весь месяц.
Скажи, ты заранее планировал определенный день для этого?

КОСТЯ
Не, даты я не выбирал. Долго думал как возьму ружье и устрою мясорубку в школе, но так и не решался.
В тот день я проснулся и у меня будто что-то щелкнуло. У меня не было никакого страха или паники, я делал все спокойно как обычный школьный день.

ПАВЕЛ
Ты сказал что убивал всех подряд кто попадался на пути. Значит ты не планировал убить кого то конкретно?

КОСТЯ
Ну да, я же говорил вам.

ПАВЕЛ
Ты сказал что всех ненавидел, ты и сейчас это чувствуешь к ним?

Костя отпускает голову.

КОСТЯ
(с сожалением)
Нет. После того как у меня закончились патроны я почувствовал внутри пустоту. Некоторые не заслуживали. Юля из моего класса - хорошая девчонка, отличница. Учительница по географии - Алиса Ивановна. Еще ребята из других классов, я их и не знал толком.

ПАВЕЛ
Были те кто заслуживал?

КОСТЯ
Да, есть те которых мне ни чуть не жаль. Вот завуч наш - мерзкий тип, педофил наверно. На малолетних девочек засматривался постоянно. Еще два быдла - Димона и Серегу. Ничего бы с них хорошего не вышло все равно - биомусор.

ПАВЕЛ
Вот как? Ты хотел бы вершить справедливость во всем мире. Скажем, если бы тебе дали право очищать наш мир от злых людей, ты бы согласился?

КОСТЯ
Хм, с радостью. Дайте мне хоть сейчас такую возможность, я бы сделал этот мир чище. Хотя бы на капельку, но чище.

ПАВЕЛ
Я думаю что у тебя ничего бы не вышло. Сколько бы ты не убивал злодеев меньше не станет. У каждого действия есть противодействие, слышал такое?

Разговор переходит на повышенные тона.

КОСТЯ
Это что закон Ньютона? При чем здесь физика?

ПАВЕЛ
При том что все в природе стремится к равновесию.
Если в природе истребить хищников, травоядные начнут беспорядочно плодится, уничтожая флору, что нарушит баланс.

Костя скептически мотает головой.

ПАВЕЛ
Вот скажем ты очистил весь мир от зла на все 100%. Каким будет наш мир?

КОСТЯ
Все станут порядочными. Не будет больше страха, ни боли.

ПАВЕЛ
Это был бы мир роботов. Как ты сможешь различить добро от зла если будет только добро?
Вы в школе должны были проходить Булгакова. У него есть одна знаменитая фраза - «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

КОСТЯ
Какая разница?! Все равно никогда это не узнаем.

Окружающие начинают обращать на них внимание. Из громкоговорителя раздается голос.

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ
6 окно, соблюдайте порядок!

КОСТЯ
(злобно)
Лучше бы мне дали ружье я бы застрелился прямо здесь и сейчас.
Жизнь и так невыносима, а в тюрьме и подавно.

ПАВЕЛ
Не боишься что после смерти будет хуже?

КОСТЯ
(насмешкой)
Да вы еще и в Бога верите?

ПАВЕЛ
Ты не веруешь?

КОСТЯ
Нет. Религия создана чтобы управлять людьми. Люди должны во что-то верить, если не боятся нарушить закон. А законы все нарушают.
Вы приучаете детей к религии с самого детства. Дед Мороз да это же та же самая религия - будешь хорошо себя вести получишь подарок, а нет - получишь ремня.

ПАВЕЛ
Да, современная молодежь с современными технологиями мало верит в религию.
Ученые в большинстве атеисты. Они суетятся, работают, размышляют. У них нет времени на такие вещи. Чтобы заметить что-то нужно замедлить свое время бездействием, отдаться течению. Только тогда можно заметить логику случайных событий, и все что происходит в жизни имеет свою закономерность. Словно судьба. Случайности не случайны.

КОСТЯ
Да вы прям мастер Угвэй.

ПАВЕЛ
Это кто?

КОСТЯ
Кунг фу панда.
Получается что я устроил стрельбу не просто так? Это была судьба?

ПАВЕЛ
Может быть. Ты создан временем и местом, окружающей действительностью. В годы моей молодости таких случаев не было.
Есть вещи которые ни один ученый не может доказать.
Почему человек чувствует спиной взгляд другого человека? Или эффект  наблюдателя который так и не могут доказать? В мире много вещей не поддающихся объяснению с помощью основных чувств человека зрением, обонянием, слухом, осязанием или вкусом.

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ
6 окно, ваше время вышло!

НАТ.УЛИЦА У ШКОЛЫ.УТРО

Павел идет по тротуару вдоль забора окружающего школу. Вдруг к нему с дороги резко подъезжает Нива шевроле темно зеленого цвета.

С водительского места выходит разъяренный МУЖЧИНА(40) крепкого телосложения, короткой военной стрижкой. Он грозно подходит к недоумевающему Павлу.

МУЖЧИНА
Ты что творишь?

ПАВЕЛ
Я?..

МУЖЧИНА
Да ты! Зачем ты ему помогаешь? Да, да, я знаю что ты его навещаешь.

ПАВЕЛ
Я ему не...

МУЖЧИНА
Ты добиваешься его невменяемости, чтобы ему сократили срок?

ПАВЕЛ
Послушайте..

МУЖЧИНА
Нет, это ты послушай! Если это произойдет, у тебя будут серьезные проблемы. Поверь мне.

Павел спокойно на него смотрит.

МУЖЧИНА
Ты знаешь что он сделал?

Его голос начинает дрожать.

МУЖЧИНА
Он забрал у меня  единственную дочь!

Не в силах сдержатся мужчина отворачивается к забору, скрывая свои слезы.

МУЖЧИНА
Юля, она была такая умница..
а этот выродок забрал её у меня.
(тихо)
Что мне теперь делать? Ради чего мне теперь жить?

Павел тихонько кладет руку ему на надплечье. Мужчина грубо её сбрасывает.

МУЖЧИНА
Я тебя предупредил! Пеняй на себя!

Он садится в свою машину, с пробуксовкой уезжает.

Павел с сочувствием смотрит ему вслед.

ИНТ.КАБИНЕТ ПАВЛА.ПОЛДЕНЬ

Кабинет Павла представляет из себя каморку в 4 квадратных метра без окна. Слева в дальнем углу стоит его стол, напротив стоит маленький диван на одного человека. Павел в своем унылом кабинете без окна расставил по углам растения в горшках. На стены повесил картины с живописным пейзажем.
Напротив Павла сидит старшеклассница МАРИНА(15), утирает слезы платком.

МАРИНА
Пыталась я зубрить, все равно ничего не получается. Это все из-за учительницы, она специально так делает.

ПАВЕЛ
Почему ты так считаешь?

МАРИНА
А вот так, она меня невзлюбила с первого дня.

ПАВЕЛ
Четверка в аттестате это нормально.

МАРИНА
У меня по всем предметам одни пятерки стоят, и эта четверка все портит. С ней и родители мои говорили, она ни в какую.

ПАВЕЛ
Ты определилась на кого хочешь поступать?

МАРИНА
На филологический.

ПАВЕЛ
Ну вот. Там химия абсолютно не нужна. Поверь мне, на вступительных экзаменах никто не обращает внимания на оценки в аттестате. Через несколько лет эта четверка покажется тебе такой ерундой что будешь смеяться вспоминая какая это была ерунда.

Марина с опухшими от слез глазами смотри на него.

В дверь стучат. Через приоткрытую дверь показывается лицо директора.

ДИРЕКТОР
(к Марине)
Извините что отвлекаю.
(с порицанием)
Павел Иванович, как закончите зайдите пожалуйста ко мне.

ИНТ.КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА.ПОЛДЕНЬ

За столом «Т» образным столом руководителя сидит в кожаном кресле директор.

ДИРЕКТОР
Павел Иванович, на вас поступила жалоба от родителей погибших детей. Их смущает тот факт что вы посещаете Кузнецова.

ПАВЕЛ
Да, сегодня утром мне довелось поговорить с одним родителем. Они думают что я пытаюсь освободить его от тюремного заключения отправив его на лечение. Уверяю вас ничего подобного я не пытаюсь сделать.

ДИРЕКТОР
Как бы там ни было. Меня не интересуют ваши личные мотивы на эти посещения. Как директор школы я забочусь о репутации нашей школы и  прошу вас прекратить эти посещения.

Павел задумался над последствиями отказа от этой просьбы.

ПАВЕЛ
Увы, я не могу этого сделать. То что я пытаюсь понять может быть важным.

ДИРЕКТОР
Хорошо Павел, это ваш выбор. Но я должен предупредить вас что если на вас поступит коллективная жалоба я вынужден буду уволить вас.

ПАВЕЛ
Понятно. 

ИНТ.ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ СВИДАНИЙ.УТРО

ВСТРЕЧА №3

Павел сидит у окна под номером 3. Подходит Костя с синяком под глазом, разбитой губой.
Он садится напротив, поднимает трубку.

КОСТЯ
(грубо)
Ну что вам еще?

ПАВЕЛ
Что произошло?

КОСТЯ
Какое вам дело? К чему вы вообще сюда приходите? К чему мне сдались эти ваши разговоры? Это пустой звук.

ПАВЕЛ
Ты хочешь прекратить эти встречи?

Костя не решается ответить утвердительно. Как никак посетитель.

ПАВЕЛ
Все кого я знаю против того чтобы я сюда приходил. Мне угрожают увольнением, угрожают родители погибших детей.

КОСТЯ
Так зачем это вам?

ПАВЕЛ
Я говорил что хочу помочь таким ребятам как ты, но если говорить на чистоту я и сам не знаю для чего сюда прихожу.

КОСТЯ
И ради чего?

ПАВЕЛ
Я и сам не знаю. Может я нашел того с кем я могу поговорить. Как в палате №6 Чехова.

Костя слегка ухмыляется.

КОСТЯ
Как бы для вас не закончилось также.
Знаете, на днях до меня дошла интересная мысль.

ПАВЕЛ
(заинтересовано)
Какая?

КОСТЯ
Как-то на днях мне захотелось на толчок, и как на зло закончилась туалетная бумага, пришлось взять тетрадные листы. Вы наверное знаете что они грубые для этих целей; чтобы было помягче их нужно смять. И вот смял я два листа и сижу на толчке, в каждой руке у меня по бумажному шарику. Сижу в позе орла и смотрю на них, верчу в руках и думаю. Внешне они так похожи, а внутри они совсем разные. Если их развернуть у каждого будут свои уникальные вмятины.

Костя смотрит на Павла ожидая его ответа.

ПАВЕЛ
Что-то я не понимаю к чему ты клонишь.

КОСТЯ
Эти два шарика как наши мозги, внешне они похожи но работают совершенно по разному. То что вы мне тут пытаетесь в парить проходит в одно ухо вылетает через другое. Я не понимаю что вы мне хотите объяснить.

ПАВЕЛ
Кажется я начинаю понимать эту аналогию.

КОСТЯ
Сколько вы бы не говорили своему ребенку что огонь обжигает, он все равно обожжётся и только тогда поймет что это действительно так.

Павел чешет поредевшие волосы на затылке.

ПАВЕЛ
Я тебя понял. Хорошая мысль.
Ты говоришь о том что люди не учатся истории, повторяют одни и те же ошибки снова и снова.

КОСТЯ
(довольно)
Ага.

ПАВЕЛ
Как бы печально это не было, люди по природе своей эгоисты. Мы переживаем свой опыт знакомства с этим миром  и накладываем его на незнакомую нам ситуацию, оценивая его только по собственному опыту. Как бы ты не старался ты не сможешь понять ту боль что причинил родителям убитых детей.

КОСТЯ
Опять мы начинаем этот философский разговор?
(устало)
Как думаете сколько мне дадут?

ПАВЕЛ
Буду с тобою откровенен. Я думаю они дождутся пока тебе не стукнет 18, потом посадят от 25 до пожизненного.

Костя опускает голову тяжело вздохнув.

КОСТЯ
Я не смогу. Я не могу здесь больше находится.
Окажись вы на моем месте, что бы вы делали с пожизненным сроком?

ПАВЕЛ
Ну, в таком месте как тюрьма есть много времени на раздумья. Читай книги, развивайся, ты можешь обучиться чему нибудь.

КОСТЯ
Не. Лучше уж план «Б».

Он изображает веревку на шее.

ПАВЕЛ
Думаешь наложить на себя руки?

КОСТЯ
Постоянно.

ПАВЕЛ
Раскольников тоже мучился пока не принял наказание как должное.

Костя гримасничает.

КОСТЯ
Теперь до Достоевского докопались.
При чем здесь Достоевский с Раскольниковым и при чем здесь я?!

ПАВЕЛ
Хорошо, приведу пример. Представь что ты совершил это преступление и ушел домой. На тебя нет никаких улик, никаких подозрений. Ты бы продолжил жить как и прежде, как будто ничего и не было. Но где-то в глубине души ты будешь испытывать вину. Это чувство год за годом будет расти все сильнее словно болезнь. Тут как и у Раскольникова, в конце концов, ты бы сам пришел и сдался властям.

КОСТЯ
Хрен там я бы пришел! Скажите еще что полицейские зря получают свои зарплаты. Мол все преступники сами придут в тюрьму и сами себя закроют в камере. Идиотизм!

ПАВЕЛ
Нет, я не сказал что полиция не нужна. Совесть что гложет человека за преступление делает это медленно. Могут пройдут годы пока совершивший преступление не придет с повинной.

КОСТЯ
До совести добрались?

ПАВЕЛ
Совесть это голос души.

КОСТЯ
Ваша теория сыпется. Почему тогда тираны убивающие сотнями тысяч невинных людей не идут с повинной, не испытывают никаких угрызений совести?

ПАВЕЛ
Они просто напросто теряют свою душу, совесть их больше не мучает.
Чтобы заглушить чувство совести человек продолжает грешить погружаясь все больше в порок. Совесть перестает его мучить - это верно, наверное потому что в этой жизни ему уже не ответить за свои злодеяния. Скажи, ты испытываешь что-то подобное?

КОСТЯ
Я уже говорил, мне жаль некоторых ребят.

ПАВЕЛ
Вот если ты убьешь еще одного человека или скажем начнешь падать дальше в грязь, ты перестанешь чувствовать свою совесть.

КОСТЯ
Стоит проверить эту теорию?

ПАВЕЛ
Тебе решать. Только не говори потом что это я побудил тебя к этому.

Костя смеется.

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ
3 окно, время вышло! На выход!

ПАВЕЛ
Ладно, через месяц увидимся.

КОСТЯ
Валяй.

ИНТ.КУХНЯ.ВЕЧЕР

Павел садится за кухонный стол. Женя накрывает ему ужин. Он смотрит на Женю. Спокойное лицо Жени не выражает никаких эмоций. Павел чувствует какое то напряжение в воздухе.

ПАВЕЛ
Как дела?

ЖЕНЯ
Все хорошо.

Она кладет ему на стол тарелку с пюре и котлетами.

ПАВЕЛ
Все нормально, ничего не случилось?

ЖЕНЯ
Нет, ничего.

Она поворачивается к нему спиной ставя чайник на плиту.

ЖЕНЯ
(тихо)
Тебя все равно это не интересует.

Павел услышав перестает есть.

ПАВЕЛ
Значит что-то случилось?

ЖЕНЯ
(гордо)
Тебе с убийцей интересней общаться.

ПАВЕЛ
Просто скажи что случилось. Пожалуйста.

Женя стоит у окна уставившись в телефон.

ЖЕНЯ
Пока тебя не было Лешка сказал свое первое слово.

ПАВЕЛ
(обрадовавшись)
Правда? Какое?

ЖЕНЯ
(слегка улыбаясь)
Папа.
Правда это было больше похоже на «Баба».

ПАВЕЛ
(смеется)
Очуметь! Рано ему еще о бабах думать.

Павел встает из-за стола, быстро идет в комнату. Женя говорит ему в след.

ЖЕНЯ
Ну куда ты, еда же остынет.

ИНТ.КОМНАТА.ВЕЧЕР

Павел берет Лешку на руки, обнимает его, целует. Вытягивает перед собой.

ПАВЕЛ
Лешка, скажи еще раз Па-Па.

За спиной у Павла появляется Женя. Лешка сосредоточенно оглядывает комнату, смотрит на родителей, напрягается и делает отрыжку.

ЛЕШКА
Нет.

ИНТ.КОМНАТА ДЛЯ СВИДАНИЙ.УТРО

ВСТРЕЧА №4

Павел садится к окну №1. Костя уже его там ожидает.

КОСТЯ
(устало)
Мне сказали что скоро суд будет. Придете посмотреть?

ПАВЕЛ
Если ты этого хочешь.

КОСТЯ
Вы единственный кто по прежнему говорит со мной как с человеком.
Как думаете куда меня отправят?

ПАВЕЛ
Не буду тебе лгать. Думаю в тюрьму строгого режима.
Я не смогу тебя там навещать.

КОСТЯ
Понимаю.

Костя пытается изображать веселье.

КОСТЯ
Ну да ладно! Рассказывайте что же вы узнали про меня за эти встречи.

Крутит пальцем у виска.

(продолжает)
Какие у меня есть признаки по которым можно узнать психопата?

ПАВЕЛ
Нет никаких признаков. Или я ничего и не понял.

Павел словно спохватившись смотрит на часы.

ПАВЕЛ
Слушай, я был у тебя дома. У тебя хороший дом, родители неплохо зарабатывают. Только я не понял почему ты не перешел в школу что ближе к дому? Почему остался в этой школе?

КОСТЯ
А вы про это. Так из-за друга.

ПАВЕЛ
(удивляясь)
Друга?

КОСТЯ
Да, был у меня один друг, Юрец. Мы с ним с детства дружили. Он после девятого класса свалил.
(пауза)
Только не подумайте что мы из этих, я нормальный.

ПАВЕЛ
Вы с ним больше не общались после этого?

КОСТЯ
Так, по телефону только, через пол года вообще перестали общаться.

ПАВЕЛ
В школе у тебя больше не было друзей?

КОСТЯ
Ну я общался с одноклассниками.

ПАВЕЛ
Настоящие друзья среди них были?

КОСТЯ
Не, друзьями я бы их не назвал.

ПАВЕЛ
Твоя мама говорила что ты вечерами ходил гулять с друзьями.

КОСТЯ
Это я ей так говорил. Я один ходил прогуляться.

Павел задумывается.

ПАВЕЛ
А с родителями у тебя какие отношения? Не били ли тебя в детстве?

КОСТЯ
Детство было хорошее. У меня все было вдоволь - игрушки, конфеты. И с родителями нормально общались.
(хмуро)
До этого момента.

ПАВЕЛ
(возбужденно)
Но так что бы по душам не было такого?

КОСТЯ
Нет. Просто «Привет, как дела», в таком духе.

Костя смотрит на часы за спиной у Павла в центре комнаты. Павел оборачивается.

КОСТЯ
Вот и все, время вышло. Это был последний наш разговор.

ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ
Первое окно! Ваше время вышло.

ПАВЕЛ
Крепись Костя. Возможно лет через пятнадцать тебя амнистируют.

Костя кивает. Павел встает не опуская телефон.

ПАВЕЛ
Напоследок я задам тебе один вопрос. Можешь на него не отвечать.
Если бы весь этот наш разговор мы провели в тот день у меня в кабинете, стал бы ты убивать?

Павел уходит, Костя смотрит ему вслед.

ИНТ.КОМНАТА.НОЧЬ.

Павел с Женей лежат в кровати. Павел задумчиво смотрит в потолок, Женя начинает засыпать, сопя носом.

ПАВЕЛ
(тихо)
Я больше не поеду к Кузнецову. Его скоро будут судить.
 
ЖЕНЯ
Ну слава тебе Господи.
Надеюсь ты узнал что хотел.

Павел начинает монотонно говорить с паузами.

ПАВЕЛ
Мне кажется что всем нам нужен друг. Настоящий друг. Для меня ты мой лучший друг. Мы делимся своими переживаниями друг с другом, своими радостями. У Кости не было друзей ни среди одноклассников, ни среди семьи. Он несколько лет был одиноким. Ему не с кем было поделится своими переживаниями, радостями, горестями. Может от этого он возненавидел весь мир. Порою трудно найти друга который не просто тебя выслушает, но может понять твою проблему на собственной шкуре. 
Как там пелось в той песне Doors?

Павел поворачивается к Жене.

ПАВЕЛ
Женя, ты что спишь?

КОНЕЦ.


Рецензии