Зилантова гора

Если взглянуть дракону прямо в глаза, можно заметить там своё отражение.

Майя каждый день спускалась в метро по два раза – утром и вечером. Рутина, которой нет конца и края. Она уезжала с невзрачной станции, отделанной коричневой плиткой, и приезжала прямо в сказку – под крыло дракона, раскинувшего крылья прямо над головами пассажиров.

Они, правда, уже давно перестали его замечать, ведь даже самое красивое быстро приедается и становится обыденным, если видеть это каждый день.

Но только не Майе.

Ей дракон всегда нравился. Как и сюжеты из жизни ханов и ханбике с их детьми и слугами, выложенными из той же смальты, только на стенах станции. Стоит ли говорить, как часто она опаздывала на работу, задерживаясь здесь?

Стих шум поезда, унёсшегося стрелой во тьму туннеля, платформа постепенно опустела, теряя людей, спешащих по делам.

Сегодня Майя дольше обычного задержалась под пристальным взглядом смальтового дракона.

Распахнутые крылья и изогнутое синее тело словно парили в воздухе, а усатая морда выдувала струи дыма из ноздрей. Можно было сколько угодно изучать узоры и переплетения завитушек и точек на его крыльях и туловище; переходы цветов и кусочков смальты, под тусклым светом подземки сиявших, как Сильмариллы, – так они выглядели в её воображении, когда она читала Сильмариллион Толкина.

Сейчас дракон выглядел особенно хмурым.

«День будет непростой», – решила Майя, и убедившись, что опять опаздывает, только уверилась в этом.

По пустому перрону она помчалась к неработающим эскалаторам и лестнице между ними. И только на полпути поняла, что произошло.

Дракон моргнул, когда Майя последний раз посмотрела ему в глаза.

– Чепуха! – воскликнула она и, поймав удивлённый взгляд спускающейся бабки, тут же поспешила к выходу.

Не хватало ещё превратиться в городскую сумасшедшую.

Город на поверхности встретил её туманом и слабым ароматом сырости с реки неподалёку.

Громада Кремля, белокаменные башни и стены, увенчанные зазубренными бойницами, уже не восхищали, как в детстве, но покоряли своим размахом.

Майя поспешила вверх, к лестнице в гору, всё ближе к работе в стоматологической поликлинике.

***

Вечером Майю ждал поход на хоккей вместе с друзьями.

Она той же дорогой спустилась с горы, а потом поспешила к автобусной остановке.

Дракон остался без её внимания.

Среди людей, плотно набившихся в автобус, дышалось тяжело, так что, когда подошла её остановка, Майя буквально вылетела наружу. Сырой воздух, ставший холоднее, впивался в лёгкие, но она не могла надышаться после духоты транспорта.

Только благодаря этому Майя и заметила, что у стоящей на остановке девушки из сумки выглядывает странное существо – слишком маленькое для собаки, слишком большое для ящерицы. Оно снова высунуло морду, и тут Майя вздрогнула. Сходство с мордой дракона со станции просто поразительное. Даже из ноздрей существа воздух выходил так же – четырьмя протяжным струями.

Майя помотала головой и поспешила прочь от остановки. Надо меньше кофе пить, а то чудится теперь всякое.

***

Игра шла вяло.

Хоккеисты словно решили посоревноваться, кто выше забросит шайбу. Уже две приземлились прямо в сетку и застряли в удачной близости от счастливчиков, которые их тут же прикарманили. Будто бы это принесёт удачу поймавшему.

Наверное, и правда – если шайба приземляется прямо напротив твоего лица, это можно считать везением.

Пока друзья ругались, шумели и призывали команду наконец начать играть, а не просто кататься по льду, Майя закуталась поплотнее в воротник пальто и обвела взглядом огромную арену. Напротив шумела трибуна команды профессиональных болельщиков – бой в барабаны, выверенные кричалки, пёстрые плакаты и флаги. Ничего нового.

А вот справа от себя она заметила очень странного мужчину. Он то и дело подбегал к проходу между сидениями в попытке увидеть лучше вратаря и то, что происходило у ворот, потом возвращался на место и так повторял при каждом опасном моменте игры. Вёл мужчина себя при этом как безумный – делал странные пасы руками, смешно кривил лицо и что-то кричал, неразличимое в общем шуме.

В ту же секунду Майя обнаружила, что когда он машет руками, от него исходит волна алого цвета. И будто бы из ладоней вырываются нити того же цвета, которые так и тянутся к вратарю.

Но то ли расстояние не позволяло, то ли мужчина недостаточно старался, и ворожба не помогала.

Тогда он вскочил с места и в очередной раз побежал к проходу, теперь спустившись на три пролёта вниз. Майя с отстранённым удивлением наблюдала за его действиями, и в тот миг, когда алые нити наконец достигли вратаря, шайба влетела в ворота. Команда забила первый год, и трибуны взорвались яростными и победными криками.

– Ты тоже это видишь? – спросила она у подруги. Та удивленно на нее посмотрела. – Быть того не может, – пробормотала Майя и двинулась к выходу, не обращая внимания на окрики друзей.

Завтра разберётся с их претензиями, что снова исчезла, как призрак, без объяснений.

В этих галлюцинациях явно виноват не кофе. Может, ей что-то подсыпали на работе? Вкололи незаметно в автобусе? Или это всё туман сбивает с толку?

Оказавшись на сыром воздухе, Майя вздохнула полной грудью и тут же закашлялась. Пахло дымом.

Обернувшись, она увидела девушку с остановки. В её руках сидел, нежно обвив запястье хозяйки хвостом, небольшой дракон. Он фыркал и испускал дым, от которого и закашлялась Майя.

– Вы его напугали, – проговорила девушка.

– Что это? – не отводя взгляда от существа, шокированно спросила Майя.

Пальцы ощутимо дрожали, когда она попыталась указать на него.

– Это Ясный. Он ещё маленький, поэтому и дымит так сильно. Но ничего, – заворковала хозяйка, почёсывая дракона, как кота. – Скоро мы вырастем и научимся изрыгать огонь, да?

Дракон довольно заурчал – ну прямо таки кошка! – и выдохнул столб дыма.

Майя развернулась и помчалась прочь. К остановке, на метро – куда угодно, но подальше от всего этого.

Какие, к чёртовой бабушке, драконы?! Она не в фэнтези-мире живёт, в городе-миллионнике!

Вдоль тротуара росли высокие деревья, усыпанные алыми ягодами, будто облитые кровью.

«Боярышник, – выхватила из памяти название Майя. – Тот самый, который успокаивает нервы и который так любят алкоголики на мели».

Успокоиться – вот что ей сейчас нужно!

Майя мчалась мимо алых деревьев, стараясь не обращать внимания на то, что с некоторых и правда капает что-то алое, похожее на кровь.

«Скорее всего, от тумана осела влага, да. Совсем не кровь, пролившаяся с небес».

На станции метро было людно. Вечер пятницы, как-никак, все стремились в центр, куда нужно и Майе.

В толпе она успокоилась. Тут не было алых деревьев, девушек с карманными драконами на руках, глупых оживающих мозаик... Только торопящиеся к удовольствиям люди, тяжело работавшие всю неделю и теперь желавшие урвать кусочек яркой и насыщенной жизни.

Майя их понимала.

Но вот что она не поняла, так это свой порыв выйти на станции с драконом.

Ноги сами вынесли её из вагона, и Майя остановилась у одного из светильников на платформе. Тот напоминал башенку, увенчанную полумесяцем, и на удивление никто не сидел на скамейке по его окружности, ведь обычно в этот час на платформе толпились люди и занимали все свободные места.

Она тяжело опустилась на деревянную поверхность и вцепилась онемевшими пальцами в ремень сумки. Пальто не спасало от сырости, и её трясло мелкой дрожью. Впрочем, это могло быть и от шока.

Что за мир Майя видела теперь?

Она нерешительно огляделась по сторонам, ожидая, что сейчас запляшут фейри или рядом присядет усталый вампир. Конечно, никого из этих персонажей не было, ведь место им только в сказках.

Вместо этого Майя услышала тяжёлый вздох и ощутила снова запах дыма. Медленно подняв голову, она столкнулась взглядом с летящим по потолку драконом. Его развёрнутые крылья едва заметно трепыхались на ветру, который взялся из ниоткуда, а клубы дыма из ноздрей разлетались во все стороны.

Мгновение – и перед онемевшей Майей на платформу опустился дракон.

Он повёл крыльями, будто разминая затёкшие плечи. На платформе не было видно ни единой души – только она и дракон. А с мозаичных картин со стен вокруг раздались шепоты и голоса. Они пытались что-то рассказать на татарском, шелестя давно мёртвыми голосами, но Майя поняла, что не различает ни слова.

От ужаса она зажала уши и зажмурилась так крепко, как только могла.

Запах дыма окутал Майю, и в ту же минуту кто-то аккуратно отвёл её руки от ушей и сказал:

– Не бойся, мы не причиним тебе вреда.

Она открыла глаза и столкнулась взглядом с драконом, который принял человеческое обличье. Только глаза остались прежними – жёлтые, сияющие переливчатой ртутью и осенним золотым огнём листвы.

Он улыбался, не отпуская её рук. Клыки у него были острые, но не больше, чем у обычного человека – наметанный профессиональный взгляд медсестры отметил это и тут же пропустил дальше.

– Они хотят, чтобы ты рассказала их истории. Те, кто создавали эту мозаику, не просто так сделали именно эти картины, – продолжил, как ни в чем не бывало, дракон. – Тут заключена мудрость и история, сказка и истина.

– Кто вы такой? – наконец пролепетала Майя, чувствуя, что коленки дрожат всё сильнее.

– Дракон же, ты меня давно разглядывала, – рассмеялся он и тряхнул рыжеволосой головой. – Или решила, что тебе всё это чудится?

Она послушно кивнула.

– Я старую знакомую послал с Ясным. Она ничего не объяснила?

– Я убежала.

– Зря, ну да ладно. В общем, нам нужен хранитель истории. Я – хранитель города, и на это у меня просто не хватает сил. Ещё записывать все эти шепотки и рассказы, брр!

Дракон натурально вздрогнул. Но тут же расплылся в улыбке и потянул Майю за руку. Она чуть не упала, но дракон закружил её по платформе, на которой всё ещё не было ни единой души.

– Очень удачно, что ты оказалась такой восприимчивой. Не каждый житель города способен различить магию.

– Я хочу домой, – чуть не расплакавшись, произнесла Майя,

И тут дракон остановил кружение.

– Конечно ты поедешь домой. Но сначала запиши хотя бы одну историю. Один день – одна сказка. А они, – он кивнул в сторону мозаичных картин, – знают много. На всю жизнь хватит.

Дракон отбуксировал её обратно к скамеечке и бережно усадил, вручив в руки сумку и телефон.

– Записывай, а потом рассказывай другим. Раз в месяц я буду спускаться к тебе и слушать самую интересную историю на твой выбор. И смотри не подведи! Городу нужен не только хранитель, но и сказитель. А это большая честь!

Отойдя на шаг, он тут же принял истинную форму. Миг – и дракон раскинул крылья над головой, на прощание подмигнув золотым глазом.

Майя вздрогнула и только тогда отмерла.

Оказывается, на платформе появились люди – или они всё это время были здесь, просто отделённые от Майи иным течением времени и пространства?

Голоса с мозаик никуда не делись, ещё и стали настойчивее. Майя зажмурилась, пытаясь отстраниться от этого, и тут же услышала один тихий, но самый различимый голос:

– Давным-давно на Зилантовой горе жил огромный дракон...

Если в городе есть хранитель, то быть там и сказителю. Если есть магия, то должны быть те, кто ею владеет. А если в городе живёт дракон, да не один, то должны быть те, кто ему служат. Тогда зачем отказываться от шанса сделать жизнь чуточку сказочнее?

Майя разблокировала телефон и открыла заметки.

– Так тому и быть, – произнесла она вслух, обращаясь к голосам с мозаик. – Рассказывайте свои истории.

П.С.: Зилантова гора - реальное место в Казани (Республика Татарстан). По легенде, там долгие века жил дракон, мстил жителям города, но был покорён волшебником. По другой версии, он охранял город, живя на вершине этой горы в окружении обычных змей.
В моей истории зилант остался хранителем города и переселился туда, где ему самое место - на станцию метро Кремлёвская у подножия казанского Кремля, где каждый день проходят сотни и тысячи людей, заглядывая ему, раскинувшему крылья на потолке, прямо в глаза.


Рецензии