Первый бой между авианосцами
Речь пойдёт о сражении в Коралловом море, сто раз уже описанном, но мы остановимся только на заявленном в названии статьи. Использовались исключительно англоязычные источники, на основании которых военный историк из Белоруссии Михаил Токарев и подготовил свой материал.
Итак, с целью усиления своих позиций в южной части Тихого океана, командование Японии приняло решение захватить Порт-Морсби на Новой Гвинее и остров Тулаги на Соломоновых Островах. Для выполнения этой задачи было выделено 3 авианосца, гидроавианосец, 9 крейсеров, 15 эсминцев, 5 тральщиков, по два минных заградителя и охотника, три канонерки, танкер, 12 транспортов и 127 самолетов. Всей группой командовал вице-адмирал Сигэёси Иноуэ
Благодаря разведданным, США были осведомлены о планах противника и отправили для отражения нападения два авианесущих соединения под общим командованием контр-адмирала Фрэнка Флетчера.
В состав его группировки входили: 2 авианосца, 9 крейсеров, 13 эсминцев, 2 танкера, 1 гидроавианосец, 128 самолётов. Они были разделены на две группы: TF 11 (Фитч) и TF 17 (Флетчер).
Кроме того, в качестве сил поддержки имелась группа TF 44, в составе 3 крейсеров и 3 эсминцев под командованием контр-адмирала сэра Джона Грегори Крейса
Оказавшись в Коралловом море, японские авианосцы должны были обеспечить воздушное прикрытие сил вторжения, уничтожить авиацию союзников в Порт-Морсби, а также перехватить и уничтожить любые военно-морские силы союзников, которые в ответ вошли бы в Коралловое море. Чтобы заблаговременно предупредить о приближении этих сил, японцы отправили 4 подводные лодки для организации завесы, однако силы Флетчера вошли в Коралловое море прежде, чем они заняли свои позиции, и японцы о наличии противника ничего не знали.
С самого начала американцы считали, что японцы задействовал 5 авианосцев, это выходило из данных отдела криптоанализа Джозефа Рошфора. Поэтому действовали с известной осторожностью. Еще одна ошибка разведки заключалась в том, что японские авианосные силы, как утверждается, выполняли только роль поддержки наземного вторжения; Фактически, Иноуэ получил приказ от Ямамото нанести удар по американским авианосцам, если их присутствие будет обнаружено.
Когда 3 мая 1942 года японцы высадились в Тулаги, оперативные группы Фитча и Флетчера находились в сотнях миль от Соломоновых островов для дозаправки, не зная, что японская операция уже началась. Адмирал Флетчер понял это и помчался к Тулаги, не дожидаясь адмирала Фитча. Японские боевые корабли раньше разошлись с высаженным десантом, чтобы подготовиться к десантной операции в Порт-Морсби. Бой начался с того, что Флетчер выпустил 28 пикирующих бомбардировщиков и 12 торпедоносцев против десанта в Тулаги, повредил эсминец и потопил три тральщика.
Это дало Иноуэ ключ к разгадке того, что подозрения Ямамото относительно присутствия американских авианосцев в регионе были верны, и он приказал авианосцам "Сёкаку" и "Дзуйкаку" двигаться на юг, готовя свои самолеты к атакам на вражеские корабли; как оказалось, однако, они прибудут в район Тулаги слишком поздно, разойдясь с американцами. Противники никак не могли обнаружить друг друга, хотя находились на расстоянии всего около 80 миль.
Утром б мая японская летающая лодка обнаружила в 420 милях от Тулаги американскую авианосную группу. Этот момент мог стать переломным в сражении, но вскоре контакт с американским соединением был потерян.
В 7:30 7 мая воздушный разведчик с "Сёкаку" сообщил, что обнаружил американский авианосец в сопровождении эсминца. На самом деле это был танкер-заправщик USS Neosho в сопровождении эсминца USS Sims. Но это нам легко рассуждать, а посади нас на место японского пилота...
Пять дней спустя, накануне битвы, Флетчер отделит танкер вместе с эсминцем Sims для обеспечения его безопасности. Но всё произошло с точностью наоборот.
С отработанной эффективностью "Сёкаку" и "Дзуйкаку" запустили семьдесят восемь самолетов за пятнадцать минут. Экипажи взяли курс на обнаруженного противника. Токарев нашёл подробное описание событий на этом танкере, к сожалению, они достаточно пространные, так что вкратце.
Японцам потребовалось некоторое время, чтобы осознать, какую ошибку сделали разведчики. Кризис для них начался в 09:02, когда они получили известие от командира ударной группы капитан-лейтенанта Такахаши Какуичи, что все, что он видит, это танкер и эсминец. Часть самолётов была перенаправлена на дальнейшие поиски американских сил, но результата не было и через два часа они вернулись на свои авианосцы, а танкером и эсминцем занялись оставшиеся 36 пикирующих бомбардировщиков.
Четыре атаковали "Симс" , а остальные пикировали на "Неошо" . В эсминец попали три бомбы, он сломался пополам и сразу же затонул, из 192 человек, выжили 14. "Неошо" сопротивлялся дольше, получив семь прямых попаданий 250-килограммоовых бомб, плюс в него врезался сбитый артиллеристами танкера бомбардировщик. Танкер загорелся.
И японцы не стали дожидаться, когда он пойдёт ко дну. Покинувшие уже в панике судно моряки, видя, что оно продолжает оставаться на плаву, вскарабкались назад, запустили бензиновый генератор и передали свои координаты, ошибочно указав их на 15 морских миль к северу и 30 к востоку от фактического положения. Эсминец USS Monaghan (DD-354) был послан на поиски, но крутился уже в 23 милях от полузатопленного танкера.
Терпящих бедствие обнаружили лишь 11-го мая, сняли с танкера, после чего он был расстрелян. И лишь 17-го нашли плотик, на котором находились ещё 4 человека.
Коммандер Филипс в своем отчете после боя считал необходимым осудить трех своих офицеров за их действия во время и после боя: штурмана, его офицера связи и помощника артиллерийского офицера, соответственно, за то, что они неверно рассчитали положение корабля, не смогли должным образом сообщить о нападении до того, как отключится электричество, и не помешали людям покинуть корабль без приказа.
О том, что приписывают отбомбившимся японским самолётам в дальнейшем - немного ниже, а пока об очередных ошибках. Примерно в полдень 7-го мая американский воздушный разведчик сообщил об обнаружении японских авианосцев к северо-западу от местонахождения американского флота, но, как и в случае с японским эпизодом, упомянутым выше, эти американские пилоты совершили ту же ошибку неправильной идентификации; на самом деле это были транспорты. Американцы ожидали, что японский флот придет с этого направления (на самом деле японцы находились севернее), поэтому это открытие быстро привело к ложному выводу, что они обнаружили основной японский флот.
Однако американцам повезло больше, так как "Лексингтон", посланный атаковать обнаруженные корабли, случайно наткнулся на легкий авианосец «Сёхо» из группы поддержки основных японских сил
Произошёл интенсивный воздушный бой, «Сёхо» был потоплен после попадания 7 торпед и 13 бомб. На заставке фото этого авианосца еще до атаки американский самолетов.
В 13:15 японский самолет из Рабаула заметил отряд Крейса (TF 44), но представил ошибочный отчет, в котором говорилось, что отряд состоит из двух авианосцев. Основываясь на этих сообщениях, адмирал Такаги, который все еще ждал возвращения всех своих самолетов после нападения на "Неошо" , в 13:30 повернул свои авианосцы строго на запад и сообщил Иноуэ в 15:00, что авианосцы США находятся по крайней мере в 430 морских милях (800 км) к западу от его местонахождения, и поэтому он не сможет атаковать их в этот день.
Штаб Иноуэ направил две группы штурмовиков из Рабаула, уже находившихся в воздухе с того утра, к заявленной позиции Крейса. В первую группу вошли 12 Мицубиси G4M с торпедным вооружением, а во вторую группу вошли 19 Мицубиси G3M, вооружённых бомбами. Обе группы обнаружили и атаковали корабли Крейса в 14:30 и заявили, что потопили линкор типа «Калифорния» и повредили еще один линкор и крейсер. На самом деле корабли Крейса не пострадали и сбили четыре G4M.
Более того, вскоре три B-17 ВВС США по ошибке бомбили Крейса, но не причинили никакого ущерба. Тем не менее, любви к своим сухопутным лётчикам у моряков явно не прибавилось. На кораблях Крейса было мало топлива, и, поскольку Флетчер сохранял радиомолчание (и не сообщил ему заранее), Крейс понятия не имел о местонахождении, статусе или намерениях Флетчера. Ну, и так далее, и тому подобное. Вот почему Клаузевиц говорил, что военное дело в принципе просто, но воевать сложно.
Оставим происшедшее на следующий день, ведь нашей задачей было именно подтвердить слова Клаузевица, и уже сказанного вполне достаточно.
...Так что там с японскими самолётами, возвращавшимися после атаки на танкер и сопровождавший его эсминец? А во многих местах упоминается, что, будучи уверенными в отсутствии американских авианосцев поблизости, они приняли "Йорктаун" за своего, и стали заходить для посадки на его палубу. Причём американцы тоже поначалу лоханулись и даже включили посадочные огни. И только разглядев на самолётах с близкого уже расстояния красные круги японских опознавательных знаков, открыли огонь, сбив ведущего. Японцы быстренько удалились от негостеприимного авианосца.
А вот Токарев что-то сомневался в реальности этого эпизода. Кстати, как и некоторые комментаторы одного американского форума на морские темы.
Однако посадки на чужие авианосцы (правда, своего флота) в истории были неоднократно. Обычно это заканчивается расписыванием незваного гостя разными насмешливыми надписями в большом количестве, после чего его отправляют восвояси.
И, что интересно, наиболее часто такие посадки совершали пилоты именно с авианосца "Корал Си". Ещё один орёл из гнезда "Корал Си". Пилот пока не выглядит особенно расстроенным. Но ему ещё придётся чем-то расплачиваться с техниками своего авианосца, которым всё это придётся смывать или закрашивать
Если вы обратили внимание, все снимки довольно старые. При современном развитии навигации это практически невозможно, да и авианосцы теперь почти не ходят группами.
Свидетельство о публикации №223062400285