Пушкин и тернарная модель добро-зло-житие

По идее «семантолога»  Ю. М. Лотмана о существовании в русской литературе двух моделей, двух типов осознания жизни (см. Лотман Ю.М. О русской литературе классического периода//Из истории русской культуры. М., 1996. Т.5 и Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века. //Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х томах. Таллинн, 1992. Т.1):

1 - Бинарной, в  основе которой лежит христианское противопоставление гpexa и святости. Путь к добру лежит через «предельную степень зла, покаяние, преображение, воскресение и превращение в существо более высокого порядка». Поэт в бинарной модели мыслит себя как орудие в руках Бога/ Власти/ Добра. Целью искусства в такой системе является моделирование инореальности, носящей идеальные черты, и показ путей нравственного обновления общества.
 
Носители – Гоголь, Лермонтов, Достоевский

Л.П. Карсавин в работе «Восток, Запад и русская идея» (1922): «Русский человек не может существовать без абсолютного идеала, хотя часто с трогательной наивностью признает за таковой нечто совсем неподобное. Если он религиозен, он доходит до крайностей аскетизма, православия или ереси. Если он подменит абсолютный идеал кантовой системой, он готов выскочить в окно из пятого этажа для доказательства феноменализма внешнего мира»

2 – Тернарной модели жизни, включающей в себя «мир добра, мир зла и мир, который не имеет однозначной моральной оценки. Мир жизни расположен между добром и злом». Центром внимания художника оказывается мир обычной жизни. роль художника может быть различна. Художник может быть исследователем жизни, мудрым наставником царя или свободным творцом, который не желает «зависеть» ни «от царя», ни «от народа»

Носители - Пушкин, Толстой, Чехов.

***
 
В русской культуре (особенно в литературе) все более доминирует «Тернарная модель жития»: мир вокруг нас не бинарен = это не только коридор из стен Добро и Зло  с расстрельной стенкой в тупике  (неотвратимым возмездием за страсть и ее грехи), но это и  возможность оправдания жизнью и вносит, рядом с религиозно-этической оценкой нравственности, ее эстетическую и философскую оценку, представление о том, что бытие нравственно по своей природе, а зло есть уклонение от природы бытия. . . .

Н. В. Гоголь:
 «Пушкин... написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде...
В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей -
все не только самая правда, но еще как бы лучше ее."

Вот это «еще как бы лучше»  ПЖ  и есть та долька, которая перевела Пушкина из бинарного мировосприятия «Добро и Зло» с неотвратимостью Возмездия на греховную страсть в тернарное, где есть что-то еще … лучшее, но при той же неотвратимости Возмездия за содеянное и умышленное

(фото автора - Штуттгарт, 2023, т.е. по Онегину = МОЁ!)


Рецензии