Записки настоящего книголюба

            

                В последнее время всё чаще приходится наблюдать, как в общественном транспорте (трамваи, троллейбусы, автобусы, метро и поезда ближнего и дальнего следования) наряду с обычным явлением - пассажирами со смартфонами- появляются понемногу и пассажиры с книгами в руках И речь идёт не только о школьниках готовившихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а также студентов вузов накануне очередного экзамена. Народ наконец-то стал понимать, что книга останется книгой на все времена. О книгах в моей жизни   и  хотелось бы поговорить.
                Из всех библиотек, которые мне пришлось в своё время посещать, брать книги и читать их от «корки до корки», мне запомнилась, пожалуй, больше всех  библиотека сначала в небольшом домике, потом на втором этаже нашего клуба в моём на тот момент родном селе Малиновка, которое раскинулось невдалеке от легендарного Гуляйполя. Постоянным читателем этой библиотеки я считался до 20 августа 1971 года, когда меня, четырнадцатилетнего, вместе с братом Федей родители вывези навсегда в Россию, на берега Волги.
                Библиотека запомнилась мне особо не только потому, что я брал там для чтения себе детские книги, в основном на историческую тему и сказки, их я брал и в библиотеке нашей Малиновской восьмилетней школы. Причина состояла в другом. Я гордился тем, что именно мне, а не брату, мама поручала всегда ответственное задание: согласно её списка получать в библиотеке и возвращать обратно для неё книги. Несмотря на то, что она являлась колхозной дояркой и три раза ходила пешком через всё село на ферму, находила время для чтения. Не сомневаюсь, что любовь книгам с детства мне привила именно мама. Всех книг не помню, но одну вспомнил случайно, просмотрев недавно советский фильм 1960 года «Вдали от Родины», снятый по роману Юрия Дольда-Михайлика «И один в поле воин». Все полученные для мамы книги в библиотеке я возвращал во время, но указанную выше маленько задержал по весьма уважительной причине: начав читать её, не смог оторваться до конца. Меня здорово завлекла судьба советского разведчика, заброшенного в глубокий немецкий тыл.
                Что касается школьной нашей библиотеки, то в то время нам, как это случилось значительно позже (когда школа у меня оставалась далеко позади на жизненном пути), не выдавали на время учебники, мы их с мамой покупали в книжных киосках соседнего села Полтавки, районного центра Гуляйполя и соседних Полог. Я всегда брал книги на русском языке, но однажды чуть-было мне не подсунула библиотекарша книгу на языке украинском. Я, понятное дело, обиделся. Эта обида мне вышла «боком» на уроке украинского языка. Если кто-то думает, что доносы писали «доброжелатели» только в сталинские времена, то он глубоко ошибается. Это случилось в седьмом классе, и, безусловно, отразилось бы на свидетельстве об окончании  восьмилетней украинской школы. К счастью, такое свидетельство я получил уже в России, в городе Тольятти, в Средней школе № 35, где об украинском языке понятия не имели.
                С восьмого по десятый классы я обучался в указанной выше школе (за исключением кратковременного обучения в девятой школе). Сейчас в нашем Автограде имеется огромная библиотека, но тогда её не было. И мне приходилось брать книги во время учёбы в библиотеке, расположенной в здании 2-го комплексного общежития Волжского автозавода. Я её и сегодня вспоминаю с благодарностью, но не забываю и одного неприятного случая. В девятом классе во время изучения произведений Некрасова я взял в библиотеке книгу его стихов с поэмой «Кому на Руси жить хорошо». На всех девятиклассников, понятно, подобных книг не хватало. Прочитав книгу, я по просьбе одного из одноклассников дал ему её почитать на время. Время прошло, но он мне её не вернул, сообщив, что в ближайшее время пойдёт в библиотеку и перепишет книгу на себя. Я поверил, и не стал волноваться. Тем более ни до конца обучения в 9 классе, ни до конца обучения в 10 классе меня в библиотеке не тревожили из-за книги с Некрасовым. Чего не случалось по другим, не во время сданных книгах.
                В июне 1974 года я окончил Среднюю школу, а уже в марте, мне рабочему ВАЗа, пришла повестка о призыве в Армию. Выдали обходной «бегунок», который привёл меня в знакомую библиотеку. Какое же моё было удивление, когда библиотекарша обнаружила почти два года назад несданную мной книгу с произведениями Николая Некрасова. Выходит, мой бывший одноклассник нагло меня обманул. Почему не кинулись с тревогой работники библиотеки раньше я не мог понять. Их халатность была налицо, но мне от этого не стало легче. Пришлось пропажу компенсировать книгами из домашней библиотеки. Как говорят, «доверять доверяй, но проверяй». Я тогда проигнорировал это правило, и чуть было снова не поплатился десятилетие спустя. Но об этом ниже.
                Возвращаясь к школьным годам, хочу назвать некоторые книги, которые я читал охотно. И по нескольку раз. Это: «Герой нашего времени» Лермонтова, «Былое и думы» Герцена, «Молодая гвардия» Фадеева, «Три мушкетёра» Дюма-отца, хотя всех перечесть невозможно. Единственная книга, которую я в школе не прочитал, был роман Достоевского «Преступление и наказание», за что его автор мне «отомстил» в 1978 году при поступлении на юрфак Куйбышевского госуниверситета. Как он это сделал, повторяться не буду. У меня есть рассказ «Абитуриент», написанный на реальных событиях.
              В 1975-1976 годах во время службы в Железнодорожных войсках на строительстве Байкало-Амурской магистрали книга мне временно заменила и телевизор, и радио, и всё остальное из мира искусств. Библиотека в военном городке посреди «бесконечной сибирской тайги» была, но я в ней записан не был. Никто не мог гарантировать сохранность полученных в ней книг. Но выход нашёлся. Если в книжных магазинах Тольятти на полках вместо классики и другой интересной читателю литературы стояли в основном «Избранные речи и статьи» престарелых членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС, то у нас, на БАМе, был «зажжён зелёный свет» выходящим в советских издательствах весьма интересным книгам. На всех, конечно, не хватало, но кое-что можно было купить, если повезёт. Я до сих пор вспоминаю своё чтение двух романов, которых мне удалось за два года прочитать. Это – роман «Конармия» Листовского и роман «Долгий путь в лабиринте» Насибова. Они мне снятся до сих пор.  Что интересно, уже на «гражданке» я их перечитал снова, но такого удовольствия, как в первый раз не получил. И не только потому, то мне был уже хорошо известен сюжет этих приключенческих произведений. Просто, читая их в армии, я мысленно представлял доармейскую свою жизнь, с походами в библиотеку. Закрывал глаза и «видел» себя в её читальном зале с книгой в руках, открывал глаза и видел перед собой вековые сосны, которые мне сочувствовали, что я был на целых два года оторван от родного дома.
               «Настольной» же без стола у меня считалась книга «История КПСС». Учебник для студентов вуза. Я заранее готовился к поступлению в высшее учебное заведение, а там везде без «Истории КПСС», как говорят в народе, «ни туды и ни сюды». Изучая этот предмет позже на первом и втором курсах заочного отделения юридического факультета госуниверситета, листая страницы учебника, пропахшего запахом тайги, я вспоминал свои годы службы.Низкий поклон за это «её величеству КНИГЕ».
               Трудно сейчас подсчитать, сколько раз за шесть лет учёбы в качестве студента я посетил нашу Тольяттинскую городскую библиотеку, областную и библиотеку в нашем университете. Больше всего мне понравилось посещение читального зала областной библиотеки. Это настоящих храм культуры. Сидишь, конспектируешь необходимую книгу, и как-то легко дышится, настроение поднимается всё выше и выше.
           Я уже упомянул выше о том, что правилу «Доверять доверяй, но проверяй» надо в жизни придерживаться. Увы! Я его второй раз нарушил, но на этот раз не было для меня неприятных последствий. Просто повезло.
           Изучая в университете «Трудовое право», следовало писать курсовую работу по итогам очередного учебного года. Для её написания мне не хватало одной научной  статьи. Книгу с ней я нашёл только в университетской библиотеке. По той простой причине, что это была статья нашего преподавателя, опубликованная в издательстве университета. Её я получил без проблем, видимо, тираж, являлся внушительным. Написал курсовую, отвёз её и сдал методисту курса, а заодно заглянул и в местную библиотеку.
           Библиотекарша долго искала мою карточку, но так и не нашла. Мне бы, бестолковому, забрать бы книгу обратно «до того, как карточка найдётся», но я поверил хозяйке библиотеки. Она нашла выход: завела на меня новую карточку и отметила, что книгу я сдал. Я со спокойной душой отправился на автовокзал, а оттуда поехал домой, в родной Тольятти. И забыл про эту книгу. Но не тут-то было. После шестого курса, перед гозэкзаменами и защитой дипломной работы я пошёл в библиотеку за соответствующей подписью о том, что я ничего ей не должен. И готов был провалиться сквозь бетонный пол, когда библиотекарша заявила, что за мной числится та самая книга. Оказалось, нашлась моя прежняя карточка, а новую выбросили за ненадобностью. Сначала я подумал, что это «фокусы» той библиотекарши, которая уже уволилась к тому времени. Но ошибся. Объяснив ситуацию с «пропажей» книги новой библиотекарше, я с её разрешения пошёл вместе с ней к полке, где, как солдаты в строю, стояли «родственники» той моей книги. Их было много. Стали сверять номера.  Я уже было потерял надежду, найти, как библиотекарша радостно вскрикнула: «Да вот же она!» Об одном жалею, не записал её фамилии и отчества. Она того стоила.
               Я так устал за шесть лет учёбы бегать по библиотекам, что после получения диплома перестал их посещать, за исключением одной. У нас на производстве, как и в других производствах Волжского автозавода (позже -АВТОВАЗа) была своя библиотека, кажется, профсоюзная. Вот её я посещал до тех пор пока не вышел из основного вазовского профсоюза и не вступил в альтернативный профсоюз «Единство», из которого я, впрочем, тоже со временем вышел.
               Тут читатель может меня спросить: «И что же, перестал быть книголюбом?» Конечно же нет, наступили рыночные времена. Словно «из небытия» на полках книжных магазинов появилась в свободной продаже классика и книги современных писателей. Купить свободно «Тихий Дон» Михаила Шолохова в авторской редакции или четыре тома «Войны и мира» Льва Толстого было когда-то моей «заоблачной» мечтой. Теперь они у меня стоят дома на книжной полке. И только «улыбаются».
             Одним словом, книголюбом я не перестал быть, более того с 2019 года я стал книголюбом в новом качестве. Сначала публиковал свои произведения в коллективных сборниках издательства «Серебро Слов» подмосковного города Коломны. Вышло четырнадцать сборников, в которых опубликованы  3 моих пости, 108 рассказов, мемуаров -72 и 8 статей. Я как-то подсчитал страниц с моими произведениями, и сам удивился: 858. Что «тянет», как минимум, на два хороших тома.
             С 2021 года по  июнь 2023 года я  публиковал свои произведения ( понятно, что ранее не опубликованные в «Серебре Слов») в другом издательстве «Десятая Муза» (Саратов-Москва). Вышло десять сборников с моими произведениями. Предпочтение я отдавал   «Музе» из-за того, что у них коллективные сборники выходят в твёрдой обложке, что делает книгу более долговечной. Да и читать её, как известно, удобнее: в мягком переплёте книгу не развернёшь при всём желании на сто восемьдесят градусов. Разумеется, без последствий для неё.
            Коллективные сборники я не передаю в книжные магазины для продажи принципиально: я дарю их своим близким и знакомым, а также дарил библиотекам. Почему дарил? Да потому, что в одной из них потом не мог найти себя среди тольяттинских авторов. Оказывается библиотеки ведут учёт произведений тольяттинских писателей только по их авторским книгам. Я же с 2018 года являюсь пенсионером и издать хотя бы одну авторскую книгу у меня не получается. И, наверное, не только у меня, но и у других пенсионеров города, поскольку их имен я тоже не нахожу в местных библиотеках.
            В настоящее время, как известно, книги издаются не только в бумажном виде, но и в электронном. Моё же предпочтение книгам бумажным. Когда получаешь с издательства книгу, которая пахнет ещё типографской краской, читаешь её, не останавливаясь, до конца, то испытываешь при этом, куда большее удовольствие, чем при чтении электронной книги. В связи с этим я категорический противник перевода школьных учебников из бумажных в электронные.
            Только бумажная книга может сохранить на века произведения авторов. Вспомним, как об этом однажды сказал поэт Иван Бунин:
«Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь».
                Книги, книги… Я вспоминаю советские времена, когда мы сельские школьники ходили по селу, собирая макулатуру, с надеждой, что обменяем её на книгу. Иногда это нам удавалось, иногда нет. Однако уже тогда на уроке русской литературы мы задавали вопрос своей учительнице русского языка и литературы Ольге Ульяновне, кстати, после того, как закончился предыдущий урок географии, где учителем был её муж Александр Григорьевич: «Сколько у нас в Советском Союзе лесов, неужели нельзя напечатать книг столько, сколько «проглотит» читатель?» Ответом было: «Спросите об этом на уроке географии». Спрашивать не стали, ибо кроме учителя-географа он был ещё нашим директором школы. Неудобно было как-то спрашивать.   
               Благодаря директору, нам, школьникам, хорошистам и отличникам, накануне каждого Нового года вручали в качестве подарков за учёбу книги. Нет, они художественными не были, ибо даже директору школы в то время  их достать было практически невозможно. Но мы им были рады – это же подарок. И с удовольствием дополнительно к истории Древнего мира читали книги о Древнем Вавилоне, Древнем Египте, ну и конечно же, читали с интересом о Древней Греции и Риме.  Дарить книги в школе учащимся – это была прекрасная традиция советских времён. У меня до сих пор хранится книга, подаренная мне дирекцией и шефами Средней школы №35 , как написано на её внутренней обложке: «в день получения аттестата 27 июня 1974 года». Да, она тоже не совсем художественная, это книга очерков писателя Леонида Ивановича Иванова.   Его имя сегодня мне ничего не говорит, но когда я листаю страницы его книги, то словно окунаюсь в то незабываемое время, когда мы, покидали навсегда стены родной школы, вступая во взрослую жизнь.
           Читать книги полезно и занимательно, но ещё интереснее и куда приятнее видеть свои произведения, опубликованные в книгах, пусть это будут и коллективные сборники. Я вот сейчас перечитываю (в который уж раз) свою сказку «Выборы директора лесной фабрики» и два рассказа «Кот Васька» и «Доверчивая внучка», опубликованные в коллективном сборнике для детей «Весёлая карусель. Выпуск 2», издательства "Десятая Муза",перечитываю и представляю, как их читают не только в  городах проживания соавторов: Иваново, Троицк, Алдан, Омск, Тольятти, Электросталь, но и читатели Российской государственной библиотеки  в Москве, Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, Парламентской библиотеки и библиотеки Администрации Президента РФ и ещё читатели 12 библиотек, куда Книжная Палата направляет изданные книги из числа обязательных 16 экземпляров.
             В современные книжные магазины заходить одно удовольствие. Недавно зашёл и увидел несколько книг по «вкусной и здоровой пище». Сразу подумал, вот сюда бы сейчас моего коллегу по работе Дамира Нагумановича, увы, давно покойного. Вспомнил я его не случайно. Было время, когда этой самой «Книги о вкусной и здоровой пищи» «днём с огнём не сыщешь». Однако работникам Волжского автомобильного завода (АВТОВАЗ) в одно время здорово повезло. В обмен на выпускаемые автомобили (бартер) на завод поступали  дефицитные продукты, вещи, а также книги, распределяемые по очереди среди работников. В том числе, и «Книги о вкусной и здоровой пище». У коллеги книгу очень просила достать его дочь. Поэтому, когда в один из дней Первого апреля к нам в кабинет зашла коллега и сообщила: «Дамир Нагуманович, что Вы сидите, бегите, Вам выделили «Книгу о вкусной и здоровой пище», его «ветром сдуло». Вскоре коллега вернулся с поникшей головой и безо всякой «Книги». Но ругаться с пошутившей так неудачно коллегой он не стал: на дворе стояло 1 Апреля, когда надо было никому не верить. Он же поверил. Честно говоря, мне после этого случая его стало жалко. Но ничего не поделаешь, есть люди, которым всё равно, что первое апреля, что тридцать первое. А вот сама книга никак в этом не виновата.
Книга остаётся книгой.
На все времена.

24.06.2023 года


Рецензии