Хочет женщина жить красиво

ХОЧЕТ ЖЕНЩИНА ЖИТЬ КРАСИВО
с гордо поднятой головой. Быть весёлой, а не плаксивой,
Быть любимой, а не вдовой. Чтобы к платью шло ожерелье,
Чтобы нравиться без труда. Только в жизни так, к сожалению,
Получается не всегда… и т.д.
Стихи знакомы, а уж ситуация аналогичная – у каждой второй, кому за 30, и, может, у каждой первой – кому за… И у нашей героини – всё, как по написанному выше. Но, ни плак-сивой, ни скучной она не стала. Хочет эта женщина жить красиво и живёт!

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА ПФЕЙФФЕР –
типичная представительница современной «женской половины». Да какое, половины! Считай, без малого – двух третей населения нашего города.
Как многие красивые, одарённые девочки, она всегда была в центре внимания. Училась хорошо, а танцевать начала ещё раньше, чем учиться – в детском саду. В школе – с 1 класса до самого выпуска – в большом танцевальном коллективе, которым руководила та-лантливая женщина, учитель музыки и танцев Александра Дмитриевна Буланая. Параллель-но уже были выступления с гремевшим на всю страну Прихопёрским ансамблем «Зоренька». Став студенткой местного педагогического института, продолжала выступления. На литфаке она была одной из «трёх граций» - трёх самых красивых и стройных студенток, бывших неразлучными всюду. Автор известной скульптуры «Три грации» Антонио Канова явно поторопился родиться: лучшей натуры придумать трудно.
После окончания вуза жизнь несколько изменилась: три года – работа по направлению на Северном Кавказе. Потом – замужество, от которого довольно скоро осталась только то ли польская, то ли немецкая фамилия и хорошенький сынишка – не-изменная её радость и самый любимый мужчина на всю жизнь.
Была полоса трудностей, как полоса препятствий: кто её одолеет, тот и победитель. И она, как творческий человек, не зацикливалась на неудачах и, как правило, выходила победителем. Находила работу, в которой обязательно отыскивала красоту и извлекала её, и учила своих подопечных эту красоту воспроизводить. Так появилась ретроэкспозиця, для которой собирались старинные фотографии и даже дагерротипы, фотоаппараты от самых первых до современных. Она учила своих подопечных видеть красоту в самом незначительном. Травинки, полевые цветы, листья превращались в фантастические фотограммы.
Это будет позже. А вернувшись из «кавказской ссылки», она пришла на работу в родную Alma mater. Точнее – в институтскую библиотеку. Там сложился замечательный творческий коллектив. Умные, начитанные сотрудницы, так же, как и Валентина, хорошо пели, писали стихи, сами сочиняли сценарии для институтских мероприятий.
Однажды по какому-то случаю ей посвятили большую поэму, которая начиналась так:
    Вы слывёте у нас Клеопатрой,
Да и как же иначе Вас звать?
Вам бы плечи окутать ондатрой.
Весь вопрос – где Антония взять.
Поистине, найти Антония в Балашове было непросто даже такой красавице. Да, на неё заглядывались мужчины. Были и предложения. И даже серьёзные. Но, ни одно из них не было эквивалентом большой любви. Такой любви, о которой давно тосковало сердце.
И всё-таки случилось! Он был несколько старше, но именно это делало его чувство обострённо-ярким, полным нежности и благоговейного поклонения. Красивый, умный, талантливый – о таком мечтает каждая женщина. Но, он не был свободен и не мог оставить свою больную жену, с которой прожил много лет. Честный по натуре, он мучился, потому что страдали обе женщины. И он любил и страдал. Писал такие письма, говорил такие слова, которые не слышала ни от кого, несмотря на то, что в воздыхателях не было недостатка. В ровных строчках, написанных бисерным почерком на крохотном листочке из репортёрского блокнота, помещалось столько чувств, надежды и отчаяния, что, казалось, они заполняют всё земное и небесное пространство вокруг. Он знал, что может умереть даже раньше жены, так и не успев сделать счастливой свою любовь. Каково было ему, любящему самозабвенно, писать: «Милая моя! Мечта моя, сбывшаяся так поздно – в годы моего не-здоровья. Я с тобой до конца жизни. Я очень тебя люблю, моё сокровище, золотой клад моей души! Я желаю тебе добра и счастья в твоей жизни. Если встретишь хорошего человека, выходи за него замуж. Только не ошибись. Всегда твой, В.»
В 64 года его не стало. Ей остались пожелтевшие листочки записок, поздравительные открытки, фотографии. Но людям остались тысячи снимков, километры отснятой плёнки, картины маслом и акварелью. И самое лучшее из его творческого наследия – то, что было создано во имя женщины – его музы и последней любви.
Её он научил видеть и любить мир через объектив фотоаппарата. Она стала профессиональным фотографом. Работала в фотоателье. Потом стала сама передавать знания, полученные вместе с любовью: 17 лет преподавала фотодело в межшкольном учебном комбинате.
Она настолько полюбила и погрузилась в искусство фотографии, что посвящала ей стихи: «О, фотография – великое искусство!
Сегодня благодарна я тебе:
Остановила ты счастливое мгновенье,
Что удалось прожить мне на земле»,
 Уважение коллектива, стремление её воспитанников создавать красоту с полной отдачей сил – свидетельство того, что она состоялась как мастер-фотохудожник и педагог.
И высшая квалификационная категория, и десяток грамот и благодарностей в пух-лом портфолио – тоже. Есть Диплом и областного уровня – за 2 место в фотоконкурсе «Мой мир» (2010г.).
Как и у большинства педагогов её уровня, были и мастер-классы, и оригинальные, авторские разработки мероприятий для детей, как педагога, и для коллег, как представителя профкома.
Выдумки, способностей хватает и на то, чтобы написать сценарий в стихах, и театральное действо совершить, и спеть частушки собственного сочинения. Она и сейчас – центр внимания и душа любой компании. Оригинальные фото на память, выполненные ею, хранятся в сотнях альбомов её друзей и родных.
Немало интересных, добротных фотографий и статей в течение многих лет размещалось в местных газетах. Живая, по-прежнему красивая и стройная, с безупречной фигурой – невозможно подумать, что ей за... Честное слово, пусть простит меня героиня очерка, но правда о возрасте не испортила бы её красоты.
И всё-таки, главное дело её жизни – быть Музой, Берегиней. Первый мужчина стал её мужем. Второй – сын – остаётся под её покровительством, невзирая на то, что он уже взрослый и живёт своей жизнью. Он сам может защитить мать – спортсмен! Третий – тот, кто любил её, но не успел стать счастливым рядом со своей вдохновительницей.
Был и ещё один человек, которому она уделяла много внимания. Он никогда не принадлежал к числу тех, кого называют сегодня весьма пошло бойфрендами. Со студенческих лет и до последнего дня фронтовика Валентина Ивановна опекала своего институтского преподавателя фольклора, впоследствии известного писателя, собирателя песен военных лет, пословиц и поговорок Павла Фёдоровича Лебедева.
Павел Фёдорович – знакомый отца, оба – ровесники войны. Лебедев – фронтовик, отец, Иван Дмитриевич Коробейников, был секретарём Балашовского райкома партии. Лебедев бывал в доме родителей, когда Валя была ещё студенткой-первокурсницей. Молодой тогда преподаватель, покорил её с первых же лекций. Как воспринимала пританцовывающего и распевающего речитативы преподавателя большая часть аудитории, можете прочесть в очерке о Лебедеве. Но студентка Коробейникова слушала Павла Фёдоровича, затаив дыхание.
С тех пор прошло больше 40 лет. Их сближало многое: любовь к песне, к народным танцам, к народному творчеству вообще. Она преклонялась перед подвигами участников войны, какими были ровесники её отца и учитель Лебедев. Много лет спустя после окончания института, выступая на встрече Павла Фёдоровича с учащимися УПК, В.И. скажет: «Мне посчастливилось быть в числе студентов, которые учились у П. Ф. Лебедева. Он преподавал у нас на литфаке очень интересный предмет – устное народное творчество или фольклор. Он запомнился мне как прекрасный человек и влюблённый в свой предмет педагог. Манера преподавания у П.Ф. была особенная: на своих занятиях, наглядно иллюстрируя теорию, мог исполнить частушку, песню, много читал наизусть». Привести целиком эту речь не представляется возможным, но, поверьте на слово, там сказано было немало душевных слов.
Благоговение перед великими трудами уважаемого человека, его увлечённостью и подвижничеством сохраняется у Валентины Ивановны до сегодняшнего дня. Это подвигнет её на многолетнее, абсолютно бескорыстное шефство над беспомощным в бытовом отношении хранителем песенного слова. Подробнее об этом – в очерке «Славу не просят – её труды приносят».
Кроме бытовых проблем Пфейффер решала и многие организационные вопросы, подготавливая встречи Лебедева с разными аудиториями: учащимися МОУ ДОД, студентов БФ СГУ, ветеранами войн и труда. Валентина Ивановна, будучи профессиональным фотографом, сделала десятки снимков Лебедева. Один из них был признан лучшим, и получил ПЕРВЫЙ приз в конкурсе, посвящённом Великой Победе. Она распространяла и пропагандировала книги писателя.
Валентина Ивановна использовала любую возможность рассказать балашовцам об учёном, подвижнике, герое средствами фото, печатного слова, выступлений перед теми, кто приходил на встречи с легендарным собирателем народного творчества. Об одной такой встрече писала «Балашовская правда» (22 июля 2006 г. №109-18531). Завершалась статья так: «На встрече прозвучали стихи бывшей студентки Павла Фёдоровича, а ныне преподавателя фотожурналистики межшкольного учебного комбината Валентины Ивановны Пфейффер, проникнутые любовью и уважением и посвящённые любимому учителю:
«Народного слова хранитель,
Учёный, подвижник, герой.
Для нас и сейчас он учитель,
В России один он такой».
И далее: «Сотрудники краеведческого музея от всей души желают этому энергичному, молодому духом человеку воплотить свою мечту в жизнь». Мечтой же писателя бы-ло опубликование 15-томного труда «Песни Великой Отечественной войны». Увы, благим пожеланиям не суждено было осуществиться. В июне 2014 года Лебедева не стало. Как это произошло – читайте в очерке о П.Ф. Лебедеве. Там же и полный текст стихотворения, приведённого выше.
40 книг писатель издал при жизни, в основном на собственные средства. Неоднократно П.Ф. умолял свою помощницу, Берегиню, как он её называл, принять на себя заботу об издании его трудов. Но, когда он умер, квартиру безжалостно обработали дезраствором, т.к. тело пролежало в квартире несколько дней и начало разлагаться. Квартиру опечатали.
Дальнейшая судьба рукописей неизвестна и, скорее всего, печальна. Ещё при жизни своего кумира Валентина Ивановна обращается в редакцию радиопередачи «Герои нашего времени» и лично к её ведущей Анастасии Кузнецовой. Письмо, полное боли и отчаяния, осталось, увы, без ответа.
Письмо трогает искренностью, готовностью защитить талантливого человека, а, главное – сохранить бесценное, уникальное собрание песен, частушек, пословиц и поговорок целой эпохи. Приведу лишь фрагмент его: «…ещё 12 лет назад был подготовлен к печати 15-томник «Песни Великой Отечественной войны». Это первый и единственный в нашей стране и в мировой практике культуры творческий труд, вобравший в себя богатство самодеятельного и профессионального искусства второй мировой войны. У фронтовых и партизанских песен немало достоинств. Они… являются образцом чистейшего русского народного языка. Эти песни содержат тысячи светлых имён героев, совершивших подвиги при защите родного Отечества».
«Берегиня» ещё не оставляет надежду на лучшую судьбу интеллектуального, идей-ного, культурного достояния. Если В.И. Пфейффер сумеет убедить власть предержащих, что история, культура, память человеческая не простят равнодушия к бесценному культурному наследию, на которое наш соотечественник положил жизнь, то труды талантливого патриота увидят свет и сохранят правду о войне. Восстановить, возродить это будет невозможно.
В чём же предназначение человека? Одного – в том, чтобы созидать. Другого – в том, чтобы донести бесценное творение до человечества, сохранить его на века.

9 февраля 2015 г. В.Ильина

При написании очерка использованы материалы и фотографии из личного архива В.И. Пфейффер, книги П.Ф. Лебедева «Три тысячи русских пословиц», «Партизанская пес-ня», книга В.С. Вахрушева «Хранитель песенного слова».


Рецензии