Князь Дмитрий Грозные Очи. Повторение истории

Перед шатром хана Узбека в столице Орды Сарае 21 ноября 1325 года было большое смятение. Кто-то куда-то убегал, женщины визжали, мужчины кричали. Только один человек был невозмутим, и его лицо постепенно от свирепого выражения приобретало выражение умиротворения. Только что он своим мечом нанес смертельный удар другому человеку, который тут же упал на колени, прикрывая рукой рану в красном кафтане. Подняв своё лицо к стоящему молодому мужчине с мечом, он только успел взглянуть в его глаза и тут же повалился навзничь. После чего этот молодой мужчина с мечом, осмотревшись вокруг и увидев, что к нему уже бегут вооруженные татарские охранники, бросил свой окровавленный меч на землю рядом с лежащим человеком. Этим  человеком был князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи. На этот день ему уже исполнилось 27 лет.

Князь Дмитрий Михайлович был старшим сыном великого князя Михаила Ярославича Тверского, сгинувшего в Орде 7 лет назад, когда по приказу хана Узбека и при непосредственном участии князя Юрия Даниловича Московского его, после мучений, казнили. Тогда ему в 19 лет и перешло тверское княжение.
Правда, нужно сказать, что князь Дмитрий с детства был близок ратному делу и уяснил законы княжения. В 12 лет княжич, вероятно, посланный отцом, с тверской дружиной пошёл походом на Нижний Новгород. И только церковный запрет на дальнейший поход митрополита Петра, который тяготел к московскому княжеству, остановил его. А в 15 лет командовал тверской дружиной, когда отец был в Орде, в походе на Новгород, который закончился подписанием мирного договора. И стал не только воином, но и дипломатом.

К князю уже подбегали трое ханских охранников в халатообразных панцирях из кожи быка. В руках у них были копья с бунчуками. Они явно хотели, как минимум, арестовать князя. Понятно, что сами тут же правосудие они не посмеют произвести. Всё-таки князь. Правосудие в Сарае вершит только один человек – великий хан Узбек. Увидев движения охранников, к князю Дмитрию Михайловичу придвинулись двое его сопровождающих. Но князь руками отодвинул их назад себя. В это время лежащий князь Юрий Данилович Московский, истекая кровью, испустил дух. Его слуги, стоящие поодаль, увидев конец своего князя, бросились пред ним на колени, закутали его тело плащом, подняли и понесли в его шатер. Князя Тверского охранники схватили за руки, а третий, подняв меч с ещё дымящейся кровью Московского князя, своим копьём стал подталкивать в спину. Опустив голову, князь Дмитрий под охраной пошёл по улице Сарая к кирпичной  казарме. Его провожали безразличными взглядами свидетели убиения. Никого не удивить смертью на узких улицах Сарая.

Провожая своего отца, Михаила Ярославича, в Орду, у молодого князя Дмитрия было нехорошее предчувствие. Да своим настроением подливала масла в огонь и его матушка, княгиня Анна Дмитриевна Ростовская, будущая святая Анна Кашинская, на судьбу которой много невзгод свалятся. При жизни и после. Ждали князя Михаила с ярлыком на великое княжение, а получили весть о его гибели. Да ещё ставший великим князем Юрий Московский не хотел отдавать тело князя, которое зачем-то привёз в Москву. Пришлось молодому князю Тверскому  вместе с боярским посольством ехать в Москву договариваться с князем Юрием Даниловичем, который на это время получил ярлык Великого княжения. Долго договаривались. Князю Дмитрию Михайловичу пришлось признать старшинство князя Юрия Московского. Наконец, князь Юрий Данилович сжалился и разрешил перевезти тело князя Михаила Тверского.

К своему сожалению, князь Московский не придавал большого значения тому, с кем договаривался. Дмитрию Михайловичу уже в то время прикрепилось прозвище Грозные Очи. Не усмотрел в этом свою дальнейшую судьбу Московский князь.
Вся княжеская семья  вышла встречать тело великого князя Михаила Ярославича. Все христиане вместе со священнослужителями во главе с Тверским епископом Варсонофием вышли к берегу Волги. Упокоился князь Михаил в Преображенском соборе, где отпевал князя при погребении сам епископ.
 
Князя Дмитрия Михайловича поместили в одну из комнат большой казармы. На двери тяжёлый хорезмский замок. В это же самое время один из охранников уже бежал по узким пыльным улочкам столицы. К большой, покрытой белым войлоком ханской юрте. Хан должен первым узнавать о таких происшествиях. Хан Узбек, узнавший о гибели своего зятя, князя Юрия, сначала выразил глубокое огорчение и нескрываемое раздражение. Сейчас же, незамедлительно судить Тверского князя! Но, немного погодя, то ли сам, то ли ему подсказали его верные слуги, но гнев сменил на неопределённую милость. Ничего не стал предпринимать в отношении Дмитрия Михайловича. Пусть сидит под строгой охраной до справедливого ханского суда. Да и скрыть раннее покровительство хана Узбека над Тверским князем было  явно не возможно. Он же помнил, что по его воле были засланы тверские послы в Литву, чтобы сосватать за молодого князя дочь великого князя Литовского Гедимина, который боролся с влиянием Москвы. Всё сошлось как нельзя лучше. Князь Дмитрий Михайлович женился на дочери Гедимина Марии. Брак скрепил в соборе епископ Варсонофий. Большая радость была в Твери и ей принадлежащих землях.
 
Мрачен вернулся из Москвы Дмитрий Михайлович. Обиду сдерживал в себе. А трудно. Вспыльчив был и весьма дерзок князь. В Твери все знали его  непримиримый нрав и готовность постоять за себя и за свою отчизну, за что в народе и дали ему это прозвище. Даже  женитьба младшего брата на дочери Московского князя  Юрия Даниловича не могла изменить его затаённую боль. А вёл себя, как будто ничего не происходило. Затаился. Надолго ли? А тут Московский князь, сознавая, что Тверской князь – главный его конкурент, как и его отец, собрался на войну с Тверью. Дойдя до Волги и начав искать броды, князь Юрий вдруг обнаружил тверское войско на другом берегу.

Хорошие разведчики были у Дмитрия Тверского. Они давно уже наблюдали за передвижением московской рати. С высокого берега реки князь Дмитрий Михайлович  со своими воеводами осматривал прибывающую объединённую московскую рать. И чем дальше всматривался, тем мрачнее становился. Брови его почти сходились в одну линию. Намного больше была эта рать в спешке собранного войска Тверского князя. Так и простояли всю ночь и день. К вечеру к князю Дмитрию переправились воевода московский и два переговорщика.
 
В княжеском походном шатре долго шли переговоры, итогом которых стало подписание мира князем Юрием Даниловичем. И вдобавок к договору князю Дмитрию пришлось признать Юрия Московского великим князем. И уже в подтверждение этого Дмитрий Михайлович согласился отдать князю Юрию дань в количестве 2000 рублей за тверскую землю. Хитрость ли это была какая или лишнее подтверждение его подчинения, но эти деньги сыграли злую шутку с князем Московским. Он истратил их. Узнав об этом, князь Дмитрий Михайлович, находясь в Сарае, поинтересовался о судьбе своей дани хану. Спустя некоторое время хан Узбек обвинил в утаивании предназначенной Орде дани. Взял, да и выдал князю Дмитрию ярлык на великое княжение.

Проходили дни. Князь Дмитрий Михайлович продолжал сидеть в охранном помещении. Охрана к нему никого не допускала, но вела себя сдержанно. Неопределённость сильно давила на князя. Но он был твёрд в своём поступке и как всегда суров. Он только желал, чтобы его судьба была быстрей решена. Но не тут-то было. Хан Узбек никогда сгоряча не принимал важные решения. Умён был. Да и не мог он сейчас заниматься такими делами – уехал далеко, в степи, на охоту. И ничего.

Дмитрий Михайлович надеялся – нет, он верил, что хан Узбек посмотрит на его поступок с пониманием и простит ему убийство Московского князя. Тем более, что сам убиенный уже давно впал в немилость у хана. Да и на то, что  наговором загубил отца князя Дмитрия, хану уже доносили. В первое время бояре, что находились в свите князя Дмитрия Михайловича, через чиновников хана, естественно с поднесениями, просили за своего князя. И, как казалось, смягчили сердце хана Узбека. Ожидали успешного разрешения этого непростого вопроса. Тем более, тело князя Юрия Даниловича отправили в Москву. Но хан не торопился. И уехал из столицы. Может быть, на ситуацию подействовало то, что буквально четыре года назад хан  обесерменился, как говорили на Руси, – принял ислам. Как бы там ни было, Тверскому князю оставалось только томиться в тюрьме и ждать справедливого суда.

Тем временем, пока князь Дмитрий Михайлович сидел в застенке и ждал своей участи, в Орду двинулись московские послы. Похоронив брата в московском храме Архангела Михаила, младший брат Юрия Даниловича князь Иван Данилович решился на свою партию. Как он полагал, настало его время. По прибытии в Орду послы, узнав, что хана всё нет, начали располагать к себе царедворцев разных мастей дарами и лестью. Летом вернулся в Сарай и сам хан. Но он не спешил с судом. Здесь уже и послами Московского князя Ивана Даниловича, и подкупленными приближёнными хана доносилось до светлых очей Узбека, что такое наглое убийство в сердце Орды Сарае должно быть наказано самым суровым образом. Но им противостояли сторонники Тверского князя Дмитрия, оправдывая его в том, что он в каком-то припадке ярости отомстил князю Юрию за смерть своего отца здесь же, в Сарае. И его действия были справедливы. Порученцем этого были младший брат Тверского князя, князь Александр Михайлович. Тверичи были уверены в своей правоте и надеялись на счастливый исход суда. Верили и ждали. И проходили томительные дни ожидания.

Некоторое время великий князь Дмитрий Михайлович господствовал во Владимире. Не забывал и Тверь, наведываясь к матери, княгине Анне. Начал создавать сильное войско.
Но вот, по совету ханского посла, который приезжал к князю Юрию и постарался убедить, чтобы тот поехал в Орду и уговорил хана Узбека вернуть ему ярлык на великое княжение, крепко задумался.  Самая пора. И уже через некоторое время князь Юрий засобирался в Орду, к хану, чтобы опять снискать его милость и лишить её, на будущее, князя Дмитрия Михайловича. Узнав об отъезде  Юрия Московского в Орду, Дмитрий Михайлович Тверской срочно отправился за ним. Князь Дмитрий действительно боялся, что этот московит очернит и оклевещет его, как и отца, со своими связями в Орде. Прибыв запоздало в Сарай, князь Дмитрий сразу почувствовал свежий ветерок охлаждения в его сторону от сановников хана. Не зря он боялся князя Юрия. Мастер интриги. И две партии русских князей в течение долгого времени пытались склонить хана Узбека на свою сторону. А хан не спешил принимать решение.

В конце концов, наступило 21 ноября 1325 года. В этот день православные праздновали один из важнейших христианских праздников – Введение Пресвятой Богородицы во храм. Оба князя были на праздничной службе в православном храме. Что там между ними произошло, как они вели себя, какие обидные слова были сказаны – неизвестно. Возможно, на основании этого Дмитрий Михайлович понял, что проигрывает свою партию за великое княжение. Похоже, что великий князь Дмитрий Михайлович не смог стерпеть ту обиду, которую нанёс князь Юрий Московский ему в храме. Вдруг всё здесь навалилось и ждало своего выхода. Мало того, набожного князя Дмитрия могло праведно оскорбить поведение князя Юрия в церкви. При выходе из церкви, когда князья со своими свитами приблизились друг к другу, князь Юрий Данилович продолжил издеваться над Тверским князем. Скорее всего, припомнил и отца князя, Михаила Ярославича. Дмитрий Михайлович, уже более не задумываясь о своих действиях, вынул меч из ножен и пронзил им Московского князя.

Долго ожидал праведного суда Дмитрий Михайлович, сидя в темнице. Уже и брат его, Александр Михайлович, возвратился в Тверь, успокоенный в судьбе князя. Как только того арестовали, князь Александр примчался в Сарай с деньгами и подарками для ханских сановников. Успокоил жену князя Дмитрия и мать свою, Анну. Но нежданно-негаданно вышло от хана Узбека страшное повеление – казнить князя. Никто и опомнится не смог, как повеление привели в действие. И в тот же день, на какой-то реке Кандраклее, высшим повелением хана были казнены: князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи и князь Александр Семёнович Новосильский. Возможно, что князь Александр Новосильский являлся одним из друзей Дмитрия и принял непосредственное участие в убийстве Юрия Московского.

История повторилась через восемь лет. Снова в Орде убивают Тверского князя, ставшего  великим князем. Снова льёт слёзы Анна Дмитриевна вместе со всей землёй русской и тверской. Теперь, правда, это был её старший сын. Жена князя Дмитрия Мария Гедиминовна в этом же году, как получила известие из Орды, постриглась в монахини. Тело и место захоронения князя Дмитрия Михайловича Грозные Очи было не найдено и известий об этом нет.

*Троицкая летопись (реконструкция текста). М.Д. Присёлков. – С-Петербург, «Наука», 2002, стр. 357- 358.

*Иллюстрация : «…Мстя за убийство отца, Дмитрий Михайлович, «Грозные Очи», сразил Юрия в ханской ставке, не убоявшись расправы свирепого хана».

История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом.
Верещагин В.П.,  Худож. тип. и фото-хемиграфич. мастерская  Э. Гоппе, 1890, Санкт-Петербург, стр. 36


Корректура М. Зуйкова

Русавкино, март 2023 г.


Рецензии