Кью. Откуда берётся чувство отчаяния?

"Откуда берётся у людей чувство отчаяния?

Откуда у людей берётся чувство отчаяния, безвыходности? Как оно формируется? Почему у некоторых в тяжёлых жизненных ситуациях оно появляется, а у других нет? Почему оно очень часто появляется буквально на ровном месте, совершенно необоснованно у людей начинается это чувство полной обречённости, которое становится настолько сильным, что просто парализует их? То есть это чувство может быть абсолютно неадекватно ситуации. И более того, бывает это не только у взрослых, но и очень часто и у молодых людей, подростков, и детей."

(Анонимный вопрос).

Во всех ответах, которые я прочитал здесь, есть моменты истины. Или рациональные зёрна. Называйте, как хотите. Остаётся кому-нибудь сложить их воедино. Но это, конечно, не я. Я могу только попытаться сложить. А уж как получится … не мне судить.  И сколько не складывай, а до целой истины всё равно будет не хватать многих деталей. Так что всегда будет, что добавить.

"Откуда у людей берётся чувство отчаяния, безвыходности? Как оно формируется?"

Отчаяние бывает разным. Как и тревога. Есть ситуативная тревога, которая возникает. И есть тревожность как свойство личности, этакое разлитое состояние, влияющее на все процессы и другие состояния. И оно формируется. Да, сначала возникает, потом ещё раз возникает, потом накапливается, сгущается и формируется, т.е. принимает некоторую форму.

То же самое и с отчаянием. Возникающее в стрессовой ситуации отчаяние скоропреходяще, как и сама стрессовая ситуация. Хотя всё можно растянуть. Стрессовая ситуация вполне растяжима, если не меняется к лучшему.  Если человек не находит выхода из неё - безвыходность. Если не справляется с проблемой, если не находит её решение.

"Почему у некоторых в тяжёлых жизненных ситуациях оно появляется, а у других нет?"

Вероятно, потому что у этих некоторых интеллектуально-эмоциональная реакция отчаяния закрепилась в психике в качестве готовности к отчаянию. То есть, в их жизненном опыте количество неудач и поражений значительно превышает число успехов и побед. Сформировалась установка на восприятие многих ситуаций как безвыходных. Это можно назвать пониженным порогом возникновения реакции отчаяния.  И эти люди склонны быстрее сдаваться и складывать ручки, чем те, которые привыкли и научены преодолевать с помощью своего ума и воли препятствия на пути к цели (к желаемому).

У этих последних ("других") тоже иногда возникают реакции отчаяния, но они направляют её энергию на поиск решения проблемы и на активные действия, выражающиеся в настойчивых попытках преодолеть препоны.
Или же у них хватает ума-разума переоценить ситуацию, соотношение сил, и вовремя остановиться. Отказаться: либо от самой цели (от желаемого), либо от тех средств и способов, которые ими применялись. Тогда, опять же, они ищут либо новые средства и способы, оставляя желаемое неизменным. Либо они ищут другую цель, но похожую на ту, от которой отказались.  То есть, ищут достойную замену.

Так, например, происходит в ситуации безответной любви, когда мужчина любит женщину, не отвечающую ему взаимностью. Испробовав все допустимые моралью и нравственностью средства и способы добиться её любви, после продолжительных страданий, мужчина отказывается от неприступной женщины и через некоторое время находит себе чем-то похожую.

"Почему оно очень часто появляется буквально на ровном месте, совершенно необоснованно у людей начинается это чувство полной обречённости, которое становится настолько сильным, что просто парализует их? То есть это чувство может быть абсолютно неадекватно ситуации. И более того, бывает это не только у взрослых, но и очень часто и у молодых людей, подростков, и детей."

Насчёт детей вам хорошо ответила Школа Эллис (Татьяна Бородаева). У подростков и молодых людей - по инерции, с детства. Механизм выученной беспомощности. Социум подавил развитие умственных и волевых способностей у человека. Сверх-Я довлеет над Оно и Я.

Пример. Дочка по-детски любопытна и любознательна, задавала много вопросов папе. Папа - военный, любивший команду "Отставить!" В результате дочка перестала спрашивать, училась посредственно, мозги не напрягала, папа за неё всё решал. Дочка стала взрослой женщиной. При её природных способностях выглядела довольно глупой женщиной. И вела себя глупо. При любой трудности впадала в отчаяние и просила о помощи.  Нашла всё-таки себе такого помощника в виде мужа. Была истеричной, взрывной, впадала в депрессию. Не развиваясь на работе и демонстрируя синдром тупости при взаимодействии с компьютерной техникой, лишилась работы. Мама посодействовала по своим каналам и оформила ей инвалидность.  Заимев много свободного времени, дочка стала потихоньку интересоваться то тем, то этим. Стала ходить в разные школы, кружки, и т.п. Увлеклась саморазвитием. И её интеллект, как вербальный, так и невербальный, стал в ускоренном темпе освобождать дремавший в ней потенциал.  Стала более уравновешенной, творчески способной, перестала впадать в отчаяние и истерить.

У взрослых неадекватное ситуации отчаяние "на ровном месте" - это, скорей всего, невроз, по поводу которого надо обращаться к психологам-психотерапевтам. Он может быть связан как с рецидивами не очень счастливого детства, так и с общей экономической и политической обстановкой в стране, с невозможностью реализовать свои права. В последнем случае психолог может помочь вам сделать так, чтобы ваша психика стала динамичней. Чтобы вы научились соблюдать баланс между целеустремлённостью и отказом от цели в ситуации объективной невозможности её достижения.

*#*#

И, наконец, кое-что о понятиях. Тема интересная. Есть над чем поразмыслить. Не буду цитировать здесь словарные статьи и разных философов, говоривших в своё время о надежде и отчаянии. Скажу своими словами то, что думаю.

В старинном слове "чаять" я вижу некий смысловой синкретизм, из-за которого у этого слова столько значений: думать (не думано - не ведано), полагать, заключать; надеяться, уповать, ожидать, предполагать, гадать (нечаяно - негадано), мыслить, мнить.

Плюс, некоторые люди, в частности Андрей Ларионов (топ-автор TheQuestion), считают, что чаять - это слышать, понимать чутьем, распознавать.  Так что, чаять = чуять.

И тут в моём умозрении возникает некий континуум: <интуиция - ум> (Здесь нелишним было бы вспомнить знаменитую фразу Р.Декарта об интуиции).

Интуиция - созерцание (рассматривание, разнюхивание, узнавание и распознавание, разведывание, ведание, знание). У кого какой канал восприятия более развит и силён, тот такой интуицией и обладает. Собаки обладают чутьём, люди видят или слышат. Некоторые видят и слышат до степени ясновидения и яснослышания. Другие чуют сердцем, печёнкой, задницей. Короче, интуиция -  высшая природная аналитическая способность, позволяющая находить в окружающей среде требуемые объекты. Находить, открывать, обнаруживать.

Ум - высшая природная способность изобретать, синтезировать способы применения найденных знаний. Прошу не путать с разумом - чисто человеческой способностью говорить, писать, передавать знаковую информацию, пользоваться своим языком и знаниями, усвоенными в системе образования. Ум как процесс - думание, поиск решения проблемы.

Так вот, где-то на середине этого континуума (Интуиция - Ум) происходит уравнивание знания и думания:  знание = думание. Вернее, это переход процессов узнавания в процессы думания, и обратно. То, что мы узнаём о плодах ума других людей (в виде мнений), а они - о плодах нашего ума (в виде нашего мнения), должно вас как-то сориентировать в моих рассуждениях.

В эту же середину встраивается и чаяние.

Знание -> Чаяние -> Думание.

Отчаяние, таким образом, это состояние, когда человек ничего не может придумать по поводу своей проблемы, и не знает, как поступить, чтобы выпутаться из сложной ситуации.  Либо он рановато отказывается от поисковой активности, потому что она у него снижена, подавлена, забита, и т.п.. Либо объективные обстоятельства сильнее его индивидуальных возможностей. И даже коллективных (когда он призовёт на помощь кого-нибудь, или кто-то сам придёт на помощь). Тут, как ни крути, а придётся смириться с тем, что есть.

Интуиция позволяет нам поставит диагноз ситуации. Ум позволяет сделать прогноз на то, как она будет развиваться, построить некоторые ожидания. На середине континуума диагноз = прогнозу. Например, охотничья собака, учуяв дичь, моментально прогнозирует ситуацию, ожидая, что скоро она увидит эту дичь своими глазами и схватит зубами. Но бывают и обломы. Дичь тоже бывает "не дурна собой", и успевает улепетнуть и от охотника, и от собаки.

Вариант с отчаянной храбростью объяснить сложней. В наших ожиданиях есть такие компоненты, как позитивный прогноз исхода событий - надежда, так и негативный прогноз - угроза. Возможности для успеха оцениваются нами как шансы на приобретение того, что мы хотим. Возможности неудачи - как риски лишиться чего-нибудь из того, что мы имеем (материального имущества, финансового благополучия, своей жизни и жизни своих близких и дальних).

Отчаянная храбрость возникает, когда мало или совсем нет надежды на благополучный исход "стрёмной" ситуации, полагаясь на счастливый случай, или на то, что ситуация сама собой разрешится, или на помощь других людей. Нет надежды, но есть большой риск. И человек, если он обладает развитым умом и сильной волей, решается на активные действия, если есть хотя бы один шанс из тысячи, что ему удастся повернуть колесо Фортуны в свою сторону. Волевая решимость, возникающая на основе умственного расчёта (сообразительности, смекалки), - хороший спутник отчаянной храбрости.

И если отчаянный храбрец всё-таки, не смотря на огромный риск, достигает своей цели, то его ожидания становятся равны реальности.


Рецензии