Такие великие эти Малые голландцы

 

Почему мне импонируют  так называемые « Малые голландцы», для меня, и думаю  еще многих они малые только в смысле  размера их работ, есть даже миниатюры  примерно 16см. х 20см.

  А  вот  в  качестве   и  технике  живописи  они  как  раз  большие.

  Любопытно,  почему  работы  маленьких  размеров  написаны  на  бронзовых  или  медных  пластинах,  в  отличие  от   больших   написанных   на  дереве.

 Холст был тогда  еще достаточно дорогой.
 Но некоторые востребованные  мастера писали на холсте.
 
  Кажется,  куда  проще  использовать  маленькую  доску,  ан -   нет, они  пишут  на бронзовой пластине.   
Я даже  полагаю, что слово  Натюрморт  им не очень подходит, Натюрморт  ведь  на    французском, означат «Мертвая  природа».

 А я бы назвал скорее,- " Натюр -вита",-  живая  жизнь.
 Их натюрморт  это своего рода  портрет  предметов и еды.

  Игра со зрителем , как   ежедневный  вкус жизни, во всех ее  проявлениях.

 Возможно , такого завтрака у многих молодых буржуа, и не было на каждый день, а натюрморт он мечта о будущем, о лучшей жизни.
             
  А сами    Работы Малых  голландцев  смотрятся  как современные  работы,  в  них  есть  настроение  и  атмосфера,  в них  кипит  жизнь,  на  мой  взгляд,  они  лучше и гораздо техничнее,  многих   современных  живописцев.

 Их натюрморты  живые, как будто человек только что отошел от стола, недоеденная булка, нож.

 Конечно,  например  Питер  Пауль  Рубенс   мастер,  живопись  мощна, фигуры  вальяжны,   великолепно  прописаны  тела,  даже  животные  выписаны  мастерски, у  собак  шерсть как живая,  однако  это  все  же  картинка.
 
   А  вот  работы  многих Малых  голландцев  смотрятся  как современные  работы,  в  них  есть  настроение  и  атмосфера,  в них  кипит  жизнь,  на  мой  взгляд,  они  лучше и техничнее многих  современных  живописцев.

 Их натюрморты  словно живые, как будто человек только  что отошел от стола, недоеденная булка, нож.

 Они пытались остановить время хоть на немного ,пусть на час или на день.

 Мельканье дней,движенье лет..

 Как будто бы крылаты,

Летят --и удержу им нет.
Эй время, стой!
Куда ты?

(Симон Дах)

Малые голландцы - традиционное название обширного круга голландских (Нидерланды) живописцев XVII в.; возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж, интерьер, бытовые сюжеты).

 Для живописи малых голландцев характерны тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых и колористических нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей в пейзажной или интерьерной среде.
 
Среди наиболее ярких представителей - Я. Вермер, братья Остаде, Г. Терборх, Я. Стен, Г. Метсю.
_Малые голландцы («голландский стиль», «голландское барокко») Художественная школа голландской живописи XVII в., в

которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название.

 Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка.

Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома.

Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне.

 Они висели буквально в каждом доме.
 Такого еще не бывало в истории искусства.

Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью.

В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами — более трех.

Ян Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин;
Г. Доу — триста девяносто;
Я. Стен — восемьсот девяносто;
А. Кейп — более восьмисот;
А. фан Остаде — девятьсот двадцать.

Художники писали картины целыми партиями,
Малые голландцы («голландский стиль)Художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству.
 В среднем голландский живописец, специализирующийся в «малом жанре» пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю.

 В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы.

Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра.

Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп — зимние, Эгберт фан дер Пул — «ночные пожары».

 Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, виды равнин — Ф. Конинк, интерьеры церквей — П. Я. Санредам, А. де Лорм.

 Натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы - К. де Хем.
 Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх.

Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной — один писал небо, другой — зелень, третий — фигуры, а также изменение подписей

художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых.

 На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге.

 Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных, как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса.
 А картины «малых голландцев» — подлинные жемчужины мировой живописи.
Они отличаются отточенностью формы, ясностью композиции, цветовых решений и ювелирной техникой.

 Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту.

 Благодаря мастерству художников, многие картины выглядят современней самой современной живописи.

Произведения малых голландцев совершенны.

 Так целостно и органично было их мироощущение.

Их картины были пусть и  небольшого размерва, но талант и мастерство великое.

 И многим современным  художникам стоит  у них поучится мастерству.
 


Рецензии