Дяди, перестаньте стрелять

Четыре года назад Валерка купил квартиру в этом старом доме на окраине одного украинского города. Дом действительно был очень старым, но квартиры в нём были просто огромными. В большом городе такие квартиры стоили бы больших денег, которых у Валеры просто не было.
Правда не особо повезло с соседями. В том плане, что почти все соседи были старыми людьми, с которыми и поговорить-то было не о чем. В основном они вели себя с Валеркой поучительно назидательно. Это действовало на нервы. Всё то им не то да не так в современной молодёжи. Валерка не был юнцом. У самого уже дочь в 5 класс ходила. Но для жильцов этого дома казался ещё слишком молодым.

Год назад в одной из квартир умерла хозяйка. Претендентов на эту квартиру не было. Бабка одинокой оказалась. Вот и заселили туда семью беженцев из Донбасса. Таким образом, к великой радости Валеркиной дочери, у неё появилась подружка. У беженцев была дочь, которая пошла в местную школу и даже в один классе с Валеркиной дочерью. Все бывшие школьные подружки развеялись со своими матерями по всей Европе. Да их и было не так уж и много на этой окраине. Сам Валерка домой приезжал только на выходные. Потому что работал он, как и большинство людей их городка, в соседнем большом городе. В их маленьком городке давно уже было все закрыто, кроме местных магазинов и работы для мужчин не было. 
Для Валерки это было хоть каким-то развлечением от местных старушек их двора.  Да и платили в большом городе не плохо.
Валеркина дочь Вера, пошла ростом в маму. Была даже выше всех мальчишек в классе. А характер был папин. Уж совсем не девичий. Могла любому мальчишке заехать в физиономию не задумываясь. 
Мальчишки это знали и Веру не задирали. А так как новая девочка Лена оказалась подружкой Веры, то и её никто не трогал. Правда один раз Вере сильно досталось от папы одного из одноклассников. Он даже её ударил. Правда потом этого папу ударил Верин папа. И вообще, их папы так подрались тогда во дворе что оба оказались в полиции. 
А во всём, по мнению Веры, был виноват этот противный Вадим. Он всегда всех дразнил и старался как-то обидеть. Всегда хотел показать, что он хозяин и в школе, и во дворе. Вот только показывал он это на тех, кто не мог дать сдачу.

Когда новая девочка Лена пришла в школу, Вадим сразу понял, что на неё можно наехать. У неё был какой-то затравленный вид. И вообще она всё время молчала.
- Эй, ты что глухонемая? – Толкнул её на перемене Вадим.
Лена прижалась к стене и даже закрыла глаза.
— Вот дура, перепуганная. Ты чего жмёшься? Кто тебя трогает?
- Отвали от неё! Сам дурак! – Подскочила к ним Вера.
- А ты что за беженку заступаешься? Ты знаешь откуда она?
- А тебе какое дело откуда она? Чего пристал? Больше нет к кому?
Зная Веркин характер, Вадим молча удалился в класс. Но ведь и у Вадима был характер не сахарный. Прощать обиду он не собирался.

Тогда девочки, в первый раз, шли домой со школы вместе.
- Спасибо тебе. – Сказала тихо Лена. – Ты смелая.
- С нашими пацанами по-другому нельзя. – Решительно заявила Вера. – Разве в вашей школе было не так?
- Не знаю. Я почти не ходила в школу.
- Почему? Болела?
- Нет, не болела. Просто у нас война.
- Да? У нас тоже сейчас война.
- Нет. У вас не так. У вас не страшно ещё. У вас дома целые и…
- Что и?
- Ну, не знаю, как сказать. Мертвые не валяются на земле. Понимаешь?
- Нет. Не понимаю. 
Вера действительно не понимала о чём говорит Лена. Но ей, интуитивно, было её очень жаль. Вера подумала, что, наверное, что-то такое чувствует её мама раз отдала маме Лены все вещи которые стали малы для Веры. Раньше, Верина мама эти вещи продавала через интернет.  Так многие сейчас делают.

Все эти размышления были прерваны появление Вадима и его дворовой компании.
- Верка, вали домой. – Сказал один из мальчишек. – Мы сами поговорим с этой новенькой.
- Ещё чего? Отвали по-хорошему! Чего вы к ней пристали?
- А чего она сюда прискакала?
- А тебе какое дело?  Тебе что, места мало?
Ответ мальчишки Верка уже не расслышала.  Её отвлек плач Лены, которая была позади Верки. Она оглянулась и увидела сидящую на земле зарёванную Лену. А Вадим трепал её за волосы и повторял как заведённая игрушка «вали отсюда на свой Донбасс. Там твои орки. Там ваш русский мир. Вы их ждали – они пришли. Чего же ты здесь»?
Верка даже сама, потом, толком не могла сказать какой бес в неё вселился тогда. Она как разъярённая тигрица набросилась на обидчика Лены. Уж не знаю, чем бы всё это закончилось, если бы во дворе не оказался папа Вадима.

Отец Вадима совершенно случайно выглянул в окно и увидел не радостную картину. Соседская девочка Вера сидела верхом на его сыне и толкала его окровавленное от разбитого носа лицо в придорожную пыль. Рядом с ними стояла девочка беженцев и размазывая по щекам слёзы повторяла
- Вера, Вера не надо. Ну не надо так. Ему же больно. Он просто глупый ещё. Я не враг. Честно при честно. Мы просто бежали. Понимаете? Там так страшно. Просто бежали… куда смогли.
Но Вера не слышала слов Лены. Она лишь талдычила голову обидчика в пыль и тоже, как заведённая кукла повторяла «сука, сука, сука».

Отец Вадима быстро выскочил во двор и оттянул Веру от своего сына.  Влепил ей пощёчину со словами
- Разве ты девочка? Дикарка какая-то! Фу, смотреть противно.
- А чего он слабых обижает? Рад что она сдачи не может дать? Так я дам!
- Пап, она за москальку заступается. – Поднялся с земли Вадим.
- А ты, прежде чем дружбу с кем-то заводить, узнай кто этот человек. – Повернулся отец Вадима к Вере. – А то ведь знаешь поговорку «скажи кто твой друг и я пойму, кто ты».
- Вы злой. – Выдавила из себя Вера. – Нас в школе не учили слабых обижать. А Ваш сын только это и делает. Тронет Лену ещё хоть раз, так я его ещё не так отделаю.
- Ну я вижу, твои родители тебя уму разуму не научат. Непонятно чему вообще они тебя учат. Ну так я научу сам!
Отец Вадима схватил Верку за ухо и потащил к подъезду. Можно только догадываться каким бы было воспитание отца Вадима. Но тут во двор зашёл папа Веры. Он как раз приехал домой на выходные дни. Он не знал, что произошло между всеми участниками, но ему было достаточно того, что он увидел. А увидел он плачущую упирающуюся дочь, которую соседский мужик тащил в подъезд своего дома. Это был соседний с ними дом с общим двором.
Драка между ними завязалась не шуточная и разнять их смогла только кем-то вызванная полиция.
В полицейском участке с ними обоими провели воспитательную беседу и выписали обоим штраф за нарушение порядка. Одному папаше пытались внушить, что к беженцам на их территории нужно относиться лояльно. Что никакие они не враги.  Тем более что бежали они на свою территорию, а не врага.  А второму говорили, чтобы занялся воспитанием дочери. Что же это такое, девочка, а ведёт себя хуже бездомного мальчишки. 
Отцы молча слушали, но каждый, как мне кажется, остался при своём мнении. Ведь у одного из отцов погиб брат на Донбассе. А второй, зная современные реалии жизни, сам старался воспитывать дочь так, чтобы она всегда могла постоять за себя, а не беспомощно плакать.
 Как бы там ни было, но Лену больше никто из мальчишек не трогал. Да и воздушная тревога стала звучать всё чаще и чаще. И школу пришлось закрыть. Всё обучение перешло на «онлайн». Но девочки подружились и вместе играли во дворе дома. А папа Веры, приезжая на выходные, привозил конфеты для них обоих. А иногда, водил их в местную пиццерию. Это было единственное «крутое» заведение, оставшееся в их городе.
Вера часто задавала папе с мамой странные вопросы. А может быть и не странные. Наверное, они были странные тем, что вообще задаются ребенком.
- А кто такие беженцы?
- Ну, это люди, которые не могут жить в своих домах. Жить там, где жили раньше.
- Почему не могут?
- По разным причинам. Например, какие-то катаклизмы или война.
- Как у Лены?
- Как у Лены. – Вздыхала мама Веры.
- Ну так говорят, что у нас тоже война. Мы тоже будем беженцами?
- Типун тебе на язык! Не приведи Господи! -  Всегда отвечала мама и при этом обязательно крестилась. Ни при каких других случаях мама Веры никогда не крестилась.
- Почему ты крестишься? – Не унималась любопытная Вера.
- Не приставай! – Отмахивалась мама от Веры. – Иди лучше уроками займись. Вы с этой онлайн учёбой совсем все тупыми повыростаете.
В вопросе учёбы папа Веры был абсолютно согласен с мамой. Он сам много раз говорил, что с такой учёбой их детей не возьмут даже клубнику в Польше собирать.
- Пап, а почему Бог не помог Лениной маме? Потому что она не крестилась как наша?
- Ты уроки сделала? Или опять весь день во дворе прогуляла? – Папа, почему-то, никогда не отвечал прямо на вопрос своей дочери.
- Я не понимаю, а мама говорит, что она тоже не знает.  Как мне их делать?
- Так нужно не кошку гладить, когда учитель объясняет, а слушать внимательно. И спрашивать, если непонятно.
- А я не могу спрашивать. – Надувала обиженно губы Вера.
- Почем это ты не можешь спрашивать?
- Я ещё не могу на украинском языке говорить. А нужно на украинском.
- Ну ты же понимаешь, что учитель говорит?
- Понимаю. – Не очень-то уверенно отвечала Вера.
- Ну вот.
- Я понимаю, а сама сказать не могу. Почему ты кричишь на меня? Ты же тоже на украинском языке не говоришь.
- Я не кричу.
- Нет кричишь. Ты кричишь и сам этого не понимаешь. Я на улицу лучше пойду.
- Вот-вот, только и умеете в телефонах сидеть да по улицам бегать.
- А я не сижу в телефоне. Ты мне не хочешь его покупать. А мама свой не дает.
- Так я тебе уже три покупал. И где они?
- Ну я потеряла. Я же не специально. Так получилось.
- Ну вот теперь будешь без телефона. Я не могу работать только на твои телефоны. Теперь будешь знать, что за своими вещами нужно следить.

Вера вздыхала и шла на улицу к своей подружке. На улице они играли в «классики» или шли на соседнюю улицу за мороженным.
- Лен, а твоя мама крестится? - Спрашивала Вера подругу.
- Нет. А зачем?
- Ну я не знаю. Моя мама крестится, когда о войне говорят. Может быть, если бы твоя крестилась, то вы бы не стали беженцами.
- В смысле наш дом и другие дома в нашем городе не разбомбили бы?
- Ну да.
- Нет. Не думаю, что это помогло бы.
- Почему не думаешь?
- Ну например, моя бабушка всегда крестилась и у неё даже икона на стене была. А ещё она в церковь ходила.
- И что?
- Ничего. В их дом бомба попала. Они умерли. А я только-только от них ушла домой.
- Получается, что тебя Бог спас.
- Ничего не получается. – Вздохнула совсем по-взрослому Лена. -  Я же не крещусь и ни в какого Бога не верю.
- Ну, да. Не получается. – Соглашалась со своей подругой Вера.
Пройдя немного молча, Вера опять начинала свои расспросы, на которые никто не мог дать ей понятный ответ.
- Лен, а почему тебя и твою маму многие в нашем дворе не любят?
- Не знаю. Мы же не сразу в ваш город пришли. Нас ни где не любят. Наверное, потому что мы с Донбасса.
- Какая разница откуда?
- Ну я не знаю. Мы просто жили да жили, как все люди. Как вы здесь живёте. А потом начали стрелять. Я не знаю почему. Мы никого не трогали. Мы просто жили.
— Это страшно?
- Да.Очень страшно. Я не хочу, чтобы и здесь начали стрелять. Пусть меня и маму многие не любят, но только не нужно стрелять.
- Нет, я так не считаю. Нужно всегда уметь за себя постоять. Так мой папа говорит.
- Мой папа тоже так говорил и его убили. Там. Моя мам считает, что слабым быть лучше. Тогда пожалеют. А кто что-то доказывает – того убивают, как моего папу.
- Ну да, так бы тебя Вадька со своими дружками пожалел бы! – С сомнением отвечала Вера.
- А что бы ты сделала, если бы твой папа не успел прийти? Что бы ты сделала если бы у тебя не было папы?
- Не знаю. Но я бы не плакала! – Решительно заявила Вера.
- Ну ты же плакала!
- Нет я не плакала!
- Нет, ты плакала. Я же видела. Только не так сильно, как я.
- Да? Я плакала? Честно?
- Честно.
- А я и не заметила. Представляешь?
- Да. Представляю. Я много людей видела которые плакали и не замечали этого.

А потом в их старый дом на отшибе города вселилась ещё одна семья. Там так же умерла старуха и в её освободившеюся квартиру поселился её племянник со своей семьёй. Детей у этой семьи не было. Мужчина воевал, а его жена особой дружбы ни с кем не водила. Да и с кем? Местные люди казались ей скучными и не интересными, как и сам этот городок. Женщина эта часто гостила у своей сестры, в Киеве. Проводила там целые месяца. Ну а потом, когда её муж приехал в отпуск, они затеяли грандиозный ремонт в квартире. Ремонт действительно получился на славу.  Так сказать, по последнему слову современной техники и стилю. Многие во дворе не понимали зачем им такой ремонт? Да они в эту старую квартиру вложили больше чем стоит весь этот дом. А если бомба попадёт?

Как-то, приехав на выходные, Валерка прямо в подъезде столкнулся с новым соседом.
- Привет, сосед! – Протянул руку Валерка. – Давай знакомиться, что-ли? А то как-то не по-людски получается.
- Ну давай. – Пожал сосед протянутую руку. – Заходи, выпьем за знакомство. Я – Стас.
- Кто?
- Ну, Стас. Станислав. Ты чего, имени такого не слышал?
- Да не расслышал сразу. Редкое имя.

А потом они оба сидели на кухне нового соседа и просто болтали. 
Оказалось, что сосед этот уже много лет воюет. Чуть ли не с 2014 года.
- Ну ты прямо «щырый украинец». Сказать по правде, никогда таких не встречал.
- Да обычный я. Да и много нас таких.
- Ну не скажи. Столько лет на войне. Это не каждый сможет.
— Это только по началу так кажется. А потом затягивает. Да и должен же кто-то свою землю отстаивать. Мы ведь ни к кому сами не пришли. Это они к нам пришли.  Или ты так не считаешь?
В голосе соседа Валерка уловил угрожающие нотки. И хотя Валерка трусом никогда не был, но решил на рожон не лезть. Ответил на вопрос уклончиво.
- Да так-то он так. Вот только людей жалко.
- Людей жалко. – Согласился сосед. – Да как иначе?
- Не знаю, пожал плечами Валерка. – Только неправильно всё это, как-то.
- А как правильно?  Ты ответь! Ответь прямо, как есть.
- Ну говорю же, что не знаю. Может быть мать его так, тот Донбасс? Не хотят они с нами жить – ну и не надо.
- Не надо. – Согласно кивнул головой сосед.  – Их что, кто-то держит? Пусть валят на все четыре стороны.
- Но ведь они там всегда жили. Разве нет? Их предки там жили. Куда им валить?
- Ну так если я тебя правильно понял – ты считаешь, что это мы должны свалить со своей земли? И с чем мы тогда останемся? Нате вам Крым на тарелочке с каёмочкой. Нате вам – Донбасс и Луганск? А может быть ещё чего-то желаете? Ну так нам не жалко. Забирайте Херсон, Запорожье и всё остальное к такой бабушки тоже забирайте. Так что ли?  А нет, господа хорошие, не будет так. Подавитесь! В собственной крови захлебнётесь. Хватит одеяло на себя тянуть.  Хватит все звёзды себе присваивать. А то ишь ты – войну они выиграли. Сами! А другие национальности? А мы, украинцы, что, на печи отсиживались? Они этого не видят. Им дай волю, так они все страны под себя загребут. Вояки грёбанные. Я уже насмотрелся какие они воины. С таким уж точно фашистов они бы никогда не победили.
- Ну, может оно и так. Вам там, на передовой виднее. Не зря же ты уже столько лет жизнь свою готов там оставить. Да вот только говорят, что Херсон, да и почти вся Запорожская область уже под ними.
- Это ты что «тик-тока» что ли наслушался? Или российские новости слушаешь?
- Да откуда у нас российские новости? Люди говорят.
- Какие люди?
- Ну как какие? Вон, беженцев полные города.
- Знаешь, что я тебе скажу сосед ты мой? Я сейчас сюда почти из-под самого Донецка вернулся. Бьём мы их и будем бить. Нам терять нечего. Мы за свою землю, а не за чужую, как они. Ты запомни главное. Это я тебе как сосед говорю – не мы к ним пришли, а они к нам.
- Я вот на западной Украине был недавно. Так там поговаривают, что поляки хотят свои земли назад получить. Так сказать, за оказанную помощь.
- Да кто нашу землицу уже только не хотел? Вот я тебе голову даю на отсечение – пока хоть одна рука сможет держать оружие – будем стрелять. Русских, поляков, кого угодно, кому нашей земельки захочется. И получить они нашу землю смогут только мёртвой. 
И даже тогда не будем им на нашей земле покоя.  Мы мёртвые к ним приходить будем. В страшных снах.
- Ну с нами всё понятно. – Примирительно сказал Валерка. – Детей жалко.
- Так, ради них и воюем! 

А ещё через пару дней весь двор провожал соседа на войну. Закончился его отпуск. Вытащили стол на улицу. Бабки, что смогли на свою пенсию достать, приготовили да на стол вынесли. Ну прямо соседская идиллия, как при Союзе было. Кто-то из старух именно так и сказал. Да вот только не успели соседи поднять свои бокалы как раздалась воздушная тревога. И никто, кроме нашего вояки, не обратил на неё никакого внимания. 
- А вы чего в убежище не бежите? – Растеряно спросил сосед. –  Ну или в подвал. Тревога же!
- Ну и что? – Так же удивлённо спросила его одна из старух.
- Как что? В укрытие нужно бежать!
- Эх сынок, да мы к этим тревогам давно привыкли уже. Повоет и перестанет. Мы уже даже спим спокойно, когда оно воет.
- Нет, вы просто не понимаете. Так же нельзя! Это опасно. Очень опасно.

И только маленькая Лена молча вылезла из-за стола и взяла за руку Веру.
- Пошли в подвал. – Тихо казала она. – Этот дядя правду говорит. Нужно сидеть в подвале.
И уже сидя в подвале Вера спросила
- Тебе страшно?
- Нет. – Ответила Лена. – Я привыкла. Просто сейчас всё будет дрожать и сыпаться, наверное. Нужно опустить голову между коленок и закрыть её руками. Вот так. Нам так в школе когда-то показывали.
- Ты всё равно не бойся. – Повторила Вера. – Этот дядя и другие такие дяди нас спасут.
- От кого?
- От русских. Это же они стреляют.

Лена промолчала. Она не знала, что ответить своей подружки. Ведь её папу убили такие дяди как этот.  Точно в такой форме. Она видела это собственными глазами.

- Ты чего молчишь? Не веришь мне? – Высунула голову из-под своих коленок Вера.
- Я просто хочу, что бы все дяди перестали стрелять. Все. Как когда-то, до войны.
- Да. - Ответила Вера опуская свою голову между коленок. -Пусть перестанут.


Рецензии
Ваш рассказ, Людмила, трогает так глубоко, что даже не знаешь, как эту беспомощную глубину выразить. Дети и война... Что может быть страшнее?
Бедные дети,лишенные нормального детства, привыкшие к бомбёжкам, обстрелам, подвалам, где, чтобы спастись, нужно согнуть ноги, опустить голову между коленок и закрыть её руками... Это беспросветный ужас!

"- Я просто хочу, что бы все дяди перестали стрелять. Все. Как когда-то, до войны.
- Да. - Ответила Вера опуская свою голову между коленок. -Пусть перестанут."

"Пусть все дяди перестанут стрелять!" - хочется это кричать и кричать...

Мира нам всем и добра!

Тамара Кучук   02.02.2024 14:09     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Тамара. Да, именно эти слова хочется кричать и кричать. Поэтому так и рассказ назвала. Девочка Лена, почти реальный персонаж. Просто я, бывая на Украине, встречала многих таких Лен и Вадимов и Верок. Все они реальные друзья моей внучки - пятиклассницы. Кого из них осуждать? А главное - за что? Ведь это мир взрослых делает их такими.
Вот в этом году была на Украине. Больше всего поразило то, что перед 1 сентября, всех учашихся школ собрали во дворе этих школ и учили детей как себя вести при бомбёжке. Как идти в убежище старшим и младшим классам, не создавая паники и как вообще себя вести. Как голову защищать и так далее. Мне тоже разрешили посмотреть, потому что я бабушка. Я смотрела и думала "тоесть, получается, что если останешся без рук или ног, то это не беда? Зато голова целая!"
Что вообще тут можно говорить?! Только одно "дяди перестаньте стрелять. ВСЕ".

Людмила Троян   03.02.2024 00:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.