Из песни слова не выкинешь

Какая прелесть – русские романсы. Помню «Вечер русского романса» на канале «Культура».  Правда бывшая ведущая стала врагом народа. Но не в этом суть.  Романс от песни, по-моему, отличается, тем, что в нем замечательный текст. То есть, ты текст замечаешь. В песне часто текст такой, что его не замечаешь.  Основную роль играет музыка, передаваемое музыкой настроение. Попробуйте прочитать тексты некоторых песен отдельно без музыки. Они бывают нечитабельны. Напрасно говорят, что из песни слова не выкинешь. Из текстов некоторых песен легко можно выкинуть. И нельзя даже сказать, что при этом смысл в них не изменится. Поскольку смысл еще нужно искать.   Романс же отличается так сказать, упакованностью текста. Я перечислю некоторые, сразу пришедшие на ум. Выборочно, несколькими строками. 

  «Я ехала домой, душа была полна каким-то трепетом каким-то новым счастьем. Казалось мне, что все с таким участьем с такою ласкою смотрели на меня»

«Я о прошлом теперь не мечтаю, и мне прошлого вовсе не жаль. Только крепче к груди прижимаю эту темно-вишневую шаль»

 «Лишь только вечер затеплится синий, лишь только звезды блеснут в небесах, и черемух серебряный иней уберет жемчугами роса»

  «Пара гнедых, запряженных с зарею…. Ваша хозяйка в старинные годы много хозяев имела сама. Опытных в дом привлекала из моды, более нежных сводила с ума.»

«Гори, гори, моя звезда. Звезда любви приветная! Ты у меня одна заветная, другой не будет никогда.»

Расцвет романса пришелся на конец 19 века. В интернете, правда, написано, что золотой век русского романса пришёлся на начало двадцатого века. Однако и по сей день проскакивают произведения, которые по качеству текста можно причислить к романсу.
 
Но как верно сказал Глинка, музыку создает народ, и тексты к песням или романсам, хоть и создают отдельные авторы, но они-то -  часть народа. то есть то что в головах людей,  что в их мыслях, настроениях, то и в стихах.

В конце девятнадцатого века республики начинают все больше теснить монархии. Да и во многих монархиях король уже – номинальная фигура. Возникают политические партии, объединяющие не элиту а массы.  А в России, в абсолютной монархии, партии нелегальные. И борьба партий с самодержавием велась кровавая. А в партии, особенно подпольной, строгая дисциплина. Там над Я владычествует МЫ. И появляются песни, по настроению совсем не похожие на перечисленные выше романсы. И после победы революции, МЫ оставалось главным. таков было настроение народа. при все том, что у каждого была своя личная жизнь. Но, как писал Островский,  все мелочное прошлое, то есть частные интересы, должны ужаться, а все силы  должны быть отданы борьбе за освобождение человечества.  И песни, в которых главным было МЫ, распевала вся страна. Сразу оговорюсь, сочинялись и пелись и другие песни. О любви, о весне. Но!  я не сравниваю качество тех песен и других.  Сраниваю, какие песни заполняли звуковое пространство. это просто определить заглянув в свою память. Я заглядываю в свою. Были  в моей юности лирические песни типа "А у нас во дворе" Может быть, лирических песен было по количеству даже больше, чем патриотических. но есть такой показатель, как частота воспроизведений. И авторитет автора, авторитет исполнителя. как говорил Маяковский, "без серпа и молота не покажешься в свете"  Так и с песней. Прекрасный популярный  певец с хорошим голосом давал концерт. Треть песен были со словом МЫ.  МЫ строим, МЫ идем семимильными шагами, МЫ боремся за светлое будущее. И если я начинаю вспоминать песни того времени, то лирические песни могу помнить нетвердо, а вот  патриотические вцепились в память как Джульбарс в нарушителя границы.  Из песни слова не выкинешь. Песни со словом МЫ звучали из радиоприемников так часто, что каждый, кто жил в эти годы, их прекрасно помнит.

   «Нам ненавистны тиранов короны. Цепи народа-страдальца мы чтим.  Кровью народной залитые троны кровью мы наших врагов обагрим.»

  «Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем мы наш мы новый мир построим. Кто был ничем тот станет всем.»

   «Вышли мы все из народа, дети семьи трудовой. Братский союз и свобода – вот наш девиз боевой»


   «Мы красные кавалеристы и про нас былиннники речистые ведут рассказ»

   «Мы кузнецы и дух наш молод, куем мы счастия ключи.»    Слова Ф. Шкулева.

   «Мы мирные люди, но наш бронепоезд. Стоит на запасном пути.»      Слова Светлова.

   «Мы ехали шагом, мы мчались в боях и яблочко песню держали в зубах.»     Слова Светлова.

   «Мы рождены чтоб сказку сделать былью».      Слова Германа

  «Нам нет преград ни в море, ни на суше, нам не страшны ни льды, ни облака.   Слова Д Актиль

      «Но сурово брови мы насупим, если враг захочет нас сломать.»    Слова В. Лебедева-Кумача.

    «Взвейтесь кострами, синие ночи. Мы пионеры дети рабочих.»       Слова А. Жарова.

    «Сегодня мы не на параде. Мы к коммунизму на пути. В коммунистической бригаде. С нами Ленин впереди.»     Слова Харитонова

    «Мы покоряем пространство и время, мы молодые хозяева земли.»    Слова В. Лебедева-Кумача.

   «Изменников подлых гнилую породу, мы грозно сметаем с пути своего. Мы гордость народа, мы мудрость народа, мы сердце народа и совесть его.»       Слова В. Лебедева –Кумача. «Гимн партии большевиков»

   «Мы прошли с тобой полсвета если надо повторим.»  Слова М. Дудина.

   «Мы войны не хотим, но себя защитим, Оборону крепим мы недаром, и на вражьей земле, мы врага разгромим малой кровью, могучим ударом.»     Слова В. Лебедева-Кумача

   «Мы сильны своей верною дружбой. Сквозь огонь мы пройдём, если нужно. Открывать молодые пути.»     Слова Е. Долматовского

   «Мы с железным конем все поля обойдем. Соберем и посеем, и вспашем. Наша поступь тверда, и врагу никогда не гулять по республикам нашим.»     Слова В. Лебедева-Кумача.


   «Мы крепко держим знамя авангарда, Его несём отважно сквозь года. Нас на планете четверть миллиарда» Слова М. Вершинина.

  В  этом перечне есть армейские песни. И там слово МЫ в тексте вполне объяснимо. Но много встречается и песен, касающихся мирной жизни, в том же ключе.  По песням чувствуется, что мирная жизнь в годы их написания была приравнена к армейской. Перегибаю палку?

  Один знакомый упрекал меня, что я в своем желании поумствовать, неправомерно ссылаюсь на философские законы. Но куда денешься, если закон перехода количества в качество сам напрашивается. Количество песен подобного содержания становится маркером качества жизни. Перегнул палку?  Но я приведу слова компетентных авторов. Заметьте, что в песнях немало текстов Лебедева - Кумача. И вот что было написано в некрологе на его смерть газетой «Правда»
«В. И. Лебедев-Кумач внёс в сокровищницу русской советской поэзии простые по форме и глубокие по содержанию произведения, ставшие неотъемлемой частью нашей социалистической культуры.»

  Тесты песен не могут стать неотъемлемой частью если они не отражают настроение в стране.  Поэтому вполне понятно, что Лебедев – Кумач похоронен на Новодевичьем кладбище. 

А где упокоился известный еще до революции поэт-символист, как пишет Интернет «Один из крупнейших представителей русской литературы ХХ века — Серебряного века.» Написавший: «Мы живем под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны»?  И не спасла его «Ода Сталину» Где похоронен Мандельштам?

А вот другой поэт, отметившийся упадническими стихами. Иосиф Бродский

«Мы боимся смерти, посмертной казни.
Нам знаком при жизни предмет боязни:
пустота вероятней и хуже ада.
Мы не знаем, кому нам сказать "не надо".»

 Какие из поэтов видели страну точнее?  Одни видели  такой как видели. Другие
 писали о такой, какой стать ей  была поставлена задача.  Пока я подрастал  песен со словом МЫ, песен марширующей колоны,  сочинялось все меньше. время менялось. Верно сказал Светлов: "Но новые песни придумала жизнь. Не надо , ребята, о песне тужить." новая жизнь вносит новые песни. Думал, что уже песни марширующей колонны отошли в прошлое. Я их не слышу. а если услышите их снова, вспомните эти слова:   «Немецкая нация ре­шительно настроена найти свой жизненный стиль. Это стиль мар­ширующей колонны». Альфред Розенберг. Вот и задумаешься, как перекликаются судьбы песен, судьбы поэтов, судьбы поющих и судьба страны.


Рецензии