Из песни слова не выкинешь
«Я ехала домой, душа была полна каким-то трепетом каким-то новым счастьем. Казалось мне, что все с таким участьем с такою ласкою смотрели на меня»
«Я о прошлом теперь не мечтаю, и мне прошлого вовсе не жаль. Только крепче к груди прижимаю эту темно-вишневую шаль»
«Лишь только вечер затеплится синий, лишь только звезды блеснут в небесах, и черемух серебряный иней уберет жемчугами роса»
«Пара гнедых, запряженных с зарею…. Ваша хозяйка в старинные годы много хозяев имела сама. Опытных в дом привлекала из моды, более нежных сводила с ума.»
«Гори, гори, моя звезда. Звезда любви приветная! Ты у меня одна заветная, другой не будет никогда.»
Расцвет романса пришелся на конец 19 века. В интернете, правда, написано, что золотой век русского романса пришёлся на начало двадцатого века. Однако и по сей день проскакивают произведения, которые по качеству текста можно причислить к романсу.
Но как верно сказал Глинка, музыку создает народ, и тексты к песням или романсам, хоть и создают отдельные авторы, но они-то - часть народа. то есть то что в головах людей, что в их мыслях, настроениях, то и в стихах.
В конце девятнадцатого века республики начинают все больше теснить монархии. Да и во многих монархиях король уже – номинальная фигура. Возникают политические партии, объединяющие не элиту а массы. А в России, в абсолютной монархии, партии нелегальные. И борьба партий с самодержавием велась кровавая. А в партии, особенно подпольной, строгая дисциплина. Там над Я владычествует МЫ. И появляются песни, по настроению совсем не похожие на перечисленные выше романсы. И после победы революции, МЫ оставалось главным. таков было настроение народа. при все том, что у каждого была своя личная жизнь. Но, как писал Островский, все мелочное прошлое, то есть частные интересы, должны ужаться, а все силы должны быть отданы борьбе за освобождение человечества. И песни, в которых главным было МЫ, распевала вся страна. Сразу оговорюсь, сочинялись и пелись и другие песни. О любви, о весне. Но! я не сравниваю качество тех песен и других. Сраниваю, какие песни заполняли звуковое пространство. это просто определить заглянув в свою память. Я заглядываю в свою. Были в моей юности лирические песни типа "А у нас во дворе" Может быть, лирических песен было по количеству даже больше, чем патриотических. но есть такой показатель, как частота воспроизведений. И авторитет автора, авторитет исполнителя. как говорил Маяковский, "без серпа и молота не покажешься в свете" Так и с песней. Прекрасный популярный певец с хорошим голосом давал концерт. Треть песен были со словом МЫ. МЫ строим, МЫ идем семимильными шагами, МЫ боремся за светлое будущее. И если я начинаю вспоминать песни того времени, то лирические песни могу помнить нетвердо, а вот патриотические вцепились в память как Джульбарс в нарушителя границы. Из песни слова не выкинешь. Песни со словом МЫ звучали из радиоприемников так часто, что каждый, кто жил в эти годы, их прекрасно помнит.
«Нам ненавистны тиранов короны. Цепи народа-страдальца мы чтим. Кровью народной залитые троны кровью мы наших врагов обагрим.»
«Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем мы наш мы новый мир построим. Кто был ничем тот станет всем.»
«Вышли мы все из народа, дети семьи трудовой. Братский союз и свобода – вот наш девиз боевой»
«Мы красные кавалеристы и про нас былиннники речистые ведут рассказ»
«Мы кузнецы и дух наш молод, куем мы счастия ключи.» Слова Ф. Шкулева.
«Мы мирные люди, но наш бронепоезд. Стоит на запасном пути.» Слова Светлова.
«Мы ехали шагом, мы мчались в боях и яблочко песню держали в зубах.» Слова Светлова.
«Мы рождены чтоб сказку сделать былью». Слова Германа
«Нам нет преград ни в море, ни на суше, нам не страшны ни льды, ни облака. Слова Д Актиль
«Но сурово брови мы насупим, если враг захочет нас сломать.» Слова В. Лебедева-Кумача.
«Взвейтесь кострами, синие ночи. Мы пионеры дети рабочих.» Слова А. Жарова.
«Сегодня мы не на параде. Мы к коммунизму на пути. В коммунистической бригаде. С нами Ленин впереди.» Слова Харитонова
«Мы покоряем пространство и время, мы молодые хозяева земли.» Слова В. Лебедева-Кумача.
«Изменников подлых гнилую породу, мы грозно сметаем с пути своего. Мы гордость народа, мы мудрость народа, мы сердце народа и совесть его.» Слова В. Лебедева –Кумача. «Гимн партии большевиков»
«Мы прошли с тобой полсвета если надо повторим.» Слова М. Дудина.
«Мы войны не хотим, но себя защитим, Оборону крепим мы недаром, и на вражьей земле, мы врага разгромим малой кровью, могучим ударом.» Слова В. Лебедева-Кумача
«Мы сильны своей верною дружбой. Сквозь огонь мы пройдём, если нужно. Открывать молодые пути.» Слова Е. Долматовского
«Мы с железным конем все поля обойдем. Соберем и посеем, и вспашем. Наша поступь тверда, и врагу никогда не гулять по республикам нашим.» Слова В. Лебедева-Кумача.
«Мы крепко держим знамя авангарда, Его несём отважно сквозь года. Нас на планете четверть миллиарда» Слова М. Вершинина.
В этом перечне есть армейские песни. И там слово МЫ в тексте вполне объяснимо. Но много встречается и песен, касающихся мирной жизни, в том же ключе. По песням чувствуется, что мирная жизнь в годы их написания была приравнена к армейской. Перегибаю палку?
Один знакомый упрекал меня, что я в своем желании поумствовать, неправомерно ссылаюсь на философские законы. Но куда денешься, если закон перехода количества в качество сам напрашивается. Количество песен подобного содержания становится маркером качества жизни. Перегнул палку? Но я приведу слова компетентных авторов. Заметьте, что в песнях немало текстов Лебедева - Кумача. И вот что было написано в некрологе на его смерть газетой «Правда»
«В. И. Лебедев-Кумач внёс в сокровищницу русской советской поэзии простые по форме и глубокие по содержанию произведения, ставшие неотъемлемой частью нашей социалистической культуры.»
Тесты песен не могут стать неотъемлемой частью если они не отражают настроение в стране. Поэтому вполне понятно, что Лебедев – Кумач похоронен на Новодевичьем кладбище.
А где упокоился известный еще до революции поэт-символист, как пишет Интернет «Один из крупнейших представителей русской литературы ХХ века — Серебряного века.» Написавший: «Мы живем под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны»? И не спасла его «Ода Сталину» Где похоронен Мандельштам?
А вот другой поэт, отметившийся упадническими стихами. Иосиф Бродский
«Мы боимся смерти, посмертной казни.
Нам знаком при жизни предмет боязни:
пустота вероятней и хуже ада.
Мы не знаем, кому нам сказать "не надо".»
Какие из поэтов видели страну точнее? Одни видели такой как видели. Другие
писали о такой, какой стать ей была поставлена задача. Пока я подрастал песен со словом МЫ, песен марширующей колоны, сочинялось все меньше. время менялось. Верно сказал Светлов: "Но новые песни придумала жизнь. Не надо , ребята, о песне тужить." новая жизнь вносит новые песни. Думал, что уже песни марширующей колонны отошли в прошлое. Я их не слышу. а если услышите их снова, вспомните эти слова: «Немецкая нация решительно настроена найти свой жизненный стиль. Это стиль марширующей колонны». Альфред Розенберг. Вот и задумаешься, как перекликаются судьбы песен, судьбы поэтов, судьбы поющих и судьба страны.
Свидетельство о публикации №223062400808