По заветам Дейла Карнеги

Когда появился русский перевод книги Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»? По памяти это год 1990-й или 1991-й, когда книги по инерции еще считались важным атрибутом достатка при обустройстве квартиры наравне с громоздкой мебельной стенкой, хрусталем и «персидским» ковром на стене. В то время было принято говорить честно в лицо все то неприятное, что ты думаешь о внешности, образе жизни и умственных способностях собеседника. Первые адепты Дейла Карнеги, пытавшиеся применять советы из его книги на практике, выглядели сильно неуклюже и часто еще больше распаляли оппонента, решившего, что перед ним просто безответная мишень для нападок.

Году к 1995-му уже кругом лежали брошюрки типа «анти-карнеги». И вообще эта Западная заморочка у нас не прижилась. От Запада народ требовал рецепт, как каждому быстро заиметь по личному дому с пол гектара жилой площади да по три Роллс Ройса в гараже при нем. А не советы, как улыбаться синяку-соседу да спрашивать, как у него сегодня дела да как здоровье его бабушки.

Но уже в наше время довелось мне работать в одной китайской компании, буквально помешанной на информационной безопасности (ИБ). В местном представительстве даже сидел присланный с материкового Китая человек, смотрящий в том числе и за тем, чтобы сотрудники, уходя с работы, не оставляли ноутбуки на столах. Вот однажды по этой части я и оплошал, – после поздней встречи с заказчиком я не стал возвращаться в офис и никого из коллег не попросил убрать ноутбук с моего стола хотя бы в тумбочку рядом.

На утро моего ноутбука не было на столе, – вместо него на нем лежал заполненный лист формата А4. Типа, протокол изъятия за нарушение ИБ. Наши коллеги тут же оживились, – ну когда, когда же ты пойдешь забирать ноутбук! У нас, офисных, лучшее развлечение, это злосчастие коллеги. Я проигнорировал с десяток непрошенных советов быстрее пойти к безопаснику, и продолжал делать ту работу, которую можно было сделать без ноутбука. Телефонные звонки, почта. Да, почта уже была на телефоне. К обеду осталось только то, для чего нужен был ноутбук.

За изъятым ноутбуком я пошел уже на сытый желудок, после обеда. Безопасник был китаец в возрасте, похоже, из отставников. Услышав, за чем я к нему пришел, он напрягся. Нередко наши сотрудники устраивали ему скандалы за такие дела. А один, рассказывали, пригрозил даже написать заявление в полицию за кражу. Но у меня неожиданно созрел коварный план. Я пожал безопаснику руку, и, не выпуская его руки, начал благодарить его за отличную работу. Время, мол, такое, дорогой товарищ Ванг, экономический шпионаж кругом, нельзя допускать даже малейшего проявления небрежности. И продолжал в том духе еще с минуту. Спасибо родному Комсомолу, - научили этому делу так, что даже деменция не поможет забыть.

Китаец смотрел на меня разинув рот с полминуты. После чего у него начался нервный смех. Он вернул мне мой ноутбук со словами, мол, забирай, - на этот раз без выговора. Но больше так ни в коем случае. Вернувшись на свое рабочее место, я предсказуемо застал возле него коллег, собравшихся в ожидании «истории». Пришлось их разочаровать, - «он просто вернул мне мой ноутбук».

Однако история наших отношений с безопасником еще получила продолжение. Через несколько месяцев после этого случая я опрометчиво отправил на свой публичный почтовый адрес какую-то книжку из Интернета с названием типа «дао сложных интеграционных проектов». ИБ система компании по ключевым словам тут же автоматом открыла нарушение, причем уже на уровне штаб-квартиры. И пришла телега в местный офис, мол, разобраться и наказать. А у китайцев по другому не бывает. Лучше наказать невиновного, чем проступок окажется ненаказанным в глазах остальных.

Кто-то меня похлопал по плечу, когда я увлеченно писал ежеквартальный отчет. Я обернулся и увидел за спиной улыбающегося нашего китайца-безопасника. Он взял стул и по-дружески уселся рядом, держа в руках бумагу на меня из штаб-квартиры. Безопасник попросил меня показать ему это злосчастное письмо. Письмо сохранилось у меня в папке отправленных, – я ему его показал, и пояснил, что к нему приложена обычная книжка из Интернета. Китаец тут же набрал по телефону кого-то в штаб-квартире и командным голосом доложил ему, что в письме содержится общедоступная информация, а не для служебного пользования. И вообще, сотрудники в свое свободное время должны заниматься самообразованием, как завещал великий Основатель компании. Стоило бы их в этом деле поощрять. После чего безопасник сказал мне, что этот вопрос закрыт, и пожелал мне удачи в дальнейшей карьере, поскольку срок его командировки истек и он убывает обратно в Поднебесную.

Коллеги украдкой поглядывали на нашу беседу с безопасником. После того, как китаец-безопасник ушел, в отделе установилась непривычная тишина. Каждый, поди, усиленно вспоминал, не говорил ли он при мне чего «лишнего». Как там советовал Дейл Карнеги:

"Улыбайтесь, помните имя собеседника, проявляйте интерес к его темам, слушайте, искренне хвалите, не критикуйте и не спорьте."


Рецензии