Беларусь именинница

Вчера устала следить за новостями, сколько там у вагнеров до Москвы осталось, и выехала из дому с двоякой целью: закупиться впрок и почитать на травке у воды.

Не то чтобы видела в этом особый практический смысл, а по привычке, десять лет почти  тянется эта канитель, появилась привычка, при любом повороте событий всё только дорожает, так что закупиться впрок никогда не вредно.

Загрузила с верхом обе велосипедные корзины и почитала у пруда "Унесенных ветром".

Дома маялась и в перерыве между чтением телеграма успела "Кориолана" Файнса посмотреть. Экранизация шекспировской трагедии. Римский полководец из-за конфликта с плебсом переходит на сторону варваров и чуть было не захватывает с ними Рим, но его умоляют пощадить город его мать и жена, он соглашается подписать мир, за что варвары его убивают.

Не самая известная трагедия Шекспира, никогда раньше не читала - не смотрела.

Гая Марция Кориолана сам Файнс и играет. Такого древнеримского Волан-де-Морта без палочки, точнее, современного, текст оставлен Шекспира, а антураж современный.

Смотрела уже что-то подобное, классическую трагедию в современном антураже, и не понимаю, зачем. Хотя в этом случае и в классическом антураже, наверное, не восприняла бы. Королю Лиру с принцем Гамлетом сочувствуешь ведь не как царственным особам, а как людям на краю пропасти. Одного родные дочки затравили, другого мучает измена матери, ставшей женой убийцы её супруга и его отца. В обоих есть что-то от библейского Иова, если не сказать больше, от Христа (которого один ученик предал, а остальные разбежались).

А с полководцами сложнее, как построен конфликт, поняла, но не прониклась. Римская матрона, мать героя, которая воспитала его без рано погибшего отца и склонила подписать мир, тем самым обрекая на гибель, словом, Родина-мать, безтрепетно убившая сына, - никаких христианских аллюзий у меня не вызывает. Экранизация, Шекспир или Плутарх виноват, не вем.

Вернулась домой и, пока возилась с ужином, слушала Елисаветинскую Всенощную с каноном белорусским святым, нынешнее воскресенье - их память, воскресная Всенощная - это святое, раньше постоянно ходила, а в ковид привыкла к Елисаветинским трансляциям, хор и чтецы у них гораздо лучше наших приходских.

Дослушала и заглянула в телеграм, а там уже мемчики с "картофельным спасом". Чувствую, потекли слёзы. Не из-за досады на дураков, а облегчения. Соборы святых летом после Троицы всегда зимний тропарь исповедникам мне напоминают: "Цветы российского луга духовного, в годину лютых гонений процветшие"...

Хотя не все святые и не все белорусские святые мученики. Читала недавно проповедь о.Георгия Митрофанова о языческих реликтах в культе святых, дескать, нельзя подменять святыми Христа. Нельзя. Но вот есть разные земли и на каждой свой луг духовный, и сегодня наша белорусская земля именинница.

С праздником!

Кондак Собору Белорусских святых, глас 3.

Божии угодницы Белорусския земли;/
ныне со дерзновением предстоят Престолу Святыя Троицы/
и невидимо за ны молятся Богу,/ о крае нашем,//
прося нам мир и велию милость.


Рецензии